В настоящее время рынок труда, как и вся экономика в целом, развивается и совершенствуется. Поэтому абсолютно логично возникла главная задача - управление маркетингом на рынке труда. Маркетинг неотделим от управленческого процесса и поэтому определяется как "социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взамообмена ими" [2]. На рынке труда нужды и потребности возникают у работодателей индивидуальных и групповых форм собственности, товаром здесь является рабочая сила.
А. Дайан рассматривает маркетинг в рамках стратегического менеджмента и считает, что маркетинг является составной частью стратегического менеджмента предприятия [1]. Поэтому предприятие, как агент спроса на рынке труда, в стратегическом управлении разрабатывает кадровую политику с учетом расширенного воспроизводства, согласованного с потребностями рынка в условиях конкурентной борьбы.
Специалисты в области маркетинга и менеджмента пришли к выводу, что предметные области маркетинга и стратегического менеджмента во многом перекрывают друг друга. Происходит функциональная интеграция этих областей деятельности, поэтому рассматривать их необходимо не с позиций собственно маркетинга и собственно менеджмента, а с позиций маркетинг менеджмента как самостоятельной управленческой концепции [3].
Котлер определяет «управление маркетингом как анализ, планирование, организацию и контроль за исполнением программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевым покупателем для достижения целей организации. Таким образом, управление маркетингом связано с регулированием отношений с потребителями» [2 с.42].
Мы предлагаем рассмотреть на рынке труда два аспекта: управляемый и управляющий маркетинг. Управляемый маркетинг проводит анализ и изучение рынка рабочей силы, разрабатывает тактические и стратегические маркетинговые планы, осуществляет рекламную деятельность. Эту работу можно назвать подготовительной.
Управляющий маркетинг - это структура, осуществляющая непосредственно регулирование отношений с потребителями рабочей силы на основе анализа, проведенного управляемым маркетингом, выполняя намеченные программы, направленные на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с работодателем для увеличения объемов трудоустройства, и осуществляя мониторинг. Управляющий маркетинг гармонизирует отношения на рынке труда.
Управление маркетингом на рынке труда включает в себя тактический и стратегический маркетинг, которые регулируют отношения с потребителями. Управляемый маркетинг анализирует спрос на рабочую силу, планирует выпуск определённых категорий работников, управляющий маркетинг занимается кроме вышеперечисленных функций - подготовкой кадров. В любой момент спрос может измениться: стать недостаточным, нерегулярным или высоким. Поэтому управление маркетингом обеспечивает соответствующие методы работы с этими различными состояниями спроса.
Кроме этого, необходимо проведение регулярного контроля за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание контактов с целевыми потребителями рабочей силы (в основном это крупные корпорации), ради достижения определённых задач обучающих организаций, таких как сохранение объёмов плана набора, увеличение поступлений из внебюджетных фондов и т. п.
Спрос на рабочую силу исходит от двух групп: от вновь образованных групп работодателей и от функционирующих продолжительное время агентов спроса на рынке труда. Поэтому целесообразно использовать стратегии, нацеленные не только на привлечение новых потребителей, но и на сохранение постоянных отношений с уже имеющимися работодателями. Новые потребители появляются с развитием обширной системы организаций в малом бизнесе с трудоёмкими, мало механизированными технологическими процессами, которые требуют большого числа работников. В этом случае только государственная поддержка малого бизнеса может стимулировать процесс создания новых рабочих мест.
Управление маркетингом на рынке труда можно охарактеризовать как согласование удовлетворения потребностей работодателей и достижение цели трудоустройства. Для чего необходимо решить ряд задач по осуществлению управления такими процессами и действиями, как изучение рынка, реклама, уровень заработной платы, создание систем сбыта трудовых ресурсов, распределение рабочей силы, и непосредственно сбыт - то есть трудоустройство.
