В настоящее время все большее значение приобретают вопросы этики, этических норм поведения.
Однако до начала Х в. у древних славян существовал определенный уклад жизни и быта, методы обучения и воспитания детей. В те времена, как и в последующие исторические эпохи, общие цели, задачи обучения и воспитания подрастающих поколений определялись общественно-экономическими факторами, мировоззренческими идеями, анимистическим восприятием явлений окружающей природной среды. Когда славяне жили первобытной общиной, в детях нужно было воспитывать качества, необходимые человеку для его нелегкой трудовой деятельности, для непрерывной борьбы с враждебными силами природы, а также для отражения набегов чужеземных племен.
Большое значение в формировании древнерусской этической мысли имела литература, нашедшая широкое распространение на Руси. Летопись «Поучение» Владимира Мономаха четко выражает воспитательные идеи и дает основы этикета детям.
Чтобы пробудить у детей интерес к постоянному «деланию», он описывает свои ратные походы, дополняя их рассказами о постоянных заботах в личном хозяйстве. Успех жизни зависит от настойчивости и работоспособности, формирующихся под влиянием воспитания. «в дому своем не ленитеся, но все ведите. Лжи блюдися и пьянства и блуда, в том бо душа погибает и тело». Мономах считает. Что успех воспитания зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения. В связи с этим он останавливает свое внимание на необходимости выработки у детей прилежания и учтивости: «беседу вести краткую», «при старых молчать», «не свиреповать словом», «стыдиться старших» и т.п. «Поучение» Владимира Мономаха способствовало развитию русской этической мысли, отечественной культуры в целом.
Интерес к моральной проблематике характерен и для «Изборника 1076 г.», в котором наряду с отрывками из сочинений отцов церкви имеются статьи славянского происхождения. Большое внимание в нем уделено вопросу, «Како подобает человеку быти».
Широкое распространение в Древней Руси получил сборник изречений «Пчела» (XI - XIII вв), переведенная на русский язык с греческого. В нем собраны высказывания этического содержания философов античности. «Не брани человека в старости его: он ведь от нас стареет», «Сверх меры спать подобает мертвым, а не живым» и т.д.
Значительный шаг вперед в развитии этических идей был сделан во второй половине XV - XVI в. Это нашло наиболее яркое выражение в «Домострое» Сильвестра. Система этических взглядов, сложившаяся в русской жизни, изложена в «Домострое» - кодексе всей накопившейся в народе нравственной и практической мудрости, продиктованной всеми предыдущими, установившимися общественными и религиозными порядками.
Излагая этические нормы, устои, автор «Домостроя» больше всего ценит жизнь по законам «благочестия», т.е. безукоризненного выполнения заповедей религиозной морали, «послушания» жены, детей, челяди хозяину. В начале XVIII в. этические теории стали разрабатываться не только для воздействия на отдельного человека, на оказание влияния на общество в целом. Подчеркивался их практический характер «нравы благо устояти, учить, как в пользу в мире житии». «Юности честное зерцало» является самым популярным памятником педагогической литературы этого периода. Это показание к житейскому обхождению, собранное от различных авторов. По указу Петра 1 книга была издана в 1717 году и затем многократно переиздавалась. Вторая часть ее - это правила поведения для дворян. «Дети не имеют без именнаго приказа родительского никого бранить».
В развитии этических идей ясно различимы три направления: в сочинениях устного народного творчества огромное внимание уделялось проблемам этики и этикета. Другое направление связано с религиозной и переводной литературой X - XVII вв. В этот период происходило употребление этических понятий в нравственном и патриотическом понимании, а также с позиций религиозной морали и мудрости. Третье направление связано с тенденциями русской «просветительской» литературы XVIII в., где рассматриваются социально-моральные проблемы в неразрывной связи с общественными событиями.
Изучение русской этической мысли имеет значение для понимания истоков русской этики последующего времени; дает возможность проследить генезис и развитие этики и этикета русского народа, трансформацию их общественной значимости.
Библиографическая ссылка
Максименко Н.В. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=571 (дата обращения: 14.12.2024).