Исследования С. Л. Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления субъективности человека в процессе его деятельности. Он показал, что любые внешние причины, и деятельность в первую очередь, действуют на человека не непосредственно, а преломляются через внутренние условия. Психика человека исключительно избирательна [5].
Впервые об интериоризации как процессе «переноса» общественного опыта в «голову» ребенка говорит в своих критических замечаниях С. Л. Рубинштейн. Затем эта трактовка получила свое отражение в работах, как его учеников, так и школы П. Я.Гальперина. П. Я. Гальперин говорит о возникновении понятия «интериоризация» во французской социологической школе, где оно означало прививание элементов идеологии и изначально биологическому сознанию индивида: идеология, общественное сознание переносились в индивидуальное сознание.
В социальной психологии интериоризация рассматривается как один из механизмов социализации. Под «социализацией» обычно подразумевается процесс усвоения социального опыта определенного содержания: ценностей, социальных установок, определенных ролей как моделей поведения.
В процессе социализации и связанной с ним интериоризации можно выделить несколько аспектов, которые целесообразно рассматривать по отдельности. Во-первых, это процесс приобретения знаний о данном типе социальной реальности (о ценностях, ролях и пр.). Во-вторых, в данном процессе происходит преобразование структуры личности: появление новых подструктур (например, «Сверх-Я» в классическом психоанализе З. Фрейда, «зеркального Я» Ч. Кули, самосознания «me» у Дж. Мида) или личности в целом (в теории Дж. Болдуина), трансформация уже имеющихся. В-третьих, по отношению к нормам, ролям, ценностям выделяется такой аспект процесса их усвоения, как принятие. Здесь имеется в виду, что, для примера, некоторую социальную норму можно знать, но не следовать ей; можно знать, но не соглашаться с ней, при этом выполняя ее «внешним» образом; наконец, можно принять ее, сделать своей «внутренней» нормой. Именно достижение последнего состояния обозначается словом «интернализация». Последние два понимания (формирование новых структур личности и «принятие» социальных норм, ценностей и т.п.) являются специфичными значениями термина «интернализация» (хотя второе может быть обозначено и самим по себе термином «принятие»): в истории психологии не было введено отличных от «интернализации» обозначений данных процессов. Однако за ними закрепилось именно терминологическое обозначение «интернализация», а не «интериоризация» [6].
В работах Н. П. Аникеевой, А. А. Бодалёва, Я. Л. Коломинского, С. В. Кондратьевой, Е. С. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Обозова, А. В. Петровского в качестве ведущего принципа развития обозначен принцип социальной детерминации. По мнению А. В. Петровского, активно действуя, человек вызывает изменения внутреннего мира другого человека, то есть осуществляет вклад в других людей. Один человек близок, привлекателен другому, его поведение доступно пониманию, и другой начинает подражать ему. Но подражание - это не процесс копирования, а процесс осознания, осмысления и присвоения ценностей, перенос привлекательных черт, качеств личности, способов и норм поведения в собственные [4].
Еще более решительный шаг в теории интериоризации сделала гуманистическая психология. В соответствии с ее представлениями, психическое развитие человека осуществляется не по формуле «от социального к индивидуальному» (или еще более обобщенно: «от только внешнего к внутреннему»), а путем усвоения внешних обстоятельств через внутренние условия.
Об этом же говорят исследования Н. В. Кузьминой, рассматривающей несколько типов соотношения внешних и внутренних границ в процессе освоения среды. По мнению автора, если «внутренние и внешние границы равны, то отношения между субъектами будут строиться на гармонии, любви и дружбе. Но если внешние границы уже внутренних, возникает феномен диссидентства, феномен снижения творческой активности, что тормозит развитие личности» [1].
Следовательно, для актуализации личности важны два процесса: внешний и внутренний, экстериоризации и интериоризации, интериндивидный и интраиндивидный, то есть, перенося внешнюю среду во внутреннее пространство личности, человек должен опять перейти от внутреннего к внешнему, вступая во взаимодействие с социальной средой, которая представляет возможность формировать свою внутреннюю жизнь.
Таким образом, любые внешние причины действуют не прямо и непосредственно, а только через внутренние условия [2]. Человек выступает как вершитель своего жизненного пути, проявляя активность, внутреннюю свободу и автономность, он инициирует и развивает свои потенциальные возможности.
Человек способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты. Осваивая и выполняя социальные роли, человек сначала интериоризирует (переводит внешнее во внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, то есть как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.
Именно в процессе получения образования личность вбирает в себя знания, позволяющие ей разобраться во всем многообразии ценностей, норм, законов и правил, без которых не существует ни одно общество, вне которых не может существовать и человек как разумный и активный гражданин, как член общества.
Восприятие человеком системы социальных норм взаимосвязано с процессом его вхождения в мир законов и правил, при этом совершается огромное количество воздействий со стороны социума. Усвоение системы социальных норм является одним из важнейших условий, обеспечивающих личности успешную социализацию. Это предполагает, что человек будет по-настоящему обладать социальным знанием, а значит, понимать социально-экономические, общественные, политические отношения, уметь ориентироваться в общественных процессах и отношениях. Он будет способен вносить предложения по улучшению существующей системы, сможет решать стоящие перед ним задачи, а не перекладывать их на других. Если он не займет такую активную позицию в сообществе, то вынужден будет склоняться к пассивному проживанию в нем. Необходимым является выражение и использование своих внутренних знаний и способностей в интересах других при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями социального общества.
При трактовке процесса усвоения системы социальных норм только как присвоения, подражания человеческому опыту практически не остаётся места для саморазвития, самовоспитания, самоопределения личности и проявления, какой бы то ни было, автономности, необходимо учитывать «внутреннее, позитивное ядро человека». С точки зрения А. Б. Орлова, «нельзя сформировать у человека гуманистические убеждения извне, лишь изнутри можно создать условия, в которых человек сам придёт к этим убеждениям, свободно выберет их» [3]. Поэтому необходима активизация самой личности.
Интериоризация, которая представлена как совокупность внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм и ценностных ориентаций, определяет и поведение личности в социальной среде.
Рецензенты:
- Сокольникова Э.И., д.п.н., профессор кафедры психолого-педагогического образования ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.
- Леванова Е.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Московского социально-педагогического института, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Попова Е.В., Пушкарева Т. В. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5626 (дата обращения: 15.09.2024).