В условиях вхождения России в глобальное информационно-коммуникативное пространство, становления Культуры Мира как мира «без стен», расшатывания системы нравственных ценностей, процессы формирования гражданина-патриота могут стать гарантом социальной стабилизации, развития духовной личности, способной к саморазвитию и обеспечению национально-самобытного и цивилизационно-культурного развития общества. Таким образом, идея формирования патриотических интенций подрастающего поколения приобретает архиважное значение. Вместе с тем, следует констатировать низкий уровень патриотического воспитания современных старшеклассников, недостаточный процент охвата молодежи, обусловленный: консервативным знаниевым и мероприятивным подходом к его организации; отсутствием учета психолого-педагогических особенностей ранней юности, а также инновационных подходов и направлений обучения, форм, методов, приемов, средств, технологий, обуславливающих потребность у учащихся в формировании патриотических качеств.
Современные образовательные реалии диктуют необходимость осуществления процесса патриотического воспитания в русле инновационной образовательной парадигмы, ориентирующейся на принципы личностно-деятельностного, этнокультурного и аксиологического подходов, фундаментальность образования, творческое начало, синтез двух культур (технической и гуманитарной) и использование новейших информационных технологий.
Исследователями В. И. Андреевым, В. А. Беликовым, Н. М. Борытко, Т. Е. Климовой, О. В. Лешер обозначена взаимокорреляция между эффективно функционирующим педагогическим процессом и наличием адекватных педагогических условий. Цель нашего исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих воспитанию патриотизма современных старшеклассников. «Условие» как философский концепт рассматривается как отношение объекта к окружающим его явлениям, без которых он не способен существовать. Философский энциклопедический словарь определяет «условие»: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [7, с.707]. Условия также конституируют среду, в которой явление возникает, существует и развивается.
В педагогике условия рассматриваются как существенные компоненты или характеристики среды, в которой формируется личность. Мы придерживаемся определения Н. М. Борытко, понимающей под педагогическим условием внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2, с.116].
Решение задачи воспитания патриотизма у учащихся старшего школьного возраста, во-первых, требует реализации подходов, совокупность которых служит основанием практико-ориентированной концепции формирования патриотически-ориентированной личности. Подход отражает в той или иной мере «оформленную концептуализацию педагогической реальности». Он маркирует некий образ воспитания: уже устоявшиеся, реализуемые в практике идеи, или новые, еще приобретающие свои теоретические очертания. Выбор этнокультурного, аксиологического и личностно-деятельностного подходов к формированию патриотически-ориентированной личности основывается на раскрытых нами положениях о патриотизме как интегративном нравственном качестве личности, конституирующемся на великодушии (интенционально предполагающим, что мир таков, что в любой момент в нем может что-то случиться только с моим участием) и выражающемся в восприятии Родины и Отечества как ведущих ценностей, деятельном отношении к ним в контексте гуманизма и уважения к другим народам; о содержании его структурных компонентов: когнитивного (знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения), ценностно-эмоционального (патриотические ценности: любовь к Родине, гордость за ее героическое прошлое, уважение к другим народам) и мотивационно-деятельностного (социально-значимая деятельность на благо своего Отечества).
Л. С. Выготский указывает на то, что процесс становления личности происходит через интериоризацию ею культурно-исторического опыта в активной деятельности. Идеалы и нормы зафиксированы в этнокультурных традициях и выступают как образцы, где сосредоточены лучшие качества личности, нравственные эталоны, принятые в этом обществе [3]. Приобщение учащихся к универсалиям этнокультуры (концептам - идеалам родного этноса, языку, исторической памяти, народному и профессиональному искусству, религии и т.д.) приводят к «снятию» объективного значения материала и выявлению в нем личностного смысла, личностно-утверждающих ценностей. Любая культура в том или ином виде включает определенный комплекс этнических и общечеловеческих ценностей, которые единодушно приняты другими культурами. Такими ценностями являются ценности великодушия, толерантности, справедливости и т.д. Эти ценности, в свою очередь, выступают и как мотивы гражданско-патриотического поведения. Категория «ценность» является методологическим вектором в формировании гражданина-патриота своей Родины. Ценностно-эмоционального компонент в структуре патриотизма представлен следующими ценностями: любовью к Родине, к родным местам, родному языку, родной природе; гордостью за героическое прошлое своей Родины и социально-культурные достижение своих соотечественников, уважением к традициям и обычаям своего народа; принятием этнической идентичности; уважением к другим народам, признанием и пониманием иного, непохожего на меня, нетерпимостью к расовой и национальной неприязни; уважением к русской армии, принятием Родины как одной из высших ценностей, осознанием ценности патриотизма как важнейшего интегративного качества личности. Данные ценности выступают для воспитателя в качестве ориентира в педагогической деятельности, для воспитанника - в качестве ориентира в самопознании себя как патриота. Сущность аксиологического подхода заключается в том, что он нацелен на раскрытие смыслов значений, объектов, на формирование способности учащихся к осмыслению на основе соотнесения с явлениями социально-нравственной жизни общества, посторенние собственного поведения школьников, исходя из существующих у них патриотических ценностей. Ценности для человека являются своего рода осью личностного сознания, мотивами, инициирующими деятельностную функцию. На «деятельную природу» ценности указывают Э. Агацци [1] и Д. Пантич [4], отмечая, что каждое человеческое действие связано с наличием некоторого «как должно быть», и что есть основание назвать ценностью некоторое совершенство, идеальную модель, некое «как должно быть», это то, что направляет любое человеческое действие.
