Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА "БЕЛГУ")

Ирхина И.В. 1 Беседина О.А. 1
1 кафедра педагогики Национального исследовательского университета "БелГУ"
Статья посвящена опыту организации педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в Национальном исследовательском университете «Белгородский государственный университет» как целостной системы, направленной на оказание своевременной, квалифицированной поддержки, помощи обучающемуся на протяжении всего процесса обучения. Авторами раскрыты особенности взаимодействия «студент – содержание обучения», «студент – педагог», «студент-студент» на базе интерактивной образовательной среды «Пегас», а также учебно-методического обеспечения педагогического сопровождения в условиях обучения на расстоянии в Национальном исследовательском университете «Белгородский государственный университет». В работе показана организация учебного материала на примере учебно-методического комплекса дистанционного курса «Иностранный язык» базового уровня. Авторы подчеркивают, что важной составляющей педагогического сопровождения дистанционного обучения выступает непосредственное взаимодействие студента с преподавателями и другими студентами на установочных лекциях, семинарах, лабораторных работах, консультациях. В статье сделан обзор структур университета, деятельность которых непосредственно связана с организацией и реализацией педагогического сопровождения дистанционного обучения в Национальном исследовательском университете «Белгородский государственный университет».
интерактивная образовательная среда «Пегас».
дистанционный курс «Иностранный язык»
учебно-методическое обеспечение
взаимодействие
педагог
студент
педагогическое сопровождение дистанционного обучения
дистанционное обучение
1. Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Белгород, 2012. - Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru/bsu/.
2. Моисеенко, О. А. Английский язык. Базовый курс [Электронный ресурс] / О. А. Моисеенко // Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ). - Белгород, 2012. - Режим доступа: http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=560.
3. Система электронного обучения «Пегас» [Электронный ресурс] // Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ). - Белгород, 2012. - Режим доступа: http://pegas.bsu.edu.ru/.
4. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Е. С. Полат, С. А. Бешенков, М. Ю. Бухаркина [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2004. - 414 с.
5. Управление заочного, очно-заочного обучения и электронных образовательных технологий НИУ БелГУ [Электронный ресурс] // Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ). - Белгород, 2012. - Режим доступа: http://sdo.bsu.edu.ru/news.php.
На современном этапе дистанционное обучение (ДО), с опорой на новейшие информационные и коммуникационные технологии, выступает одной из самых эффективных и перспективных форм удовлетворения образовательных потребностей людей. Основу образовательного процесса ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, имеющего возможность учиться в удобном для себя месте и режиме. Вместе с тем, отечественные и зарубежные исследователи (Д. Киган,  А. Тейт, Д. Сьюарт; В. И. Овсянников, Е. С. Полат) придерживаются единой позиции, что в условиях ДО студент, являясь активным участником образовательного процесса, сталкивается с определенными трудностями, что обусловлено возросшей долей самостоятельной работы, широким применением ИКТ, особенностями общения на расстоянии и др. Среди проблем выделяются: психологическая неподготовленность обучающихся к самостоятельной работе, недостаточность непосредственной обратной связи с преподавателем, слабость технической поддержки, отчуждение и изоляция во время учебного процесса, нехватка навыков обращения со средствами ИКТ [4, c. 319-324]. В этих условиях становится актуальной проблема организации системы педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов, цель которой заключается в оказании помощи в формировании самостоятельной личности студента, умении самостоятельного решения своих проблем и использовании этого опыта в будущем. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения (ПС ДО) студентов рассматривается как целостная система, базисом которой является целенаправленное, специально организованное интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, направленное на оказание своевременной, квалифицированной поддержки, помощи обучающемуся на протяжении всего процесса обучения в вузе.

