Достижение поставленных целей во многом зависит от качества научно-педагогических кадров, что обусловило появление новых требований к преподавателю вуза, в соответствии с которым он должен обладать творческой индивидуальностью, оригинальным, проблемно-педагогическим и критическим мышлением, способностью к созданию многовариантных программ, отражающих передовой мировой опыт и новые технологии обучения. По существу речь идет о высоком уровне научно-методической культуры преподавателя [1 и др.].
Развитие научно-методической культуры определяется внутренней активностью личности преподавателя, его направленностью на преобразование своих взглядов по отношению к научно-методической деятельности и предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы, становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений и установок. Успешность данного процесса в практике внутривузовского повышения квалификации в значительной мере определяется соответствующей технологией, которая представляет собой единство содержательной, процессуальной и организационной характеристик развития научно-методической культуры преподавателя, представленных как педагогические задачи, способы и педагогические условия [2 и др.].
Реализация технологии развития научно-методической культуры преподавателя вуза предполагает организацию педагогического эксперимента, исследование особенностей внедрения в практику внутривузовского повышения квалификации и анализ результатов исследования.
Поисковый этап экспериментальной работы посвящен комплексному изучению: эффективности научно-методической работы преподавателей вуза; состояния научно-методической культуры преподавателей с различным стажем педагогической деятельности; опыта целенаправленной работы вузов по повышению уровня научно-методической культуры преподавателей; мотивации профессорско-преподавательского состава к непрерывному развитию собственных знаний, способностей и умений в области научной и методической работы, а также мотивации содействия менее опытным коллегам в осуществлении данной работы; системности и последовательности, осуществляемых преподавателями высшей школы, мероприятий по профессиональному саморазвитию. Для этого использовалась методика доктора Л. Сватушко, адаптированная к предмету исследования, разработанные анкеты, опросники, беседы и наблюдения.
Проведение экспериментальной работы требует наличие критериев и показателей достоверности результатов педагогического эксперимента. Критериями были избраны компоненты исследуемой культуры: профессиональное самосознание; творческое мышление; научно-методические умения, в соответствии с разработанной структурой каждого компонента были выделены показатели: знания; ценностные ориентации; личностные качества; способности. Каждый показатель оценивался с использованием нескольких методик.
- знания - оценка дидактических тестов (А. В. Усова); методика «Интеллектуальный портрет» для преподавателей; «Методические ситуации» (И. В. Резанович) [3; 7 и др.];
- ценностные ориентации - «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнов); методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн); ЦОЕ - индекс ценностно-ориентационного единства (М. Рокич);
- личностные качества - тест «Психологический портрет учителя» (Г. В. Резапкина); опросник САН - самочувствие, активность, настроение; SPI; педагогическое наблюдение и самонаблюдение;
- способности - методики экспертной оценки и самооценки педагогических умений преподавателя (Н. Н. Водопьянов), комплекс методик по самодиагностике (Э. Ф. Зеер, Е. И. Рогов и др.). Кроме того, были разработаны авторские диагностические методики: «Готовность преподавателя к педагогическому эксперименту», «Трудности в организации НИРС», «Владение исследовательскими умениями», «Характер взаимодействия преподавателя и студентов на занятии», «Оценка эффективности и качества лекционного (практического или лабораторного) занятия».
На основе расчета относительной ошибки измерения по методу Г. И. Саганенко доказано, что наиболее точной оценочной шкалой является 7-ми членная, на основании чего была избрана 7-ми уровневая шкала оценки научно-методической культуры преподавателя вуза, которая представлена образными характеристиками: интуитивный, нормативно-теоретический, конструктивный, активный, профессиональный, творческий, экспертный.
Формирующий эксперимент проводился на базе двух факультетов Южно-Уральского государственного университета (экспериментальная группа) и двух факультетов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова (контрольная группа). Психолого-педагогическая литература и данные констатирующего этапа эксперимента обусловили выделение трех условных этапов реализации разработанной технологии: мотивационно-когнитивный, профессионально-развивающий и профессионально-обогащающий.