Опираясь на позиции В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской, Л. С. Выготского, Э. Ф. Зеера, И. Я. Зимней, мы полагаем, что наиболее приемлемым в процессе создания патриотических условий, обеспечивающих формирование патриотически-ориентированной личности старшеклассника, является реализация личностно-деятельностного подхода, методологической основой которого выступает принцип единства личности и деятельности. Наш исходный посыл заключается в том, что процесс патриотического воспитания личности заключается не только в том, чтобы старшеклассник проявлял ценностное отношение к объективной реальности - Родине в деятельности (в виде конкретных поступков), действовал по принципу «в любой данный момент в этом мире может что-то случиться только с моим участием», но и совершенствовал свое самосознание, которому имманентно была бы присуща потребность соответствовать образу идеального гражданина-патриота.
На основе обозначенных методологических подходов мы считаем, что процесс воспитания патриотизма старшеклассника будет эффективным в случае реализации определенных педагогических условий.
Первым педагогическим условием воспитания патриотизма как интегративного нравственного качества личности является обогащение содержания внеурочной деятельности ценностями краеведения, которые могут стать предметом осмысления, ориентиром в ценностном самоопределении и мотивом к социально-значимому труду на благо Родины.
Основой для формирования патриотических ценностей служит «чувство собственной жизни, своей истории, своей географии или местности дома. Вы любите свой дом, свою деревню, свой уезд, распространяя эту любовь на всю родную страну» [5, с.18]. Таким образом, патриотические ценности формируются в результате развертывания в сознании человека процессов соотнесения: «Я - среда моего обитания», «Я - мой регион», «Я - моя страна», «Я - как человечество, единый организм, живущий на земле». Мы считаем, что именно ценности краеведения (знания, получаемые в процессе изучения отчего края, овладение учащимися методами исследовательской работы в ходе краеведческой деятельности и конкретные практические навыки) являются той смыслообразующей базой, оказывающей влияние на становление патриотического самосознания старшеклассника, являющейся предметом осмысления, ориентиром в самопознании себя и мотивом к социально-значимой деятельности. Учащийся при этом постоянно находится в ситуации самоопределения: понимания местной истории и себя в этом процессе, посредством проецирования образов выдающихся личностей на себя, в ходе поиска ответов на вопросы: «Откуда я на этой земле?», «Как мне жить?»
Вторым условием является комплекс педагогических умений организации сетевой проектной деятельности, содержательно обогащенной краеведческими ценностями и ориентированной на воспитание патриотизма старшеклассника.
Под организацией сетевой проектной деятельности старшеклассников мы подразумеваем процесс приведения деятельности учащихся в определенную структуру, с четким функциональным разделением, которая будет способствовать достижению максимально полезного результата. Педагогические умения организации сетевых проектов определяются нами на основе выделенных Н. В. Кузьминой и В. А. Сластениным структурных компонентов педагогической деятельности. Конструктивно-проектировочный компонент: отбор и композиция учебного материала, его структурирование, планирование своих действий и действий учащихся, проектирование учебно-материальной базы. Конструктивно-проектировочная деятельность в процессе организации сетевого проекта даст желаемый результат при условии сформированности у педагога следующих умений: встраивания проектной деятельности в общую структуру образовательного процесса; определения целей и задач проектной деятельности; выбора тематики и типа сетевого проекта, учета междисциплинарных связей и адаптации проектных заданий в соответствии с уровнем подготовки группы; формулирования проблемы и гипотезы ее решения; выделения структурных компонентов и этапов сетевого проекта; определения перечня компетенций учащихся, подлежащих оцениванию после оформления сетевого проекта. Организаторский компонент: выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организация совместной деятельности. Организаторская деятельность при работе над сетевым проектом будет эффективной при условии сформированности у педагога следующих умений: организации собственной деятельности по комплексному применению дидактических и информационных средств; организации самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой); организации самостоятельной оценки учащимися промежуточных результатов, корректировки хода сетевого проекта. Коммуникативный компонент: установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Коммуникативная деятельность при работе над сетевым проектом даст желаемый результат при условии сформированности у педагога следующих умений: организации совместной работы в Интернете, которая послужит стимулом для поиска нужной информации, различных точек зрения; создания атмосферы сотрудничества и сотворчества в диадах ученик-ученик, педагог-ученик; организации самостоятельной дискуссии в группах, нацеленной на выбор адекватных методов исследования и формулирование аргументированных выводов. Гностический компонент: самосовершенствование, изучение педагогом эмоциональных, интеллектуальных, психологических возможностей учащихся. Смысл данного вида деятельности заключается в рефлексии педагогом хода, результатов своей работы, систематизации им опыта, выстраивании собственной профессиограммы, анализе ошибок и промахов, причин их вызывающих и поиска их решения, сравнении желаемого и достигнутого. Гностическая деятельность при работе над сетевым проектом даст желаемый результат при условии сформированности у педагога следующих умений: выявления причин ошибок и затруднений в ходе реализации проекта; оценки эффективности применяемых методов, приемов и средств обучения.