На этапе модернизации высшей школы, её интеграции в мировое образовательное пространство закономерным представляется целенаправленное изучение, объективный анализ и выявление позитивного опыта в области организации системы педагогического сопровождения дистанционного обучения (ПС ДО) студентов. В рамках данной статьи целесообразно обратиться к опыту организации системы ПС ДО в Национальном исследовательском университете «БелГУ» (НИУ «БелГУ»). В настоящее время НИУ «БелГУ» является одним из ведущих вузов РФ и Белгородской области, который осуществляет дистанционную подготовку специалистов высшей квалификации по ряду специальностей «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Государственное и муниципальное управление», «Социальная работа», «Менеджмент организации» и др. [1]. Контингент потребителей ДО в НИУ «БелГУ» весьма обширен: выпускники школ, лица с высшим образованием, нуждающиеся в переквалификации и повышении квалификации, лица с ограниченными возможностями и др. Следует отметить, что в университете наработан значительный опыт по реализации ПС ДО студентов. Так, уже в 2007 г. 5146 студентов обучались по заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий.

В структуре НИУ выделяется специальное подразделение - Управление заочного, очно-заочного обучения и электронных образовательных технологий, в состав которого входит 4 отдела (учебно-методический, организационный, информационно-технологический и отдел заочного и очно-заочного обучения) [5]. Специалисты управления занимаются разработкой нормативно-правовых и организационно-методических документов, обеспечивающих реализацию системы ПС; координацией взаимодействия структурных подразделений системы ДО; развитием основы (единая информационно-образовательная среда) для функционирования системы ПС ДО; реализацией и контролем за системой ПС ДО; подготовкой педагогических кадров; осуществлением кооперации с другими образовательными учреждениями для повышения эффективности системы ПС ДО и др.

Следует отметить, что студент ДО имеет доступ к широкому диапазону возможностей, услуг и ресурсов, предлагаемых университетом. Важную роль в системе ПС ДО НИУ «БелГУ» играют подразделения, деятельность которых направлена на организацию всесторонней помощи обучающимся как очного, так и дистанционного обучения: научная библиотека, задача которой заключается в предоставлении разнообразных ресурсов и услуг для всех субъектов системы ПС ДО; управление информатизации и центр компьютерного обучения, занимающиеся развитием и поддержкой обучения в режиме он-лайн, а также подготовкой и оказанием помощи в технических вопросах педагогам и обучающимся; центр содействия трудоустройству и развития карьеры выпускников университета и др.

В основе системы ПС ДО НИУ «БелГУ» находится организация самостоятельной интерактивной работы студентов со специальными учебными материалами и выполнение ими различных заданий. Особое внимание в университете уделяется учебно-методическому обеспечению процесса обучения, его качеству и доступности для каждого студента. Первоначально каждому обучающемуся предоставляется учебный набор: персональный доступ к Интернет ресурсу «Пегас», график проведения консультаций, контрольных и экзаменационных мероприятий, учебно-методические комплексы по каждой дисциплине, входящие в учебную программу на CD-диске / печатном виде и др. Например, учебно-методический комплекс дистанционного курса «Иностранный язык» базового уровня включает в себя: рабочую программу, блок предварительного тестирования, учебно-практическое пособие по дисциплине, справочные материалы, различные упражнения и тестовые задания. Остановимся более подробно на каждом из компонентов [2].

Блок рабочая программа, определяющий назначение, цели и задачи дистанционного курса «Английский язык», а также содержание, объем и уровень усвоения знаний материала, состав и структуру методов познания, представлен руководством по изучению курса, самой рабочей программой, а также методическими рекомендациями по работе с предлагаемым учебно-методическим комплексом. Изучение курса начинается с предварительного тестирования для входного контроля знаний,  который определяет исходный уровень подготовки обучаемых. Тест рассчитан на проверку навыков элементарной грамматики, контроль общеупотребительной лексики, а также умения понимать смысл прочитанного. Результаты предварительного тестирования в дальнейшем помогают формировать группы сотрудничества с учетом общности интересов, уровнем подготовки и иных личностных особенностей обучаемых.