Мотивационно-когнитивный этап посвящен расширению и обогащению знаний в требуемой области и постановке целей профессионального совершенствования. На данном этапе реализовывалось одно из педагогических условий (использование основных положений нелинейной дидактики для активизации и развития творческого мышления преподавателей) в процессе проведения внутривузовского повышения квалификации.
При организации образовательного процесса мы опирались на модель организационного обучения взрослых, разработанную Д. Колбом, А. Рабиным и Д. Макинтером, а также на методы развития творческого мышления, методы контроля и методы стимулирования поведения и деятельности.
Нелинейная дидактика предполагает постоянное чередование групповых и индивидуальных форм работы преподавателей, что и было применено в виде трех форм проведения занятий:
- индивидуальные формы: а) представление каждым слушателем во внутреннем плане того, как он бы мог выполнить задание; б) самостоятельное выполнение фрагмента задания по поручению группы; в) разработка собственного педагогического (методического) решения по сложившейся ситуации в учебной задаче и др.;
- кооперативные учебные формы: а) групповой паззл (Gruppenpuzzle), б) паззл с партнёром (Partnerpuzzle), в) дуэт темпов учения (Lerntempoduett);
- интегрированные учебные формы: а) сэндвич (Sandwich); б) органайзер учебных продвижений (Advance Organizer) [5; 6 и др.].
Профессионально-развивающий этап посвящен развитию научно-методических умений через расширение сфер профессиональной деятельности преподавателей. Он предполагал реализацию следующего педагогического условия - создание межрегиональных ассоциаций преподавателей вузов, работа в которых стимулирует развитие их профессионального самосознания [2 и др.].
Ассоциация объединила несколько вузов России: Южно-Уральский государственный университет, Пермский государственный технический университет, Нижегородскую высшую школу экономики, Уральский государственный технический университет (УПИ). Членство в ассоциации могло быть различного уровня - стажер, кандидат в члены ассоциации, член ассоциации, почетный член ассоциации. Получение определенного статуса осуществлялось в соответствии с имеющимися педагогическими заслугами преподавателя.
Деятельность ассоциации осуществлялась как в сессионный период (4 сессии в год), так и в межсессионный. Работа на очных сессиях, которые проходили поочередно на территории одного из вузов-участников, проводилась в нескольких формах: мастер-классы, тренинговые упражнения, деловые игры, презентация учебно-методических пособий и научных разработок и др. Работа в межсессионный период была также представлена в нескольких формах: Медиа-лекции, Интернет-диспуты, Интернет-семинары и др. Особо необходимо отметить большую методическую работу виртуальных кафедр, которая выражалась в создании «методической копилки» преподавателей. Это, по сути, виртуальная библиотека всех существующих наработок по предметам каждой кафедры, объединенная в сети Интернет.
Профессионально-обогащающий этап направлен на рефлексию сильных и слабых сторон в научно-методической культуре преподавателей и построение соответствующей педагогической поддержки. На данном этапе было реализовано два педагогических условия: 1) создание межрегиональных ассоциаций преподавателей вузов, стимулирующих развитие их профессионального самосознания; 2) разработка и внедрение внутривузовской эдхократической системы «наставничество - тьюторство - коучинг», обеспечивающей развитие научно-методических умений преподавателей [2 и др.].
При реализации первого педагогического условия основное внимание было уделено молодым (начинающим) преподавателям. Для них был создан межвузовский «Банк педагогических технологий», проводился лекторий «Прогрессивная педагогика», на котором молодые преподаватели делились друг с другом своими научными и методическими поисками. Кроме того, проводились диспуты и дискуссии по актуальным проблемам педагогики, а также межвузовские конференции молодых ученых.
Реализация второго педагогического условия осуществлялась в несколько этапов:
1 этап - отбор лучших преподавателей, способных осуществлять наставничество, проводить тьюториалы и коуч-сессии. Данный этап был связан с большой индивидуальной разъяснительной и убеждающей работой по привлечению преподавателей к новым ролям наставника, тьютора и коуча.
2 этап - подготовка отобранных преподавателей к новым профессиональным ролям. Для этого проводились семинарские занятия по разъяснению сущности работы тьютора и коуча и освоению нескольких технологий предстоящей работы [4 и др.].
