Основой инновационной активности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является конкуренция самостоятельных и экономически ответственных фирм, заинтересованных в выживании, расширенном воспроизводстве и максимизации сферы влияния в условиях меняющейся экономической среды [1].
Появление теории инноватики обусловлено историческим развитием общественного производства, особенно в период индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем его бурного подъема, кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства. Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования этих фаз, экономист Н. Д. Кондратьев опубликовал в 1925 г. теорию волновых колебаний в общественном производстве. В волновой теории Кондратьева австрийский экономист И. Шумпетер увидел возможность преодоления кризисов и спадов в общественном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В его фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 г.) дана теория мультицикличности волновых колебаний, эффективной конкуренции вместо ценовой, разработана концепция эффективной монополии. В теории и методологии инноватики приведенные Шумпетером деловые циклы в настоящее время принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. В каждом технологическом укладе имеются свои ключевые факторы, которые влияют на создание нового продукта, использование новой технологии и организации производства, появление новых рынков сбыта и источников сырья.
Для российских инновационных предприятий, то есть предприятий, на которых за последние 3-5 лет внедрялись новшества в продукте, технике, технологических процессах, а также в организации производства и структуре управления исследователи не ограничиваются узкими определениями инноваций и выделяют три основных типа: продуктные, технико-технологические и организационно-управленические [2].
В постсоветский период при участии и поддержке государства появился целый ряд новых форм организации инновационной деятельности, которые сегодня составляют основу инновационной инфраструктуры. К ним относятся: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы. Все они были созданы при прямом финансовом участии государства. К инновационной инфраструктуре можно также отнести наукограды, хотя создавались они еще в советское время для решения преимущественно оборонных задач.
Несмотря на то, что названия большинства из перечисленных структур являются калькой с зарубежных, содержательное наполнение этих понятий в значительной степени отличается от зарубежных аналогов. Более того, созданное многообразие форм различается преимущественно только названиями. С точки зрения спектра оказываемых услуг, технопарки, инновационно-технологические центры, инкубаторы малого бизнеса, инновационно-промышленные комплексы практически полностью дублируют друг друга.
Эффективность организации инновационных процессов влияет на показатели результативности производственной деятельности предприятия:
- величину затрат;
- объем прибыли;
- объем продаж.
В этой связи в процессе исследований автором предложена система коэффициентов, позволяющая оценить уровень инновационного продукта.
Проведением инновационных процессов на предприятии занимаются конструкторы, технологи, системные аналитики, исследователи, экономисты, сотрудники экспериментальных производств. Их задача заключается в обеспечении предприятия возможностью обновлять выпускаемую продукцию с учетом требований потребителей.
Выделены этапы инновационного процесса на предприятии, охватывающие цикл управления техническими инновациями:
- создание технических инноваций;
- внедрение технических инноваций;
- коммерциализация технических инноваций.
На этапе 1 проводятся научные исследования, опытно-конструкторские работы, на выходе этапа: конструкторско-технологическая документация, опытные образцы и данные об их испытаниях, наличие технологического оборудования и техоснастки.
Имеются большие затраты на НИР, конструкторские и технологические разработки, создание опытных образцов.
На этапе 2 идет освоение новой продукции, имеет место рост объемов производства и объемов продаж.
Этап 3 инновационного процесса характеризуется значительным ростом объемов производства и продаж; затраты на производство полностью покрываются выручкой от реализации продукции, предприятие начинает получать прибыль.
Суммарная длительность всех трех этапов инновационного процесса, составляющая от нескольких лет до нескольких десятилетий, в соответствии с общепринятым подходом данный цикл можно именовать как жизненный цикл технических инноваций предприятия.
Сравнение жизненного цикла технических инноваций предприятия с жизненного цикла продукции предприятия определило следующую особенность: жизненный цикл продукции дополнительно включает в себя затраты (кроме инноваций сферы разработки и производства изделий) по всему жизненному циклу изделия, включая этапы эксплуатации, технического обслуживания, утилизацию.
Сокращение первых двух этапов цикла позволяет осуществлять ускоренную техническую подготовку производства и опытное внедрение продукции, что в современных условиях осуществляется за счет внедрения CALS - технологий в сочетании с созданием ERP - систем 4. При этом предполагается заключение лицензионных договоров на использование запатентованных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау.
