В 2006-2015 годах, по прогнозу Минэкономразвития, в стране сохранится тенденция к сокращению численности работающего населения, и потери рабочей силы составят свыше миллиона человек ежегодно. Одной из причин смертности и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов является недостаточная осведомленность работников о профессиональных рисках и требованиях охраны труда [1; 5].
В данном контексте совершенствование обучения охране труда посредством внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий продолжает оставаться актуальным направлением деятельности обучающих организаций.
Для выявления факторов, препятствующих решению этой задачи нами был проведен анкетный опрос. Респонденты из 8 учебных центров обучения охране труда Уральского региона (350 чел.) в соответствии со своей ролью в процессе обучения представлены тремя группами: «Преподаватели», «Организаторы», «Слушатели».
Главная задача обучения охране труда - выявление и преодоление психологических состояний, затрудняющих адекватное реагирование человека на опасные и аварийные ситуации, формирование мотивации и навыков безопасного поведения на рабочем месте [2].
Однако исследование, проведенное в 3 группах респондентов, выявило значительные расхождения в их мнениях по вопросу о необходимости внедрения инновационных технологий в обучение охране труда.
Зарубежные и российские исследователи выделяют пять различающихся своими действиями категорий участников инновационного процесса: собственно инноваторы - инициаторы инноваций (2,5%); распространители - энтузиасты, захваченные новой идеей и готовые приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь (13,5%); основная масса (первое, раннее большинство, индивидуумы, сравнительно быстро воспринимающие инновацию, т.н. принимающие - 34%); консерваторы - второе, позднее большинство, ориентирующееся на новые научные открытия или изобретения (34%); запаздывающие, отстающие в восприятии инновации (поздние принимающие, скептики (16%) [4; 6].
В ходе нашего исследования получены аналогичные данные. Однозначное признание необходимости применения инноваций в преподавании охраны труда выразили 39% организаторов обучения, 31% слушателей и 27% преподавателей. Согласно вышеприведенной классификации они представляют собой группу так называемых принимающих.
Гораздо более многочисленными оказались весьма осторожные сторонники применения лишь некоторых инновационных подходов в сочетании с традиционными методами обучения (соответственно 48, 38 и 69% - отечественные консерваторы).
Некомпетентными в данном вопросе признали себя 10% слушателей и 4% преподавателей.
Следовательно, в среднем около трети участников анкетного опроса достаточно подготовлены к освоению, применению и использованию разнообразных инновационных образовательных технологий. Остальные занимают в лучшем случае выжидательную и консервативную позицию, не обязывающую к переменам и проведению серьезных подготовительных мероприятий, связанных с внедрением инноваций.
Распространение информационных и интернет-технологий в российской социальной и образовательной среде обусловило качественное улучшение отношения респондентов к возможности оснащения ими учебного процесса. Более 50% преподавателей и 38% слушателей считают, что их применение сделает обучение более понятным и интересным; 24% и 45% (соответственно) - что это позволит изменить методы и формы обучения.
Вместе с тем даже компьютерные и интернет-технологии не воспринимаются респондентами одинаково позитивно: 7% преподавателей и 17% слушателей достаточно категорично заявляют, что применение IT-технологий не внесет существенных изменений в обучение охране труда. О явной некомпетентности части респондентов в вопросах дистанционного обучения говорит тот факт, что лишь 18% преподавателей согласны с тем, что компьютерные технологии позволят работникам обучаться без отрыва от производства, и все без исключения слушатели считают это невозможным.
По отношению к формам обучения выявлено преобладание традиционных подходов. Явное предпочтение респонденты отдают лекциям в аудитории («Преподаватели» - 71%, «Организаторы» - 88%) и семинарам по наиболее проблемным и актуальным аспектам охраны труда (58% и 31% соответственно).
Своеобразным подтверждением этого вывода является и весьма сдержанное отношение преподавателей и организаторов к лекциям, записанным на электронных носителях (20% и 32% соответственно), и применению деловых игр (20% и 9%).
Специфика обучения охране труда обусловливает важность применения практико-ориентированных методов. Однако многие преподаватели по тем или иным причинам не используют эти методы в своей работе.
Отработка конкретных навыков с помощью тренажеров и симуляторов применялась 36% «Преподавателей», обучение на рабочем месте - 36%, использование постановочных видеороликов - 18%.
Исходя из этих данных, следует подчеркнуть, что более современные методы преподавания в меньшей степени, чем традиционные, применяются в обучении охране труда. Скорее всего, это связано как с недостаточной компетентностью преподавателей, так и с отсутствием соответствующим образом оборудованных учебных мест.
Применение инновационных методов обучения предполагает соединение в учебном процессе групповых, консультационных и самостоятельных форм занятий, но самостоятельное обучение слушателей с консультационной поддержкой специалиста используют в своей работе только 13% «Преподавателей».
Очевидно, преподаватели не используют эту возможность расширения и обновления знаний слушателей в связи с преобладанием традиционных стереотипов, используемых ими для работы в аудитории в течение достаточно длительного времени.
Оценка эффективности преподавателями и слушателями различных форм и методов инновационного обучения и их анализ позволили выявить приоритеты обеих групп.
