Известно, что проблемы экономической безопасности возникают перед каждым предприятием не только в кризисные периоды, но и при работе в стабильной экономической среде. От экономических преступлений своих сотрудников сегодня страдают более 40 % инновационных предприятий, теряя в результате отклонений в поведении сотрудников до 15 % дохода. По данным статистики, грамотная политика в сфере кадровой безопасности может снизить убытки компании, связанные с персоналом, почти на 60 %. Поэтому при формировании системы управления персоналом имеет смысл руководствоваться универсальным и давно проверенным правилом: «Предвидеть опасность, по возможности избегать ее, а при необходимости - действовать» [1]. Другими словами, в условиях инновационной активности современных предприятий вопросы превентивного управления внутриорганизационным поведением работников в системе предпринимательства являются особенно важными.
Активизация исследований по профессиональному становлению руководителей, а также проведенная опытно-экспериментальная работа на базе нескольких предприятий Пермского края позволили выявить широко распространенное представление о повышении уровня профессиональной квалификации менеджера как о дорогостоящем и бесполезном капиталовложении. Подобное мнение подкрепляется результатами многочисленных исследований, которые доказывают, что лучшие руководители не обязательно обладают самой высокой квалификацией. При этом межличностные отношения в системе «руководитель - подчиненный» могут иметь большее влияние на процесс нормализации поведения работника, чем их профессиональное владение отдельными управленческими технологиями [3].
Среди проблем, напрямую затрагивающих сущностные аспекты профессионально-личностного становления руководителя, одно из центральных мест занимают вопросы характера и способов превентивного управленческого взаимодействия в системе «руководитель - подчиненный». Реальный уровень взаимодействия в данной системе является низким и не может обеспечить продуктивного влияния на их взаимосвязанный личностный рост, не является ведущим фактором саморазвития и руководителя, и его подчиненного, не актуализирует имеющийся у них внутренний потенциал.
В настоящее время основным средством борьбы с отклонениями в поведении работников (девиациями) является их привлечение к юридической ответственности, что уже привело к переоценке значимости репрессивных мер в борьбе с этим явлением. Недооценка роли психолого-педагогических мер в профилактике различных нарушений, включая устранение причин и условий совершения отклонений в поведении, свело работу субъектов управления лишь к ликвидации их последствий.
По мнению В. Г. Михайловского [2], гуманизацию деятельности руководителя можно считать приобретением им акмеологических умений и навыков. Это дает возможность сделать вывод о том, что профессиональное становление является не только периодом подготовки и совершенствования профессионального мастерства руководителя, но и важным этапом его личностного роста, раскрытия его потенциальных возможностей. Основываясь на положениях педагогико-эргономической концепции профессионального становления кадров, сформулированных В. Б. Титовым [4], результатом профессионального становления являются гуманистическая направленность; педагогическое мышление, компетентность; профессиональная устойчивость; педагогическое творчество.
Поэтому определение уровня общей готовности руководителей к превентивной кадровой политике (далее - ПКП), как представляется, целесообразно осуществлялось по следующим группам показателей: группа 1 (потребность к самореализации в превентивной кадровой политике; осознание места и функциональных возможностей превентивной кадровой политики в организации); группа 2 (личностно-ориентированная позиция в общении с персоналом; наличие устойчивой мотивации и положительной установки к превентивной деятельности; способность быть носителем передовых психолого-педагогических знаний, умений и навыков); группа 3 (наличие собственной социально-педагогической точки зрения на проблемы превентивного управления персоналом; высокая степень самостоятельности в профессиональной деятельности и управлении персоналом; представление о противоречиях и трудностях превентивного управления персоналом и условиях их разрешения); группа 4 (профессиональная компетентность, соответствие подготовки руководителей передовым технологиям управления персоналом и профилактики правонарушений; наличие внутренних предпосылок к дальнейшему профессионально-личностному самосовершенствованию).
Результаты исследования показали, что наличие в единстве двух компонентов первой группы показателей было характерно для 29 % руководителей. Компоненты второй группы показателей, в совокупности определяющих индивидуальную направленность и возможности превентивного управления, - для 33 % руководителей. Перечисленные в третьей группе показателей элементы характеризовали 38 % руководителей как способных сделать правильный выбор в вариативных условиях превентивного управления. Компоненты четвертой группы показателей обеспечивали выход 21 % руководителей в их профилактической деятельности за привычные стереотипы и пределы, т.е. способствовали сохранению и углублению управленческого потенциала на протяжении всей деятельности. При этом, отсутствие хотя бы одной из групп критериев у 18 % руководителей свидетельствовало о том, что они практически не были готовы к организации и реализации превентивной кадровой политики в организации [1].
Анализ опытно-экспериментальных исследований по проблемам экономической безопасности инновационных предприятий, девиантного поведения их работников, выявленные при этом ошибки руководителей в процессе организации и реализации методов превентивного управления позволили разработать методику оценки уровня общей готовности руководителей организаций (кадровых служб) к реализации мероприятий превентивной кадровой политики.
В ходе разработки методики исследовались уровни психологической, содержательной и операциональной подготовки руководителей к превентивному управлению (табл. 1).
