Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Жолдасбеков А.А. 1 Сихимбаева Ж.С. 1 Шынгысбаева Ж.А. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова, Шымкент, Республика Казахстан
В настоящее время, когда происходит всемирное воздействие общества на природную среду, огромное значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения, ключевую роль в решении поставленной в статье цели отведена качественно новому экологическому образованию в Казахстане, которое будет ориентировано на подготовку специалистов нового времени. В процессе изучения теоретико-педагогических основ экологического образования студентов в вузе нами была определена главная причина, негативно влияющая на организацию экологического образования студентов. Исследование проблемы организации экологического образования студентов показало, что студенты, получившие экологические знания в процессе предложенной методики и педагогические условия, более информированы и восприимчивы к окружающей среде.
экологическое образование
экологическое образование студентов
непрерывное экологическое образование
1. Алексеев С.В. От экологического образования к образованию для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. - СПб., 2001. - С.7-9.
2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. - 576 с.
3. Концепция экологического образования Республики Казахстан // Экологическое образование в Казахстане. - 2005. - №1. - С.3-6.
4. Мешечко Е.Н. Основы экологии: учеб. пособие под ред. Е.Н. Мешечко. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 376 с.
5. Хамзина Ш.Ш. Теория и практика экологизации высшего профессионального образования (на примере естественнонаучных дисциплин): дисс… канд. пед. наук. - Алматы, 2002. - 141 с.
6. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций. -Ростов-на/Д.: Феникс, 2002. - 480 с.
7. Шалгымбаев С.Т. Тенденции развития экологического образования на современном этапе. - Алматы, 2005. - 144 с.

Важнейшим компонентом экологической политики любого государства является подготовка специалистов, способных к решению экологических задач разного масштаба. Ведущая роль в решении поставленной цели отведена системе высшего образования.

Высокий уровень компетентности и мастерства студентов, будущих учителей, позволит повысить качество организаций экологического образования и воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях. От эколого-профессиональной подготовленности студентов зависит состояние окружающей среды, общая экологическая образованность населения.

С данных позиций перед вузовским образованием поставлена задача воспитания экологически грамотного, культурного человека, способного эффективно решать проблемы взаимоотношения природы и общества.

Сказанное обусловливает необходимость обратить пристальное внимание на качественно новое экологическое образование, которое будет ориентировано на подготовку специалистов нового времени.

Интерес к проблеме организаций экологического образования проявляют и отечественные, и зарубежные исследователи. На современном этапе в мире уже накоплен большой опыт в области экологического образования, однако, мировые достижения в данной области недостаточно доступны для педагогической общественности, так как наблюдается недостаток работ по сравнительному экологическому образованию.

В педагогической практике экологическое образование студентов - будущих учителей дисциплин гуманитарного профиля, ограничивается кратким курсом экологии, изучение которого способно лишь дать первоначальные сведения об экологии, но не позволит повысить эколого-педагогическую подготовку студентов.

Об этом свидетельствует анкетный опрос преподавателей дисциплин экологической направленности. В качестве главного фактора, негативно влияющего на организацию экологического образования студентов, они называют несоответствие объема содержания экологического образования имеющемуся времени на изучение дисциплин экологической направленности.

Проведенный анализ является хорошей предпосылкой для осуществления работы по повышению уровня эколого-педагогической подготовки студентов и, следовательно, позволяет сделать вывод о необходимости организации экологического образования студентов - будущих учителей в вузе.

Однако в изученных нами педагогических публикациях и различных исследованиях недостаточно представлены разработки, посвященные теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективную организацию экологического образования будущих учителей в вузе, выявленных на основе анализа передового опыта развитых стран мира в области экологического образования.

Современная педагогическая наука, разрабатывая вопросы экологического образования и воспитания, исходит из того, что формирование отношения к природе является составным элементом формирования мировоззрения подрастающего поколения. Проблема экологического воспитания - это, прежде всего, проблема формирования научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей природной среде.

Известный американский биолог Б. Коммонер построил систему законов экологии:

  1. все связано со всем: всеобщая связь процессов и явлений в природе;
  2. все должно куда-то деваться: какой бы ни была высокой труба завода, она не может выбрасывать отходы за пределы биосферы;
  3. природа знает лучше: действия человека должны быть согласованы с природными процессами;
  4. ничто не дается даром: любое действие в природе не проходит бесследно, а охрана природы и рациональной использование природных ресурсов немыслимы без определенных экономических затрат», также выступил против теории «замораживания прогресса» [6, с.377-378].

На сегодняшний день экология как наука трактуется неоднозначно. Известно более ста определений экологии как науки. Среди всего разнообразия можно выделить три основные точки зрения на предмет экологии [5]. Первую можно назвать традиционной: экология это -биологическая наука о взаимоотношениях организмов и среды. Вторая заключается в отождествлении экологии с охраной природы. Экология является теоретическим фундаментом природоохранного знания. Третья точка зрения трактует экологию как некую сверхнауку, которая изучает любые взаимоотношения между каким угодно центральным объектом и его окружением. В ее рамках находят место взаимоотношения общества и природы, организмов и абиотической среды и даже «экология культуры». Экология существенно отличается от классических естественных и гуманитарных наук. Изучая все формы движения материи и многие уровни ее организации, она входит своими разделами и в другие науки, а также в технические и прикладные отрасли знания.