Учебно-практическое пособие состоит из 7 модулей, каждый из которых, кроме первого, посвящен определенной теме («Белгород», «Россия», «Москва», «Великобритания» и др.). Первый модуль, посвященный фонетике английского языка, содержит теоретический материал о звуковой системе, ударении и интонации, а также ряд практических упражнений для самостоятельного выполнения и тест для самоконтроля с ключами. Но с учетом того, что формирование фонетических навыков, а также их совершенствование требует живого, непосредственного контакта, то большая часть заданий выполняется очно под руководством преподавателя во время учебных занятий или консультаций. Структура остальных модулей стереотипна. Каждый модуль включает: 2 основные текста по теме с тестами для самоконтроля; тексты для дополнительного чтения, расширяющие кругозор обучаемых; грамматические комментарии по базовым грамматическим темам; тренировочные лексико-грамматические упражнения и тестовые задания для самоконтроля с ключами. Модульное построение материала позволяет обучающим установить собственный темп обучения с учетом исходного уровня подготовки, психофизиологических особенностей, интересов, а также изменять его по мере необходимости. В процессе чтения текстов, работы над упражнениями и выполнения тестовых заданий  обучающиеся могут обратиться к глоссарию, включающему слова и словосочетания с переводом. Обобщающий тест в конце каждого модуля устанавливает уровень и качество усвоения, понимания пройденного материала, а также возможность перехода к следующему модулю. Справочный блок учебно-методического комплекса дистанционного курса «Английский язык» содержит ссылки на дополнительную литературу, находящуюся в библиотеке, а также информационные ресурсы Интернета по иностранным языкам.

Таким образом, все перечисленные составляющие учебно-методического комплекса нацелены на диалог с обучающимися и способствуют организации их эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Иными словами, педагогическая помощь и поддержка встроены во все компоненты комплекса. Вместе с тем, оперативное и систематическое взаимодействие обучающихся с преподавателем и друг с другом является фундаментом системы ПС ДО в НИУ «БелГУ».

Для организации и поддержания системы ПС ДО в университете применяется интерактивная образовательная среда «Пегас», обладающая широкими информационно-образовательными возможностями: обеспечивает доступ к электронным учебно-методическим комплексам (более 400), дополнительным образовательным ресурсам, учебно-методической документации (графики учебного процесса, межсессионных консультаций, учебные планы и программы и т.д.); возможность работать с мультимедийными материалами, проходить тестирование, а также взаимодействовать с субъектами системы ПС ДО (авторами учебного курса, администрацией вуза и факультетов, преподавателями, другими студентами) [3]. Следует отметить, что «Пегас» также используется в учебном процессе со студентами очной формы обучения, которые имеют доступ ко всем информационным ресурсам, а также проведения различных научных мероприятий (конференций, конкурсов и т.д.). Важной составляющей педагогического сопровождения дистанционного обучения выступает непосредственное взаимодействие студента с преподавателями и другими студентами во время сессий (установочные лекции, семинары, лабораторные работы). Кроме этого, студенту предоставляется возможность получить консультацию, обратиться за помощью к преподавателю на протяжении всего образовательного процесса.

Таким образом, студент ДО НИУ «БелГУ», работая самостоятельно, не остается один на один со своими вопросами и проблемами. При помощи качественного учебно-методического обеспечения, мастерства преподавателей, методистов, различных специалистов системы ПС организуется поддержка, помощь обучающемуся на протяжении всего учебного процесса.

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области для ученых области по основным направлениям развития профессионального образования региона.

Рецензенты:

  • Шилова В. С.,  д.п.н., Национальный исследовательский университет «БелГУ», профессор кафедры педагогики Национального Исследовательского Университета «БелГУ»,  г. Белгород.
  • Шеховская Н. В., д.п.н., Национальный исследовательский университет «БелГУ», профессор кафедры педагогики Национального Исследовательского Университета «БелГУ», г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Ирхина И.В., Беседина О.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА "БЕЛГУ") // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5945 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674