Для решения маркетинговых задач необходимо организовать систему маркетинговых исследований, то есть структуру, которая установит подчиненность и ответственность за выполнение тех или иных заданий. На товарном рынке управление маркетингом - это задача производителя товара, в то время как на рынке труда этим должны заниматься Центры занятости (ЦЗ) и образовательные структуры. Государством при переходе к рынку для проведения политики занятости были созданы ЦЗ, но организация маркетинговой деятельности на рынке труда требует специализированной организации, или структуры в рамках ЦЗ. Кроме того, экономически активная часть населения порой совмещает в одном лице носителя рабочей силы и маркетолога своего товара. В данном случае для распространения этого явления необходимо организовывать обучение безработных основам делового общения и психологии, для более стабильного продвижения своего товара «рабочая сила».
Образовательные структуры на Федеральном уровне - это системы высших, средних и профессиональных учебных заведений, на микроуровне - центры подготовки кадров в структуре предприятий.
На рынке труда покупателем и клиентом является предприниматель и ему необходимо знать о процессе подготовки кадров: вид учебного заведения, качество образования, изучение особенностей технологических процессов данного предприятия, организация прохождения практики на предприятии, сроки окончания обучения, трудовая активность направляемого специалиста. Обучающая организация интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчётом на обеспечение удовлетворённости клиентов. Маркетинг нацелен на создание потребительской удовлетворённости в высоком качестве рабочей силы.
Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Попросту говоря, управление маркетингом - это управление спросом [4]. Поэтому необходимо прослеживать тенденции развития экономики региона и на основании научных подходов и алгоритмов прогнозировать и удовлетворять спрос на рабочую силу определённых специальностей.
Вся деятельность в сфере маркетинга обычно осуществляется в рамках определенных концепций. На рынке труда применяется некоторые из них. Первая - это концепция совершенствования рабочей силы. Потребители рабочей силы склонны поддерживать те учебные заведения, которые предлагают квалифицированных специалистов. Следовательно, образовательные структуры должны сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании процесса обучения, подготовки и переподготовки специалистов, востребованных в настоящем и будущем.
Вторая концепция маркетинга предполагает необходимость определения нужд и запросов целевых рынков. Данная концепция является основополагающей в маркетинге. Залогом достижения цели по организации подготовки кадров, являются определение нужд и потребностей предпринимателей и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более качественными, чем у конкурентов способами. Левитт определяет эту концепцию таким образом: «Маркетинг - это сосредоточенность на нуждах покупателя..., забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, постановкой и, наконец, потреблением этого товара» [4].
Концепция маркетинга на рынке труда отталкивается от четкого определения объемов занятых на целевом рынке и вакантных рабочих мест, ориентируется на нужды работодателя, координирует все виды маркетинговой деятельности, направленной на удовлетворение потребителя, и создания долговременных отношений с работодателями.
Итак, управление маркетингом на рынке труда состоит из нескольких направлений. Это анализ рынка рабочей силы и рынка рабочих мест в количественном и качественном выражении, который проводится в анализируемом периоде и ретроспективе. Стратегическое планирование выпуска подготовленных кадров и, в то же время анализ и прогнозирование экономического развития региона (или рабочих мест) на долгосрочную перспективу. Разработка программ развития рынка труда и организация их выполнения. Мониторинг и корректировка программ при закономерном, зачастую спонтанном, и всегда динамичном развитии экономики данного целевого рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дайан А. Реклама: Пер. с франц. Под ред. С. Г. Божук. СПб.: Издат. Дом "Нева"; 2003. - 162 с.
- Котлер, Филипп, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер с англ. - 2-е европ. изд. - М.: СПб,: К,: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 944 с. Уч. пос.
- Муромцев С. Маркетинг менеджмент промышленного предприятия // Маркетинг. - 2004. - № 3. - с. 37-43.
- Levitt T. «Marketing Myopia». - Harvard Business Reviev, Juiy - August. 1960, p. 45 - 56.
Библиографическая ссылка
Скосырева Н.П. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ – ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА РЫНКЕ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=562 (дата обращения: 02.05.2025).