Существует два пути государственного законодательного регулирования инновационной предпринимательской активности в стране. Это создание нового системообразующего закона об инновационной деятельности, закрепляющего задачи и ресурсы, развивающие инновационную активность в обществе, или создание комплекса институтов, в рамках поправок в ряд функционирующих сегодня законов, направленных на создание синергетического воздействия на инновационный потенциал в сферах науки, бизнеса и образования. Оба направления требуют реальных экономических механизмов, обеспечивающих достижимость развития предпринимательской деятельности и создающих перспективные условия хозяйствования.
Анализ показывает, что эффективная роль государства во взаимодействии субъектов в инновационной предпринимательской системе во многом зависит от решения ряда взаимосвязанных задач: появление у предпринимателей стимулов к инновациям; организация самого процесса производства знаний; формирование инфраструктуры инновационного взаимодействия между наукой, бизнесом и государством; формирование мотивации и инфраструктуры для возникновения кооперативных отношений в исследованиях и разработках между частным сектором (производством) и государственным научно-техническим сектором; повышение образовательного уровня менеджмента и облегчение доступа к необходимой информации [2].
Причины отторжения инновационной стратегии развития российской экономикой различны. Существуют разные мнения. Так, одни исследователи считают, что это связано с внутренними механизмами саморазвития и инерционности, неблагоприятными для научно-технического прогресса и инновационного развития [1, 3, 4]. Другие полагают, что в России сформировалась своеобразная адаптивная модель переходной экономики, негативные свойства которой образуют институциональную «ловушку», встроенную в институциональную структуру рыночной экономики и препятствующую ее позитивному развитию, в том числе инновационному [2, 5, 6].
Формирование саморазвивающихся территориальных экономических систем - процесс длительный и поступательный. По своёму развитию территориальные системы можно разделить на три типа (рис. 1).
Рис.1. Взаимодействие территориальных систем инновационной экономики
Самоорганизуемые территориальные системы характеризуются формированием у территориальных систем азов самоорганизации, то есть способности обеспечивать организационную устойчивость к воздействиям внешней и внутренней среды. Самоорганизуемые территориальные экономические системы под воздействием внешних и внутренних условий и факторов способны перенастраиваться под решение новых задач и выполнение уточнённых приоритетов. Саморегулируемые (самоуправляемые) территориальные экономические системы - более высокая ступень территориальной самоорганизации. Особенность данных систем проявляется, во-первых, в большей самостоятельности при решении оперативных и стратегических задач развития, выборе направлений и приоритетов внутренней организации деятельности и развития отношений с другими системами; во-вторых, в наделении их возможностью использовать для своего социально-экономического развития части внутрирегиональных приоритетов, созданного в рамках системы, а также самостоятельного создания внутрисистемных хозяйствующих агентов и институтов. Саморазвивающиеся территориальные экономические системы часто рассматриваются как автономные подсистемы, обладающие наибольшим после национальной экономической системы набором полномочий по социально-экономическому развитию территорий [7. С. 4-5].
По мнению А.И Швецова, «саморазвитие территориальных экономических систем, особенно региональных, предполагает наличие двух системообразующих признаков:
- Внутренняя самодостаточность региональной экономической системы, способная обеспечивать долговременную устойчивость регионального развития.
- Благоприятные внешние условия (внешняя среда), способные в своей совокупности обеспечивать устойчиво сбалансированное саморазвитие региональных экономических систем в стратегической перспективе» [8. С. 41-46].
Если внутрирегиональная самодостаточность региональной экономической системы обеспечивает источники её развития и воспроизводства внутрирегиональных приоритетов, то внешние условия призваны формировать и воспроизводить общественно-политическую, законодательную, макроэкономическую и внешнеэкономическую среду, способную обеспечивать наиболее полное и результативное использование территориальных возможностей и ресурсов для реализации общефедеральных и региональных целевых задач.
Основополагающим механизмом внешних признаков саморазвития предпринимательской инновационной деятельности в стране являются институты. Понятие «институт» следует воспринимать в виде совокупности трех взаимодополняющих друг друга элементов: правил; стандартов поведения; стереотипов мышления. Один из наиболее признанных исследователей, занимавшихся проблемами институциональной теории, Д. Норт определяет понятие «институт», как создание человеком ограничений, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Согласно другому его определению, это «правило, механизмы, обеспечивающие их выполнение и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [8].
Классификации экономических институтов по уровню их функционирования позволяют выделить три класса институтов, направленных на создание предпринимательской инновационной активности в стране [5, 8].
Микроинституты исследуют интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.
Макроинституты исследуют систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривают совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяют направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.
Мезоинституты, или медиум-уровень предполагают исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город и т.д.) или отраслевом разрезе.
Концепция институционализма в рыночной экономике является интерпретацией общесоциологической теории социальных связей в обществе, представленном в виде структуры, состоящей из воздействующих друг на друга групп, иерархии отношений между ними, опосредованных социальными институтами. Тем самым, социальные связи рассматриваются организованными, контролируемыми и управляемыми. Акционеры, менеджеры, сотрудники фирм, поставщики и клиенты в бизнес-партнерских связях выступают в виде групп интересов, или групп давления, образующих дискретное пространство предпринимательской среды.