3 этап - составление планов по работе с менее опытными преподавателями. После окончания обучения начинающие тьюторы и коучи приняли решение о создании «Клуба консультантов», с периодичностью собраний - один раз в месяц, т.е. удалось увлечь преподавателей новыми для них ролями.
4 этап - реализация намеченных планов. Отслеживая ход воплощения составленных планов развития научно-методической культуры преподавателей, обращалось внимание на активное применение преподавателями-консультантами таких техник, которые им предлагались на обучающих семинарах: определение стиля обучения, создание электронного журнала «Педагогическая мастерская», создание электронной методической библиотеки, техники наставничества, техники коучинга, инвентаризация освоенных «методических средств», подготовка методического проекта с выбором формы представления.
5 этап - диагностика эффективности работы внутривузовской системы «наставничество - тьюторство - коучинг». Итогом работы преподавателей-консультантов стали новые, подготовленные ими методические разработки, памятки преподавателю: «Анализ и самоанализ занятия», «Организация работы с отстающими студентами», «Алгоритм написания учебного пособия», «Методические рекомендации по работе с родителями», «Методические рекомендации куратору».
Для проверки статистической неразличимости экспериментальной и контрольной групп (формирующего и повторно формирующего эксперимента) использовался двусторонний критерий , который показал, что выбранные группы статистически не различаются, следовательно, пригодны для проведения исследования. Выбор данного критерия обусловлен тем, что все выборки случайные и независимые, члены каждой выборки также независимы между собой, а объем каждой выборки более 60 человек.
Для определения статистической различимости результатов вновь использовался двусторонний критерий χ2 (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение результатов экспериментальной работы между экспериментальной и контрольной группами
Компоненты научно-методической культуры |
Значения статистики критерия χ2 |
|
До эксперимента |
После эксперимента |
|
Профессиональное самосознание |
1,5692 |
13,0397 |
Научно-методические умения |
4,1420 |
17,1495 |
Творческое мышление |
0,6768 |
12,6389 |
Прим.: Простой шрифт в ячейках означает отсутствие различий между группами по определенной характеристике (наблюдаемое значение статистики критерия меньше критического на уровне значимости 0,05), а жирный - наличие различий (наблюдаемое значение статистики критерия больше критического на уровне значимости 0,05).
Сводные результаты позволили сделать вывод о том, что между экспериментальной и контрольной группами по всем компонентам научно-методической культуры нет различий до эксперимента, а после эксперимента различия между группами статистически значимы по всем компонентам.
Оценить характер изменений, происходящих в результате эксперимента, позволяет анализ средних значений оценок по каждой компоненте научно-методической культуры преподавателя и их приращения (табл. 2).
Результаты показывают, что приращение средних оценок по всем компонентам научно-методической культуры преподавателя вуза в экспериментальной группе значительно больше, чем в контрольной.
Таблица 2
Значения средней арифметической взвешенной до и после экспериментальной работы
Компоненты научно-методической культуры |
Момент эксперимента |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Значение средней оценки |
Приращение средней оценки |
Значение средней оценки |
Приращение средней оценки |
||
Профессиональное самосознание |
до |
3,47 |
0,28 |
3,55 |
0,91 |
после |
3,75 |
4,46 |
|||
Научно-методические умения |
до |
3,54 |
0,38 |
3,42 |
1,46 |
после |
3,92 |
4,88 |
|||
Творческое мышление |
до |
3,51 |
0,2 |
3,47 |
0,9 |
после |
3,71 |
4,37 |
Для подтверждения эффективности разработанной технологии был проведен повторный формирующий эксперимент на базе Пермского национально-исследовательского политехнического университета и Тюменского нефтегазового университета. Полученные результаты оказались очень близки по значению с первым экспериментом.
Определяя по методике В. П. Беспалько коэффициент уровня эффективности разработанной технологии развития научно-методической культуры преподавателя вуза, мы получили среднее значение коэффициента эффективности в экспериментальных группах 0,826, что соответствует эффективному уровню.
Таким образом, статистическая обработка результатов экспериментальной работы убедительно доказала справедливость положений концепции и разработанной технологии развития научно-методической культуры преподавателя вуза.
Рецензенты:
Резанович И. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
Сизова Е. Р., д.п.н., профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Подповетная Ю.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5573 (дата обращения: 03.11.2024).