В данной статье мы остановимся на описании разработанной и адаптированной нами структурно-функциональной модели развития готовности учащихся старших классов к управлению своим временем.
В процессе моделирования мы уточнили основной понятийный аппарат в изучаемом поле исследования. К основным категориям, уточненным нами, относятся понятия: «управление временем», «умения управлять временем», «готовность учащегося к управлению временем».
Управление временем - рассматривается нами как особый вид управления, который обеспечивает личности рациональное планирование, самоорганизацию и самоконтроль времени, на основе системы знаний в области тайм-менеджмента, осознания ею ценности и значимости для себя времени и сформированной мотивации к данному виду деятельности. Умения управлять своим временем - это такие умения, которые позволяют учащемуся рационально и сознательно выполнять действия по управлению временем, обеспечивая при этом самоорганизацию и саморегуляцию своего поведения и жизнедеятельности [2].
Основным понятием в нашем исследовании выступает готовность учащихся к управлению временем. В своем исследовании мы рассматриваем это понятие как адекватное интегративное качество учащегося, влючаюшее в себя ценностные ориентации, знания, умения и навыки в области тайм-менеджмента, а также личностные качества по организации управления временем.
В выборе структуры модели мы опирались на идею В.П. Беспалько о том, что основными компонентами педагогической системы выступают: целевой, нормативно-теоретический, организационно-методический и результативно-оценочный [1, с. 6-7]. Данные компоненты с включением педагогических условий в организационно-методический компонент определили структуру разрабатываемой нами модели.
Выделенные компоненты модели обеспечивают возможность представить целенаправленный процесс развития готовности старшеклассников к управлению своим временем, а также их взаимосвязь.
Целевой компонент структурно-функциональной модели включает в себя социальный заказ, цель и задачи.
Цель разрабатываемой модели - развитие готовности старшеклассников к управлению своим временем. Обоснованием для выделенной цели послужил социальный заказ на разностороннее развитие учащихся школ и их подготовку к жизни, а определяющей позицией этого заказа - воспитание личности, которая будет обладать высокой степенью организованности и самостоятельности.
Согласно этой цели нами был спрогнозирован и результат внедрения разрабатываемой модели: переход учеников на более высокий, качественно новый уровень готовности к управлению своим временем. Соотнесение полученных результатов с обозначенной целью дает ответ об эффективности функционирования модели.
Обозначенная выше цель модели может быть достигнута через решение следующих взаимосвязанных задач:
1) формирование устойчивой мотивации школьников в вопросах управления своего времени; 2) формирование функциональной грамотности учащихся в области тайм-менеджмента; 3) развитие умений и личностных качеств, необходимых для рационального управления своим временем.
Нормативно-теоретический компонент данной модели включает в себя подходы и принципы, а также субъекты и их функции.
В рамках настоящего исследования разработанная модель развития готовности учащихся старших классов к управлению своим временем рассматривается нами с позиций системного, субъектного, рефлексивного и информационного подходов как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему.
Системный подход позволяет представить все действия по развитию готовности к управлению временем во взаимосвязи. И на его основе возможно построение целостной модели развития готовности учащихся старших классов к управлению своим временем с учетом всего многообразия субъективных факторов ее развития. Выбор субъектного подхода связан, во-первых, со спецификой рассматриваемого процесса. Во-вторых, этот выбор логично соотносится с основными концептуальными положениями проектирования, направленными на самоопределение, самореализацию и саморазвитие в процессе управления своим временем самими старшеклассниками. Субъектный подход предполагает личностный рост и развитие обучающихся в вопросах управления своим временем. Обеспечение субъектной позиции ученика в старшем звене школы требует отношения к нему как к уникальной личности, со своим мировоззрением, установками, внутренним миром, осознающим себя и учитывающим особенности своей личности. Рефлексивный подход позволяет рассматривать изучаемый процесс как развивающуюся, самоорганизующуюся систему, где реализуется возможность самими учащимися анализировать, оценивать, контролировать свои знания, умения, качества в области управления своим временем. Учет данного подхода обогащает старшеклассника осмысленным личностным самопознанием.
Информационный подход позволяет учитывать при управлении временем старшеклассниками весь объем информации, а также возможные варианты ее переработки.
На основе анализа основных идей и теорий, выступающих теоретической базой моделирования и учета позиций обозначенных подходов, отметим, что в качестве основных принципов развития готовности старшеклассников к управлению своим временем нами были выбраны принципы системности и последовательности, целостности, субъектности, развития и саморазвития, сотрудничества, рефлексивности и самостоятельности, информатизации.
На наш взгляд, реализация обозначенной выше цели и задач возможно через выполнение субъектами определенных функций. Субъектами рассматриваемой модели выступают учащиеся и учителя, ими должны осознаваться общая цель, применяемые методы, формы по управлению этим процессом. Несмотря на то что процесс развития готовности управляется учителем, основными субъектами выступают все же старшеклассники. Ближайшими их помощниками являются психолог и родители. В нашем случае функции выполняются основными субъектами: взрослыми и учащимися. Для взрослых - это педагогическая поддержка старшеклассников в вопросах планирования времени, коррекции действий, организации и стимулирования. Для учащихся - такие функции, как самопознание себя и своих особенностей, планирование, самоорганизация, самооценка, самокоррекция и самоконтроль времени.
При построении модели логично было предположить, что минимальный уровень требований к субъектам связан с определенными педагогическими условиями, которые входят в организационно-методический компонент рассматриваемой модели.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие рассматриваемой модели, позволяет наглядно представить содержательно-процессуальную сторону рассматриваемого процесса. Отразим логику выбора педагогических условий в модели. Для этого необходимо провести параллель между целью модели развития готовности старшеклассника к управлению временем, ее задачами и организационно-педагогическими условиями. Это сопоставление позволило нам сделать вывод о том, что выявленным компонентам модели по управлению своим временем должны соответствовать задачи, а задачам - вполне конкретные педагогические условия их эффективного выполнения.