По мнению как «Преподавателей», так и «Слушателей», наиболее удобными и эффективными методическими приемами, способствующими усвоению материала, являются разбор практических ситуаций (67% и 58% соответственно), лекции преподавателя в аудитории (62% в обеих группах), семинары по наиболее проблемным или актуальным аспектам охраны труда (51% и 47% соответственно).
Полученные результаты, характеризующие степень осведомленности респондентов об инновационных методах обучения, достаточно убедительно свидетельствуют о разном уровне их погруженности в проблему и зачастую о недостаточной компетентности и заинтересованности преподавателей в её решении по сравнению с другими участниками учебного процесса.
В целом мнения преподавателей и организаторов учебного процесса о причинах, мешающих внедрению инноваций в обучение охране труда, достаточно близки. Однако следует особо отметить, что обе группы респондентов («Преподаватели» - 47%, «Организаторы» - 67%) считают главной причиной, не позволяющей изменить ситуацию в обучении охране труда, «нехватку преподавателей нужной квалификации, владеющих инновационными методиками преподавания».
К другим причинам, по мнению респондентов, можно отнести:
- отсутствие заинтересованности руководителей и работников предприятий - 44% и 64% («Преподаватели» и «Организаторы» соответственно);
- низкую мотивацию преподавателей - 31% и 58% («Преподаватели» и «Организаторы» соответственно);
- отсутствие качественного и удобного в реализации методического инструментария - 22% и 64% («Преподаватели» и «Организаторы» соответственно);
- несовершенство нормативно-правовой базы - 67% «Организаторов»;
- отсутствие соответствующей материально-технической базы - 67% «Организаторов».
Важно отметить, что «Преподаватели» не придают большого значения двум последним позициям (9% и 4% соответственно). Скорее всего, в силу специфики своей работы они значительно меньшей зависят от этих проблем по сравнению с организаторами, которые в повседневной деятельности обучающих организаций занимаются регулированием именно этих вопросов.
Недооценка «Преподавателями» таких причин, как необходимость дополнительного времени на адаптацию новых видов обучения к условиям конкретного предприятия (7%); психологическое сопротивление новому (16%); отсутствие необходимой подготовки у слушателей (24%), свидетельствует о недостаточном понимании роли данных факторов в процессе внедрения инновационных методов.
«Организаторы» придают вышеназванным причинам гораздо большее значение (67, 58 и 48% соответственно).
Не менее полярно мнение «Преподавателей» и «Организаторов» по вопросу об отсутствии четких показателей эффективности применения инновационных методов обучения (16% и 67% соответственно).
Таким образом, основной проблемой внедрения инновационных методов обучения охране труда является дефицит преподавателей, освоивших различные методы и формы организации инновационного обучения (дискуссии, анализ конкретных профессиональных ситуаций, игровое моделирование процесса обучения и др.) на уровне, позволяющем не только активно применять их на практике, но и значительно повышать качество знаний слушателей.
Подготовку преподавателей такого уровня целесообразно проводить на базе организаций, имеющих опыт применения инновационных технологий обучения.
Не менее важной является проблема дальнейшей разработки и широкого распространения инновационных технологий, применимых к обучению по очень специфическому учебному курсу - охране труда. Данная проблема ещё острее встает в связи с тем, что преподаватели, которые в настоящее время ведут занятия по охране труда, не в полной мере осознают значимость этого вопроса.
Разработка и введение в практику методических материалов с учетом инновационных технологий затруднены также по причине несовершенства нормативно-правовой базы. Так, например, в проекте нового Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена дифференциация видов обучения в зависимости от категорий работников, но при этом отсутствует система учета результатов предыдущих этапов обучения охране труда, которая способствовала бы дифференциации слушателей в целях определения продолжительности обучения [3].
Опрос респондентов выявил необходимость серьезного пересмотра содержания образовательных программ, введения в них существенно большей вариативности. В процессе обучения следует учитывать не только отраслевые особенности, но и такие факторы, как размер предприятия, специфика производства и т.д.).
Внедрение психолого-педагогических инноваций в сферу обучения по охране труда возможно при выполнении ряда подготовительных работ:
- разработки инновационных технологий с привязкой их к конкретным темам по вопросам охраны труда;
- организации учебных центров по подготовке преподавателей охраны труда;
- обеспечения вариативности содержательной части обучения охране труда в соответствии с запросами различных групп слушателей;
- введения дифференцированного подхода к обучению охране труда с учетом не только должности обучаемого, но и степени его подготовки;
- усовершенствования материально-технической базы;
- разработки и внедрения системы мотивации преподавателей, стимулирующей их к внедрению инновационных форм обучения по охране труда;
- дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей обучение охране труда;
- разработки и внедрения (с систематическим проведением мониторинга) системы оценки эффективности обучения охране труда.
Рецензенты
- Князева Е.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой страхования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Министерства образования и науки РФ, г. Екатеринбург.
- Агарков Г.А., д.э.н., доцент, зав. кафедрой государственных и муниципальных финансов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Министерства образования и науки РФ, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Секачева Л.М., Овчаров А.И., Касьянова Т.И. ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ОХРАНЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5853 (дата обращения: 16.01.2025).