Таблица 1. Система критериев и показателей оценки уровня общей готовности руководителей к ПКП
К р и т е р и и |
|||||||||||
Полнота |
Осознанность |
Действенность |
Системность |
||||||||
П о к а з а т е л и |
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||
В и д ы г о т о в н о с т и |
|||||||||||
Психологическая |
Содержательная |
Операциональная |
|||||||||
Уровень готовности |
Уровень готовности |
Уровень готовности |
|||||||||
Оптимальный «5» |
Достаточный «4» |
Критический «3» |
Недопустимый «2» |
Оптимальный «5» |
Достаточный «4» |
Критический «3» |
Недопустимый «2» |
Оптимальный «5» |
Достаточный «4» |
Критический «3» |
Недопустимый «2» |
О б щ и й у р о в е н ь г о т о в н о с т и |
|||||||||||
ВЫСОКИЙ 13-15 баллов |
СРЕДНИЙ 10-12 баллов |
НИЗКИЙ 6-9 баллов |
Уровень подготовки оценивался по условным качественно-количественным параметрам: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.
Для начального определения критериев, наиболее весомо влияющих на эффективность подготовки руководителей к превентивной кадровой политике, был проведен экспертный анализ. В методе экспертной оценки приняли участие 45 специалистов: руководящий состав, специалисты кадровых агентств и служб организаций.
В соответствии с разработанной системой критериев для практической деятельности по определению уровня готовности руководителей к ПКП целесообразно сформулировать качественную характеристику каждого вида готовности.
Для оценки уровня психологической готовности. Оптимальный уровень. Глубоко осознает цель предстоящей профессиональной деятельности. Четко представляет социальную и личную значимость предстоящей превентивной деятельности с девиантными работниками. В полной мере совершенствует свои профессионально-личностные качества, необходимые для работы с персоналом. Доминирует мотив познавательного характера, выражающийся в возникновении интереса к специфике ПКП. Проявляется устойчивая потребность в профилактической и коррекционной работе с девиантами. Испытывает удовлетворение от специально организованного процесса профессиональной подготовки к превентивному управлению. Ярко выражена уверенность в своей возможности успешно осуществлять предстоящую профессиональную деятельность.
Достаточный уровень. Осознает цель предстоящей профессиональной деятельности и принимает цели деятельности с помощью других руководителей, в организуемом им процессе специальной подготовки к ПКП. Понимает социальную и личную значимость предстоящей профессиональной деятельности при определенных усилиях со стороны вышестоящего руководства. Пытается совершенствовать свои профессионально-личностные качества, необходимые для работы с девиантными сотрудниками. Имеет представление об идеале профессионала, работающего с девиантами, но стремление к его достижению проявляется под влиянием внешних положительных стимулов. Интерес к ПКП проявляется в условиях специально организованной подготовки. Желание и потребность работать с девиантными сотрудниками проявляется при внешнем положительном стимулировании со стороны. В процессе подготовки ПКП проявляется потребность в овладении специальными знаниями и умениями. В основном удовлетворен специально организованным процессом профессиональной подготовки к ПКП. Уверенность в своей возможности эффективно осуществлять предстоящую управленческую деятельность проявляется в ситуации успеха или положительного подкрепления со стороны.
Критический уровень. Не в полной мере осознает цель предстоящей превентивной деятельности. Ставит перед собой узкопрофессиональные цели. Недостаточно понимает социальную значимость предстоящей превентивной деятельности и необходимость собственной подготовки к ней. Не проявляет особых усилий по совершенствованию своих профессионально-личностных качеств, необходимых для работы с девиантными сотрудниками. Интерес к работе с ними неустойчивый и заключается в том, что он только воспринимает информацию, не проявляя активности к ее глубокому познанию. Желание и потребность заниматься профилактикой деятельностью выражены слабо. Характерен неустойчивый эмоциональный настрой на процесс специально организованной подготовки к ПКП. Сомневается в своих профессиональных возможностях успешно осуществлять предстоящую превентивную деятельность.
Недопустимый уровень. Не осознает цель предстоящей деятельности. Не понимает социальной значимости и отрицает личностную значимость подготовки к работе с девиантными подчиненными, не верит в успех их перевоспитания, поэтому не желает затрачивать усилия на совершенствование своих профессионально-личностных качеств. Желание и потребности работать с девиантными сотрудниками не проявляет. Потребность в овладении системой специальных знаний и умений отсутствует.
Для оценки уровня содержательной готовности. Оптимальный уровень. В полном объеме владеет знанием сущности понятий: «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «девиант», «делинквент»; причин отклоняющегося поведения и развития девиантности, свойств и типологических особенностей работников, сущности и принципов профилактической и коррекционной работы с девиантными подчиненными; основных условий, средств, методов и форм превентивного управления персоналом; требований к разработке профиактико-коррекционной программы, методик обследования персонала и проведения профилактико-коррекционной работы. Имеющиеся знания помогают правильно объяснить и выделить причинно-следственные связи. Всегда обосновывает свои суждения и умозаключения в соответствии с полученными теоретическими знаниями по проблеме девиантности работников организации.