Включение учащихся в активную сетевую проектно-исследовательскую деятельность с последующей объективацией ее результатов через социальное служение является третьим условием воспитания патриотизма старшеклассников.
Раскрывая педагогический потенциал сетевой проектной технологии в воспитании патриотически-ориентированной личности, мы опираемся на исследования С. Д. Трифоновой, В. В. Тимофеевой, М. Г. Черняевой [6, с. 75 - 76], установивших, что особенностью интеллектуальной стороны процесса проектирования являются неявные (tacit), то есть личностные знания. Неявные знания нельзя увидеть или полностью передать, но именно они являются самими важными, именно они и перенимаются в процессе активного сетевого проектирования. Носителями неявного знания являются люди, поэтому ценность представляют, прежде всего, коммуникации как способ передачи этих самых ценных знаний. В процессе проектирования происходит смена диспозиций участников образовательного процесса, когда воспитуемый перестает быть простым «потребителем» преподаваемых ему истин и начинает быть «производителем» собственных знаний. Обосновывая взгляд на сетевой проект как на локализованное энергетическое поле, состоящее из разнообразия мыслей, эмоций и взаимоотношений, следует акцентировать внимание на том, что созданный на основе именно этих компонент проект, по сути, является реализацией качественного творческого процесса коллективной мыследеятельности. Вещественным же результатом воплощения мыслей, эмоций, коммуникации становятся проектные планы, проектная документация, социальные решения и т.д. Наш исходный посыл заключается в том, что проектная технология, реализуемая в среде Интернет, является эффективным фактором воспитания патриотически-ориентированной личности, поскольку параллельно с непосредственным результатом (созданием сайта, презентацией социального проекта, реализуемого и размещенного в сети) она обеспечивает усвоению личностью новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей, формирует умение обнаруживать проблему гражданско-патриотического содержания, формулировать и решать ее, инициализирует интросвязи - первооснову развития его личностных «само» - самостоятельное целеполагание, самоорганизацию, самоконтроль и самоанализ. Интернет-среда является действенным педагогическим инструментарием в учебно-воспитательном процессе вследствие расширения полюса межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе сетевого взаимодействия. Мы полагаем, что ресурсы сетевой проектной деятельности, способствующие формированию когнитивного, ценностно-эмоционального компонентов патриотизма старшеклассника и обеспечивающие их органическое единство, должны послужить мотивом к социальному служению на благо своей Родины. Социальное служение рассматривается нами как деятельность, направленная на позитивные изменения в социальной сфере путем организации благотворительной, добровольческой и гуманитарной поддержке членов общества. Данная деятельность способствует осознанию учащимися собственной способности изменить ситуацию в своем Отечестве. Примером такой деятельности могут быть акции - социально значимые дела, реализуемые школьниками в ходе сетевого проекта, целью которых является улучшение жизни в социуме. Учащиеся в процессе данной работы знакомятся с формами социальных акций, выбирают единые темы и овладевают технологиями проведения акций в рамках сетевого проекта; определяют проблемы, требующие разрешения, роли участников сетевого проекта в организации и проведении акции; взаимодействуют с властными структурами и социальными партнерами; анализируют итоги акции и ее значимость для улучшения ситуации в региональном сообществе с презентацией фото и видеоматериалов. Таким образом, мы полагаем, что процесс воспитания патриотизма как интегративного нравственного качества личности будет результативным при условии насыщения содержания внеурочной деятельности краеведческим континуумом, являющимся своеобразным вектором ценностного самоопределения, соотнесения себя с идеалом гражданина-патриота своей Родины; при сформированности у учителя комплекса педагогических умений организации сетевых проектов; при участии старшеклассников в проектно-исследовательской деятельности в среде Интернет с последующей ее объективацией в реальном мире на основе сформированной ценностной установки: «...мир таков, что в любой данный момент в нем может что-то случиться только с моим участием».
Рецензент:
Соколова Л. Б., д.п.н., профессор кафедры педагогики высшей школы ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Скворцова В.П., Белая Г.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5782 (дата обращения: 12.10.2024).