Экологическое образование - это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками [2, с. 545].

По мнению В.Е. Мешечко, «экологическое образование должно быть непрерывным, охватывая семейное, дошкольное, школьное и послешкольное образование и воспитание» [4, с.331].

Согласно концепции экологического образования Республики Казахстан: «Целью экологического образования является формирование нового мировоззрения и современного мышления, ориентированных на организацию научно-обоснованной системы действий по гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, обеспечивающей возможность долговременного устойчивого развития» [3, с. 3].

В современном ракурсе представляет интерес точка зрения Алексеева С.В. [1], который утверждает, что экологическое образование в целях устойчивого развития является новым комплексным направлением в рамках системы непрерывного экологического образования, формирующегося во многих странах мира с целью обеспечения движения общества к сбалансированному развитию.

В англоязычных странах сложилась и применяется более детализированная терминология: есть термин "Есоlоgicаl еduсаtiоn", содействующий познанию природы, и есть энвайроментальное образование, "Еnvirоnmеnаl еduсаtiоn", ориентированное на решение социально-экологических проблем.

Наряду с этим внимание уделяется экологическому сознанию, которое предполагает понимание движения человечества к единой глобальной целостности.

Процесс интеграции естественных наук, эта целосность в настоящее время способствуют осуществлению идей ученых: о взаимном проникновении наук, гуманизации естествознания, углубления интегрирующих взаимосвязей между различными областями научного знания.

Обобщая сказанное, следует отметить, что экологические представления в современной научной картине мира позволили выявить существующие тенденции в направлении развития экологического образования в вышеизложенных теориях и практиках.

Таким образом, теоретико-педагогическим основанием экологического образования является современная научная картина мира, в которой реальные экологические проблемы являются существенными, и их решение - это прерогатива совместной деятельности преподавателей и студентов.

Сегодня образование справедливо рассматривается как главный фактор политического, социального и экономического прогресса. Происходящие изменения в системе общественных отношений требуют от системы образования мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического опыта и соответствия потребностям развития экономики.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в Казахстане создаются социально-экономические условия для функционирования системы образования, её ресурсного обеспечения, модифицируется содержание нормативной документации, регулирующей образовательную деятельность.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития Республики Казахстан является внедрение и разработка системы непрерывного экологического образования; так как под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности в сфере охраны окружающей среды, устойчивого природопользования и потребления, формирование экологического образа жизни.

Для реализаций непрерывного экологического образования и воспитания необходимо соблюдать следующие условия:

  • обновление методической системы обучения;
  • индивидуализация экологического учебно-воспитательного процесса;
  • создание многофункциональной и многовариантной сети учебных заведений по экологии и охране окружающей среды;
  • организация свободного и открытого доступа к мировой информационно-экологической информации;
  • широкое внедрение компьютерных обучающих систем и нетрадиционных методов обучения экологическим основам знаний;
  • оптимизация учебных дисциплин в школе и вузах для введения в учебные планы новых экологических дисциплин.

В целом следует считать, что в Казахстане созданы базовые законодательные условия, но на практике многие из запланированных мероприятий пока не реализованы. Одной из причин этой проблемы является то, что вопросам экологического образования и воспитания не отдается должного приоритета в рамках общей системы образования [7].

С другой стороны, в сфере экологического образования отсутствуют единые концептуальные научно-методологические подходы, существует разная трактовка его сущности, содержания, что приводит к фрагментарности, эпизодичности, оторванности экологического образования от общей системы подготовки специалистов.

На разрешение возникших противоречий направлена концепция экологического образования, где показаны структура и содержание системы экологического образования, носящего непрерывный характер, пути и средства реализации. Согласно данной концепции приоритетным направлением модернизации экологического образования является формирование нового мировоззрения, современного мышления, ориентированных на организацию научно-обоснованной системы действий по гармонизации взаимоотношений общества и окружающей среды.

В соответствии с этим содержание экологического образования должно обеспечить следующие степени:

  • первой ступени (семейное и дошкольное воспитание) - формирование первоначальных навыков поведения в природе, умение видеть красоту природы и элементарные знания о ней, вести здоровый образ жизни, экологическую культуру и т.д.;
  • второй ступени (экологическое образование в общеобразовательной школе, начальных и средних профессиональных учебных заведениях) - формирование знаний о целостной организации жизни на планете Земля; усвоение, накопление и умение, использование первичных экологических знаний; ответственное отношение к окружающей среде; система интеллектуальных способностей.
  • ступени высшего образования (направление общей экологической подготовки в вузах) - подготовка эрудированных специалистов с высоким потенциалом, имеющих знания об устройстве мира, об основах устойчивого развития, владеющих умениями и навыками практических действий.
  • ступени высшего профессионального экологического образования - организация процесса обучения, обеспечивающего профессиональную компетентность в области экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

В нашем исследовании мы, хотя и ставим перед собой цели раскрытия теоретических и практических основ непрерывного экологического образования, но для понимания важности исследования проблемы организации экологического образования студентов - будущих учителей в вузе, осознания ее целостности следует рассмотреть механизм организации экологического образования на всех уровнях образования.