По определению, бизнес-партнерство - это пространство согласия, а не конфликта. Действующие в нем группы комплиментарны, и действия их членов взаимно дополняют друг друга, как во внутрифирменных, так и межфирменных функциях и ролях. В рыночном бизнес-партнерстве особенно важны «стыки» (центры) межгрупповых взаимодействий, собственно, превращающих дискретное в организационные поля устойчивых отношений. Они не ограничиваются договоренностями и даже подписанными соглашениями, но должны быть материализованными в совместном имуществе, взносах, охране безопасности и каналах связи не только по поводу покупок и продаж, но и поддержанию общей (предполагается, высокой) планки моральных ценностей и сохранению декларируемого нормативного образца, вместе с тем открытые переменам под влиянием изменяющейся социополитической и культурной среды.
Отношения всегда имеют объективную и субъективную составляющие. Первая предполагает, прежде всего, результат. Если он сформирован, то его надо принимать как ресурс, способный к использованию в конкретных формах и реальных возможностях. Вторая - устойчивый мотив в сознательном закреплении результата в межгрупповом взаимодействии.
Сравнительно новым институтом в данном контексте является институт частно-государственного партнерства. Сущность частно-государственного партнерства связана в первую очередь с субъектно-объектной ролью межфирменных взаимоотношений. Партнерство предусматривает учет двух групп интересов - частного сектора и государственных институтов. При этом инициатива партнерства принадлежит частному сектору. А законодательное обеспечение процессов является задачей государственных институтов. Формирование и развитие межфирменных взаимоотношений и является ключевым звеном строительства инфраструктуры инновационной экономики предпринимательского типа.
Между всеми элементами инфраструктуры инновационной экономики предпринимательского типа устанавливаются различного вида отношения, которые могут быть выражены в виде: человек-человек; человек-коллектив; сообщество-сообщество; человек-общество; человек-орудие труда и так далее. Все это множество можно подразделить по типу отношений: на технологические отношения, которые отражают логику производственного процесса; организационные отношения, заключающиеся в необходимости организовать любые технологии, технику, людей, взаимоотношения в коллективе и отношения коллективов; социальные отношения - это отношения, относящиеся к положению в обществе, относящиеся к социальной роли, относящиеся к взаимозависимостям, взаимодействиям людей.
Кроме того, в инновационной предпринимательской среде возникают отношения трех типов: частный бизнес - частный капитал; частный бизнес - государственный капитал; государственный бизнес - государственный капитал. Объединение частных и государственных интересов связано с образованием форм частно-государственного партнерства [6, 9]. Наиболее общая классификация форм договорных связей государство и частного бизнеса приведена в табл. 1.
Таблица 1 Признаки форм частно-государственного партнерства
Виды партнерства |
Функции исполнителя |
Договорное вознаграждение |
Сервисные контракты |
Определенный, всегда связанный с видом услуг |
Вознаграждение от заказчика за выполнение услуг. |
Управляющие контракты |
Управление деятельностью, переданной государством |
Вознаграждение от правительства за оказание услуг. |
Аренда и временная передача прав |
Управление муниципальным имуществом |
Доходы, вознаграждения и сборы от потребителя за оказанные услуги. Подрядная фирма выплачивает государству ренту за объект. |
Концессионное соглашение |
Управление и инвестирование в государственную инфраструктуру по заданным параметрам |
Доходы от потребителя за оказанные услуги. Подрядная фирма выплачивает государству установленные договором выплаты и может брать на себя выплату существующих задолжностей. |
Участие в капитале |
Управление в соответствии с ГК РФ |
Доходы компании с участием государственного и частного капитала распределяются пропорционально участию. |
Итак, рассмотрение роли рыночных институтов в формировании социально-экономических систем в России для усиления инновационной активности субъектов хозяйствования позволяет научно обосновать следующие актуальные задачи развития экономики нашей страны:
- Развитие института стимулирования и экономического регулирования процессов активизации инновационной предпринимательской деятельности, заключающиеся в создании гибкой законодательной системы.
- Развитие института частно-государственного партнерства, направленного на совершенствование механизмов развития и регулирование общенациональных обычаев и ментальности.
- Развитие института инновационной инфраструктуры, направленного на создание условий для саморазвития территориальных экономических систем с созданием заинтересованности крупных производственных субъектов в росте и развитии предпринимательской сферы, научных центров, и образовательных учреждений, заключающихся в создании коридоров инфраструктурного регулирования для перераспределения ноу-хау внутри страны и в рамках мирового сообщества.
Рецензенты:
- Мохов В.Г., д.э.н., зав. кафедрой предпринимательства и менеджмента, заместитель декана факультета экономики и предпринимательства по науке Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
- Ахтямов М.К., д.э.н., зав. кафедрой экономики и инновационного развития бизнеса факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Колмакова И.Д., Шиндина Т.А. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5602 (дата обращения: 16.01.2025).