Поэтому в рамках модели, на наш взгляд, должен быть реализован следующий комплекс педагогических условий: 1) развитие у учащихся осознанной мотивации к управлению своим временем; 2) формирование знаний и умений старшеклассников в области тайм-менеджмента; 3) отработка модели поведения организованного человека путем применения совокупности приемов самостоятельного управления своим временем.
Необходимость введения первого условия связана с развитием у школьников устойчивого интереса и потребности к управлению своим временем, что связано с осознанием учащимися себя и особенностей своей личности. В этом случае управление приобретает значимый для школьников смысл в планировании, организации, контроле своего личного и учебного времени.
Необходимость введения второго условия объясняется тем, что без специальных знаний и умений учащийся не сможет овладеть инструментами управления временем для осознанного координирования своих действий и отслеживания личных результатов в данной области. Так как вопросы тайм-менеджмента не включены ни в какие рабочие программы, мы предлагаем ввести в практику воспитательной работы школы серию тематических классных часов и другие формы внеклассной работы.
Необходимость введения третьего условия связана с тем, что старшеклассник должен не только понимать факторы и условия, влияющие на процесс управления временем, свои особенности, но и закреплять опыт саморегулирующего поведения. При этом существенно, чтобы учащийся воспринимал жизнь как возможность решения определенных проблем, связанных с временными ограничениями.
В связи с этим он должен овладеть целой совокупностью приемов самостоятельного управления своим временем.
Введение третьего педагогического условия и объясняется тем, что отработка модели поведения организованного человека путем применения совокупности приемов самостоятельного управления своим временем позволит ученику управлять им на качественно новом уровне и быть в дальнейшем конкурентоспособным на рынке труда.
В состав личностно развивающей методики, кроме традиционных методов, вошли методы контекстного обучения, такие как деловая игра (ситуационно-имитационное моделирование), разыгрывание ролей, «кейс-стади», решение ситуационных задач.
В качестве средств обучения выступают задания и задачи различных типов, электронные планировщики времени, органайзеры, интернет-сайты, упражнения, проекты, сочинения, памятки и правила. Реализация активного взаимодействия взрослых и учащихся в процессе организации индивидуальной, индивидуально-групповой, групповой и коллективной работы в условиях сотрудничества, построенных на позициях субъект-субъектных отношений, позволяет формировать дополнительную мотивацию к освоению личностно значимой информации. Поэтому важным структурным элементом модели является комплекс форм организации обучения, а именно: уроки, практикумы, игры, защита проектов и классные часы.
Тематический классный час был выбран нами основной формой по формированию необходимой базы знаний и отработке специальных умений учащихся. Классные часы связаны между собой единой авторской программой «Искусство управления своим временем». Цель её - обучение старшеклассников планированию, организации и контролю своего времени.
Программа классных часов «Искусство управления своим временем» включает в себя следующие разделы.
- Когда время становится осязаемым?
- Факторы эффективного управления временем.
- Самомониторинг в управлении временем.
- Планирование - основа управления временем.
- Умения старшеклассника организовать своё время.
Данная программа рассчитана на 18 часов и предназначена для учащихся старших классов. Отметим, что в программе почти в два раза больше часов отведено самостоятельному обучению учащихся. Это говорит о том, что самообразованию и самовоспитанию старшеклассника мы отводим ведущую роль.
Результативно-оценочный компонент структурно-функциональной модели содержит в себе критерии оценки определения готовности учащихся старших классов к управлению своим временем, показатели уровней названной готовности и результат.
Исходя из основных функций управления, критериями для определения готовности старшеклассников к управлению своим временем были определены: мотивация к управлению временем; планирование времени; организация времени и контроль времени.
Основным качеством, которым модель обладает, является её динамичность. Свойство динамичности любой системы отражается в ее многоуровневом характере. Именно уровневый подход позволяет рассматривать любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. Нами выделены три уровня развития готовности учащихся старших классов к управлению своим временем: недопустимый, допустимый и достаточный по каждому критерию, все уровни взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Под результатом функционирования рассматриваемой модели выступает переход учащихся на более высокий уровень развития готовности, качественно отличный по сравнению с предыдущим.
Диагностическая функция заключается в диагностике, осуществляемой в ходе экспериментальной работы, которая позволяет производить контроль и корректировку процесса развития готовности учащихся старших классов к управлению своим временем.
Оценочная функция состоит в сопоставлении полученных результатов с предполагаемыми, соотношении этих результатов с определенными критериями.
Рассматриваемая нами модель (рис. 1) имеет определенную закономерность. Все элементы модели должны быть расположены в порядке последовательности доминирования: слева направо против часовой стрелки. Эта связь прослеживается между компонентами и внутри них и создаёт целостность структурных элементов и системы в целом.
Главным достоинством построенной модели, как мы считаем, является её относительная независимость от конкретной реализации в образовательном процессе любой школы.
Представленная нами модель позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, более глубоко его изучить, охватить в единой системе основные направления, этапы и компоненты, их функции, педагогические условия, обеспечивающие ее успешное функционирование.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития готовности учащихся старших классов к управлению своим временем.Список литературы
Рецензенты:
- Гранатов Г.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой естествознания и философии образования, член диссертационного совета по педагогике ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
- Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор, ученый секретарь диссертационного совета по педагогике ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
Библиографическая ссылка
Родчиков А.А., Савва Л.И. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ К УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5603 (дата обращения: 16.10.2024).