Концепция как система, как основная точка зрения, как руководящая идея, ведущий замысел или конструктивный принцип деятельности является определяющим фактором в реализации любых планов или проектов. Можно выделить три основных компонента определяющих успех в достижении цели: концепция, технология, люди реализующие технологию и средства, с помощью которых будет осуществляться замысел. Концепция хороша, если в процессе реализации она рождает новые идеи, запускает новые механизмы, укрепляет её основной принцип и способствует распространению и когда она самодостаточна. Здесь уместна аналогия с идеями, лежащими в основе создания лазеров, фуллеренов или нанотехнологий. Их развитие - самоподдерживающийся процесс, рождающий новые, порой неожиданные решения.
Есть ли в России образовательные технологии, с механизмами, обеспечивающими успех? Концепция интересна, если её апробация дала хороший результат и открывает новые возможности для развития. В России можно выделить несколько сильных образовательных школ, среди которых ФИЗТЕХовская занимает особое место. Удивительно, что до сих пор её реальная доля в системе Российского образования мала. Её принципы настолько естественны и просты, что порой удивляешься, как может существовать другая система.
Существо Физтеховской системы - ранняя профессиональная ориентация, подготовка к деятельности, основанная на естественном отборе. Есть ли принципиальная новизна этой системы, метода в области образования? Естественно - нет. У гончара всегда был молодой ученик способный к этому ремеслу. Чтобы достичь успеха в музыке и в других искусствах детей всегда учили и учат с детства. Физтеховская система в высшем образовании на примере Ленинградского политеха и МФТИ дала прекрасный результат. Её принципы следует развивать и распространять на все виды деятельности в образовании. Общество нуждается не только, и не столько, в физиках и математиках. Эта система годится для тиражирования. Если этого не делать, значит не понимать: чего мы хотим.
Требования к соискателям со стороны активных всемирно известных фирм - это творческий подход; высокая мотивация на успех; нацеленность на достижение результата; профессионализм (знания, умение их применить и использовать) и др. Учебный процесс университета должен постоянно совершенствовать технологию обучения с целью развития у студента этих качеств. Что мы реально делаем для этого? Способствует ли существующая система образования подготовке к работе в сфере инновационных технологий? Что надо изменить? Образовательный стандарт предполагает, что выпускник должен не только знать, но и уметь. Опыт показывает, что с навыками часто бывают проблемы. Есть примеры.
Приемником физтеховской системы стал и Новосибирский университет. Что же нового дал НГУ для развития концепции? Какие технологии используются? Почему его выпускники считаются одними из лучших в ведущих организациях страны и мира? Почему и в тяжёлые времена НГУ демонстрирует стабильность качества студентов и выпускников? В чём особенность механизма учебного процесса демонстрирующего устойчивость концепции.
1. Основной проверенный принцип - интеграция науки и образования.
2. Одна из новых идей - это раннее, с первого курса, приобщение студентов к исследовательской деятельности. Студенты, и не только физики, с первого курса выполняют обязательные научно-исследовательские курсовые работы. Соблюдаются все составляющие научной исследовательской работы, включая доклады по результатам работы на специальном семинаре в конце семестра и на студенческой конференции по соответствующему практикуму. Они проводятся два раза в год (четыре секции) с представлением материалов в электронном журнале «Физика и студенты» [1]. Может ли такая система быть реализована в других университетах? Уверен, - в различных формах она присутствует и работает на многих кафедрах.
3. Ведущим замыслом занятий является развитие у студентов самостоятельной творческой активности. Такая система обучения формирует у студентов самостоятельное физическое мышление, которое предполагает критическое отношение ко всему, что нас окружает, понимать природу как процесс взаимодействующих элементов и в то же время видеть её как целое. Эта система сильно развивает у студентов интерес, мотивацию к исследовательской деятельности. Кажется, что это происходит автоматически, само собой.
4. Следует особо отметить, что важнейшей составляющей в процессе изучения физики является понимание студентами своего будущего участия в процессе познания природы или развития новых технологий. В НГУ действует лекторий для студентов младших курсов по «современным достижениям и проблемам естествознания». Такие лектории работают в НОЦе ФТИ им. А.Ф. Иоффе, МГУ и др. университетах. Очень важно, чтобы информация о них была доступна с помощью Интернет, как в НГУ [1].
Концепция современного естественнонаучного образования в НГУ успешно развивается, потому что в основе её грамотно сконструированный физикотехнический механизм. Опыт НГУ показал, что перспектива есть. Важно не упустить момент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Электронный журнал «Физика и студенты». Новосибирский гос. университет. Адрес в Интернет: http://psj.nsu.ru
Библиографическая ссылка
Золкин А.С. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВА? ОПЫТ НГУ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=59 (дата обращения: 15.10.2024).