К основным элементам инновационного проекта относятся:
- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
- организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
- основные показатели проекта (от целевых - по проекту в целом до частных - по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи.
Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На данном этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.
Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.
Вместе с тем следует рассмотреть многообразие внутрифирменных организационных форм - от выделения участников инновационной деятельности внутри фирмы до создания специальных инновационных подразделений. Далее идут фирменный и межфирменный, рыночный и отраслевой уровни, на которых возникают различные организационные формы.
У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, готовя их руководителей с помощью специальных «инкубаторных программ». Такие организации имеют форму «фирм-инкубаторов».
Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме «франчайзинга» или «лизинга».
Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров.
В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы создателей новаций - рисковые инновационные фирмы.
С целью управления рисками инноваций предприятий автором разработан метод расчета риска инновационной деятельности с использованием метода анализ чувствительности.
Смысл использования анализа чувствительности заключается в сравнительном анализе влияния различных факторов инвестиционного проекта на ключевой показатель эффективности проекта, например, внутреннюю норму прибыльности. Применение метода предусматривает выполнение следующих действий.
- Выбор ключевого показателя эффективности инновационной деятельности предприятия, в качестве которого может служить внутренняя норма прибыльности (IRR), (NPV) или другие показатели эффективности проектов.
- Выбор факторов (включая их ранжирование по важности), имеющих степень неопределенности и влияющих на проект.
- Установление номинальных и предельных (нижних и верхних) значений неопределенных факторов, выбранных в п.2 (например, 5 % и 10 % от номинального значения).
- Расчет ключевого показателя для всех выбранных предельных значений неопределенных факторов.
- Построение графика чувствительности для всех неопределенных факторов.
- Формирование выводов о влиянии выбранных факторов на установленный критерий результативности проекта.
- Управление факторами, влияющими на инновационную деятельность, исходя из выводов согласно п. 6.
Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с глобализацией рынка многих продуктов, интернациональным разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий [5, с. 203-256].
Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей - изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости и др. Повышение роли таких параметров конкуренции как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма».
Замыкающим звеном в проведении инновационной политики, управления «человеческими ресурсами» выступает интеграция усилий персонала в корпорации вовлечения широкого круга работников в решении вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройки традиционного управления [3].
В рамках управления инновационной деятельностью предприятии установлены ее блокирующие факторы:
- недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
- необходимость множества согласований новых идей;
- вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений;
- незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок;
- контроль каждого шага новатора;
- кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
- передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;
- возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».
В процессе авторских исследований определены факторы, поддерживающие новаторство:
- предоставление определенной степени свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка их деятельности со стороны высшего руководства;
- обмен идеями между кроссфункциональными группами;
- поддержание партнерских отношений с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями, ведущими связанные разработки;
К факторам, стимулирующим новаторство на предприятии, предлагается относить [4]:
- поддержку стремления работников учиться и повышать квалификацию;
- возможность высказывания собственного мнения о процессах на предприятии;
- поощрение совмещения профессий;
- преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями - кроссфункциональность;
- доведение до работников актуальной информации;
- проведение регулярных совещаний рабочих групп.
Корпоративное руководство признает необходимость дифференцированного подхода к новаторам. Теоретически в основу такого подхода положена типизация ролевых функций участников инновационного процесса. В результате выделяются типы работников (или определяется потребность в них), которые:
- инициируют новые идеи, как на стадии НИОКР, так и при создании и реализации новшеств;
- обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической и рыночной информации и распространяют ее в организации;
- формируют условия для продвижения новых идей, ориентируют участников создания новшеств на конечный результат, выступают лидерами нововведений и обновления организации.
Решение задач, связанных с крупными технологическими прорывами путем совместного проведения НИОКР, достигается на основе программно-целевого планирования кооперации научно-технической деятельности инновационных организаций и привлекаемых по контрактам предприятий.
Рецензенты:
- Макаров А. Д., д.э.н., профессор, профессор кафедры Прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.
- Медников М. Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Национальная экономика» Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Хайруллин Р.А. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5892 (дата обращения: 02.11.2024).