Для создания общества, состоящего из грамотных людей, осознающих значимость окружающей среды, необходимо решить следующие задачи в системе образования - это формирование и развитие:

  • личностей, бережно относящихся к окружающей среде и природным явлениям, воспринимающих явления среды всеми органами чувств;
  • индивидуумов, умеющих находить общие точки соприкосновения искусственной и природной среды;
  • индивидуумов, владеющих совокупностью методов и применяющих их для исследований окружающей среды;
  • исследователей, понимающих и осознающих связь между науками об окружающей среде с другими дисциплинами;
  • исследователей, способных решать проблемы окружающей среды;
  • индивидуумов, осознающих гармонию и единство человека с окружающей средой;
  • исследователей, пропагандирующих философию защиты окружающей среды;
  • личностей, способных преобразовывать окружающую среду, участвуя в различных видах социальной деятельности, не разрушая при этом внутреннего единства природной среды и оберегая ее.

Исследования, проведенные в результате обучения населения с целью развития потребности защиты окружающей среды, показали, что люди, получившие экологические знания в процессе неформального или формального образования, более информированы и восприимчивы к окружающей среде.

Однако следует отметить, что, несмотря на поставленные задачи в области экологического образования, нормативные документы, определяющие содержание экологического образования, не модифицированы, так как для организации обязательного обучения основам предметов об окружающей среде не были подготовлены новые программы и планы. Также, в школах этот предмет преподавали люди, не имеющие специальных знаний, работающие в других отраслях.

Главной целью, преследуемой вузами в процессе организации экологического образования, является создание условий для систематической и последовательной работы по изучению студентами экологических знаний, а также воспитание специалистов в области природоохранной деятельности. Построение системы экологического образования осуществляется с учетом экологического, социально-экономического, культурного принципов.

Анализ состояния проблемы организации экологического образования позволил выявить существующие тенденции в направлении развития данной проблемы в педагогической теории и практике.

Специфика организации экологического образования обусловлена достижением цели формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения, которая является связующим звеном между научной картиной мира и экологическим образованием. Современная научная картина мира выступает как теоретико-педагогическая основа экологического образования.

В соответствии со сказанным, разработана модель процесса организации экологического образования будущих учителей. Структуру модели образуют компоненты, взаимосвязанные между собой в единую систему: цель, методологические принципы, принципы, содержание, методы, формы, средства экологического образования, деятельность преподавателя, деятельность студента, педагогические условия, результат, анализ результата.

При построении модели мы исходили из требований, предъявляемых к процессу моделирования.

Для оценки эффективности модели процесса организации экологического образования будущих учителей выбран критерий, который и отражает предполагаемые результаты внедрения модели данного процесса - готовность студентов к проведению экологического образования в будущей профессиональной деятельности, включающая в себя:

  • мотивационную и учебно-познавательную готовность;
  • функциональную грамотность.

При организации экологического образования будущих учителей важно учитывать педагогические условия. На основе теоретического анализа исследуемой проблемы, изучения, творческого переосмысления современного опыта в области экологического образования, нами выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную организацию экологического образования будущих учителей: интеграцию теоретических и практических знаний на основе оптимального сочетания аудиторной и внеаудиторной деятельностей.

Выводы

Проведенная работа сопровождалась анализом, выявлением причин, способствующих или препятствующих получению заданного результата, выявлением источников их возникновения.

Отметим, что количество приведенных нами примеров реализации педагогических условий организации экологического образования будущих учителей в практике работы вуза можно было бы значительно увеличить, но из сказанного уже ясна высокая результативность данных условий.

Также, следует отметить, что указанные направления организации экологического образования позволяют существенно повысить готовность студентов к проведению экологического образования в будущей профессиональной деятельности.

Экспериментальная работа, количественная и качественная интерпретация ее результатов свидетельствуют о том, что организация экологического образования будущих учителей с учетом педагогических условий приводит к формированию у студентов мотивационной и учебно-познавательной готовностей к проведению экологического образования в дальнейшей профессиональной деятельности, способствует повышению функциональной грамотности студентов.

Перспективы проведенного исследования состоят в продолжении изучения опыта развитых стран мира в области экологического образования на всех уровнях образования.

Рецензенты:

  • Омар Е., д.п.н., профессор, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова, г. Шымкент.
  • Лекерова Г.Ж., д.п.н., Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова, г. Шымкент.

Библиографическая ссылка

Жолдасбеков А.А., Сихимбаева Ж.С., Шынгысбаева Ж.А. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5624 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674