В связи с изложенным, цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.
Не секрет, что никакая деятельность не будет продуктивной и не достигнет высоких результатов без личностно значимого отношения к ней самого человека. Важно помнить, что творчеством движет интерес. Он является активизатором психических процессов. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдение, внимание, совершенствуются приемы запоминания, интенсивней работает воображение.
И хотя проблема интереса не нова в педагогике, психологии, философии и социологии и ею занималось большое количество ученых (И. Гербарт, М. В. Демин, А. К. Дусовицкий, Н. Ф. Добынин, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и другие), сравнительный анализ психолого-педагогической и философской литературы показал, что проблема воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия остаётся малоизученной: не определены теоретические основания воспитания интереса к человеку, не определено понятие «интерес к человеку» как педагогического феномена, не выявлены условия становления интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, не разработана модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.
В ходе исследования установлено, что, несмотря на достаточно широкую разработанность проблемы интереса и ценностных оснований педагогического взаимодействия, и в образовании достигнуты определенные сдвиги в направлении антропологизации знания, проблема интереса к человеку до сих пор не осмыслена в контексте принципов гуманистического воспитания. Для определения понятия «интерес к человеку» как педагогического феномена, его качественных характеристик, которые позволят ему стать фактором воспитания, мы обратились к философской, психологической и педагогической литературе.
В словарных определениях в философии интерес к человеку как отдельный феномен не рассматривается, а непосредственно интерес определяется как категория познания, направленность на объект исследования.
В связи с этим нами дано авторское определение этого понятия как педагогического феномена: «Интерес к человеку» - «особое позитивно-окрашенное ценностное отношение к человеку; избирательная направленность и ориентир на человека; мощный активизатор психических процессов и ведущий побудитель и ресурс педагогической деятельности; познавательная потребность, внимание которой сосредоточено на человеке».
На основе сопоставительного анализа психологической и педагогической литературы мы определили содержание и функции интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, выявили и интерпретировали две группы педагогических условий: 1) базовые (теоретические) условия воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия (знания, отношение, умения, опыт поведения) и 2) (практико-ориентированные) педагогические условия воспитания интереса к человеку (внимание, извлечение смыслов из жизненных проявлений человека, интерпретация смыслов на основе собственного жизненного опыта, но с учётом ценностей другого человека, понимание).
В исследовании определены следующие компоненты воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия: мотивационно-ценностный, целевой, информационный, конструктивный, рефлексивный.
На основе вышесказанного, нами разработана модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, включающая цель, условия, принципы, этапы, содержание воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия на каждом из этапов и прогнозируемый результат.
В ходе констатирующего эксперимента проводилась диагностика уровней интереса к человеку у участников образовательного процесса. Анализ результатов диагностики исходного уровня интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия позволил сделать вывод о необходимости организации воспитательного процесса по становлению интереса к человеку.
В ходе формирующей части эксперимента проходила практическая реализация спроектированной нами модели воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, которая осуществлялась в рамках различных мероприятий, часов-встреч, объединенных темой «Интерес к человеку как универсалия бытия», которая включала в себя: содействие освоению субъектами педагогического взаимодействия компонентов воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.
Проведенные в соответствии с выделенными критериями и показателями количественный и качественный анализы результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, позволяют сказать, что в экспериментальных группах наблюдается повышение значений по продвижению в освоении всех пяти компонентов воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия. Данные результаты позволяют утверждать, что спроектированная нами модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия является своевременной и эффективной. Одновременно с освоением участниками компонентов становления интереса к человеку, участники продвигались к осмыслению и принятию интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.
Таким образом, следует вывод о том, что реализация спроектированной нами модели обеспечивает эффективность воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, что в свою очередь позволяет предположить, что интерес к человеку в качестве ценностного приоритета может стать основанием духовно-нравственного воспитания и педагогического взаимодействия.
Рецензенты:
- Светенко Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, директор МОУ «Псковская лингвистическая гимназия», г. Псков.
- Степанов Евгений Николаевич, доктор педагогических наук, профессор ПОИПКРО, г. Псков.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Е.Н. ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5921 (дата обращения: 10.12.2023).