Допустимый уровень. В достаточном объеме владеет знаниями терминологического аппарата по проблеме девиантности, причин и сущности девиантного поведения работников, знанием содержания, форм, методов и средств превентивной работы с ними. Полученные знания систематизированы, взаимосвязь между элементами осознается. Объясняет явление двиантности и устанавливает причинно-следственные связи с помощью других руководителей. Не всегда самостоятельно обосновывает практические превентивные действия в соответствии с имеющимися теоретическими знаниями.
Критический уровень. Знания по проблеме девиантного поведения и превентивной работы носят нецелостный характер. Руководитель затрудняется определить причины и факторы обусловленности отклоняющегося поведения, не способен дифференцировать понятия «делинквентность» и «девиантность». Знания типологии девиантности работников, методик их диагностики и профилактикой работы фрагментарны. Не четко устанавливает причинно-следственные связи, часто не осознает связь между элементами новых знаний. Не всегда корректно аргументирует суждения и практические действия в соответствии с теоретическими положениями по проблеме девиантности персонала.
Недопустимый уровень. Знания по проблеме девиантности поведения работников и превентивного управления бессистемны. Руководитель не способен определить причины и факторы обусловленности отклоняющегося поведения, а также свойства и типологические особенности девиантных работников. Не знает существующих методик диагностики и типологии ПДП. Не видит связи между элементами знаний по исследуемой проблеме, не способен установить причинно-следственные связи девиантности и обосновать свои практические действия с помощью полученных знаний.
Для оценки уровня операциональной готовности. Оптимальный уровень. В полной мере владеет умением разрабатывать программу ПКП с девиантными работниками. Умеет проводить диагностику причин отклоняющегося поведении и развития личности подчиненного. Может осуществлять групповую и индивидуальную работу с подчиненными. Свободно владеет приемами, методами и формами ПКП. Умеет осуществлять психологический анализ поступков и качеств личности работника, разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе его трудовой деятельности. Умеет осуществлять контактное взаимодействие с девиантными работниками. Может выявлять латентное состояние девиантности. В полной мере владеет опорными знаниями и умениями, необходимыми для самостоятельной организации и проведения ПКП.
Допустимый уровень. Умеет применять на практике полученные знания по проблеме девиантности работников в сходных ситуациях. Умеет осуществлять диагностику девиантности и проведение ПКП, но делает это не всегда самостоятельно. Затрудняется без помощи разработать профилактико-коррекционную программу работы с девиантными сотрудниками. Не всегда применяет полученные знания в практической превентивной деятельности.
Критический уровень. Руководитель применяет полученные знания, но осуществляет ПКП по образцу, не проявляя самостоятельности. Нет вариативности применения приемов, методов и средств диагностической и профилактико-коррекцнонной работы. Затрудняется применять полученные знания, учитывать индивидуальные особенности личности работника.
Недопустимый уровень. Выполняет действия, направленные на профилактику и коррекцию девиантного поведения работника на интуитивном уровне. Методом проб и ошибок осуществляет психологический анализ поступков и качеств личности девианта, разрешает конфликты с девиантным работником, выявляет латентное состояние его девиантности, но не владеет умением диагностировать и прогнозировать девиантность работника. Не способен разработать программу превентивного управления и использовать полученные знания и умения в профилактической деятельности.
Оптимальный уровень готовности руководителя к ПКП оценивался в 5 баллов; достаточный уровень - в 4 балла; критический - в 3 балла; недопустимый - в 2 балла. Уровень общей готовности руководителей к проведению ПКП определяется по сумме баллов, соответствующих определенному уровню по каждому из видов (психологическая, содержательная, операциональная готовность).
Высокому уровню соответствует сумма от 13 до 15 баллов. Среднему уровню - от 10 до 12 баллов. Низкому уровню - от 6 до 9 баллов (табл. 2).
Таблица 2. Определение уровня психологической, содержательной и операциональной готовности руководителя (пример)
Уровни готовности |
Виды готовности руководителя |
|||||||||||
психологическая |
содержательная |
операциональная |
||||||||||
Б А Л Л Ы |
||||||||||||
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
Оптимальный |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
Достаточный |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
Критический |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
Недопустимый |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
Обобщая сказанное, следует отметить, что основу представленной методики составляет трехкомпонентная система подготовки руководителей к ПКП, в состав которой входят психологический (мотивационный), содержательный (теоретический) и операциональный (технологический) компоненты. Проведенное исследование свидетельствует о том, что применение разработанной авторской методики позволяет сопоставить результаты профилактики девиаций и управления персоналом, проанализировать содержание, организацию и методику проведения превентивной кадровой работы различных категорий руководителей, провести количественный и качественный анализ полученной в ходе исследования информации в целях совершенствования деятельности по обеспечению экономической безопасности инновационных предприятий.
Рецензенты:
- Загоруйко И. Ю., д.э.н. доцент кафедры менеджмента Пермского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Пермь.
- Дубровский А. В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования ПВИ ВВ МВД РФ, г. Пермь
Библиографическая ссылка
Андруник А.П. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ПРЕВЕНТИВНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5829 (дата обращения: 30.11.2023).