Психологию Франкла назвали третьей венской школой психотерапии [7]. Первая венская школа психотерапии (психоанализ) была основана Зигмундом Фрейдом, который открыл в человеке бессознательное и описал его. Последователь и коллега Фрейда Альфред Адлер соглашался с его идеями в том, что психическая болезнь вызывается подавлением влечений и вытеснением в бессознательное. Однако, в отличие от Фрейда, Адлер говорил уже не о подавленном стремлении человека к удовольствию, а о подавленном стремлении человека к власти, основав тем самым вторую венскую школу психотерапии. Виктор Франкл выдвинул гипотезу, что причиной психических фрустраций может быть подавленное стремление (воля) к смыслу. Он считал, что человек - это единственное животное, которому необходимо найти смысл, и поэтому стремление, воля к смыслу для человека более важны, чем стремление к удовольствию или власти. Эти идеи стали отправным пунктом для создания третьей венской школы.
В отличие от Фрейда и Адлера (как, впрочем, и от многих других психотерапевтов), Франкл много внимания в своем учении уделил вопросам понимания сущности человека, его принципиальным отличиям от других животных, не обладающих разумом. Исследование духовной составляющей человека, которую Франкл рассматривал как главную, сущностную черту человека, занимало большое место в научном творчестве этого мыслителя. Учение Франкла о смысле как нельзя точно соответствует менталитету русского человека.
Неслучайно сам Франкл говорил в своих выступлениях, что он высоко ценит творчество русских писателей-философов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Сложившийся стереотип о загадочной русской душе, как бы к нему ни относились, имеет определенный смысл. Отношение русского человека к миру, другим людям и к самому себе менее рационально и прагматично, чем отношение западного человека, и даже более духовно. Поэтому удивительно, что творчество Франкла было долгое время неизвестно широким слоям русских читателей и стало популярным в России только в 80-90 годах ХХ века. Однако, несмотря на популярность, даже сегодня далеко не все российские гуманитарии хорошо знакомы с творчеством Франкла, в то время как учения Фрейда, Адлера и Юнга известны абсолютно всем.
Проблема осмысления человеческого бытия волновала философов с древнейших времен. В нынешнюю эпоху, с присущей ей утратой положительных ценностей и идеалов, тематика смысла стала особенно актуальной. Именно бытие, а не обладание раскрывает перед индивидами подлинный смысл их существования, то есть человек обретает себя благодаря духовным ценностям и идеалам. Термин «логотерапия» был впервые использован Франклом в лекции, прочитанной в 1926 году в Академическом обществе медицинской психологии. Логотерапия по сути своей является экзистенциальным направлением, рассматривающим проблемы философской или духовной природы. Акцент смещается на рассмотрение проблем, связанных с поиском смысла в жизни, творчестве, любви, страдании. Именно эти проблемы приводят к экзистенциальной фрустрации и пустоте.
Смысл жизни и цель жизни не одно и то же. Невозможно постичь смысл жизни, задавая вопрос о цели существования. Сам смысл вырисовывается в результате человеческого реагирования на жизненные ситуации и задачи, которые возникают на его пути. Несмотря на то что биологические, психологические, а также социальные факторы влияют на реакции человека, всегда имеется элемент свободы выбора. Следовательно, человек несет ответственность за свои реакции, выборы и действия [2]. Наследие В. Франкла многократно становилось предметом пристального рассмотрения учеными. Однако ряд аспектов опередившего время учения В. Франкла продолжают оставаться мало исследованными. Это в полной мере имеет отношение к тем антропологическим идеям, которые пронизывают практически все труды выдающегося мыслителя.
В своей антропологии В. Франкл обосновывает понимание человека с точки зрения димензиональной онтологии, то есть в единстве трех измерений: телесного, психического и ноэтического (духовного). При этом Франкл говорит, что в его онтологии не может быть ни параллелизма, ни монизма: «антропологическое единство и целостность человека сохраняются» [1]. Вертикаль свободного, духовного, личностного - собственно человеческого - измерения противопоставляется В. Франклом плоскости психофизического, которая детерминирована генетикой, семейным воспитанием и социальным научением [3]. Важнейшими свойствами человеческого существования являются трансценденция и самодистанцирование. Таким образом, человек вступает в сферу, образованную новым измерением - ноэтическим (духовным). В. Франкл проводит принципиальное различение между динамическими силами психического и духовного измерений. Человек переживает мотивирующую силу психического, направленную на поддержание гомеостаза, как нечто настоятельно толкающее его к разрядке напряжения.
Гомеостатическим процессам противостоит «энергетика» духовного измерения, которая создает постоянное напряжение между тем, чего человек уже достиг, и тем, что он еще должен осуществить; это напряжение поддерживает направленность на воплощение ценностей и осуществление смысла. Как утверждает В. Франкл, психодинамический подход «слеп» в отношении ценностей (подходит все, что служит средством достижения цели). В отличие от «слепоты» психодинамики, духовное бытие, как магнит, притягивает человека к ценностям, которые он воспринимает как важные лично для него. В. Франкл подчеркивает, что человек как духовное существо - не замкнутая монада. Духовное бытие представляет собой постоянное трансцендирование, выход за собственные пределы в сферу человеческого общения, взаимодействия, в сферу ценностей и смыслов [3]. Выход за пределы себя в область ценностей и смыслов возможен, доказывает В. Франкл. Он апеллирует к феномену человеческой свободы, демонстрируя, что именно она и позволяет человеку вырваться за пределы телесности в аксиологические пространства.
У Франкла проблема человека доводится до антропологического статуса. Значение приобретает вопрос - что есть человек вообще? Категорический императив логотерапии звучит так: «живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить». Этот прием ставит человека перед лицом конечности своей жизни, перед ответственностью за себя, свои поступки, свою жизнь. Размышляя о свободе воли, В. Франкл подчеркивает, что свобода человека как конечного существа ограничена биологическими, психологическими и социальными условиями его жизни. Но это не означает несвободу человека. Принципиальную свободу по отношению к наследственности, влечениям и обстоятельствам внешней среды ему дает ноэтическое (духовное) измерение, в котором он всегда обладает свободой, позволяющей ему принимать решения. У человека есть та внутренняя свобода, благодаря которой он может изменять свои отношения к условиям своей жизни и к самому себе. В. Франкл пишет: «Человек - это существо, которое всегда может сказать "нет" своим влечениям, человек - это меньше всего продукт наследственности и окружения, человек - это существо, которое наряду со стремлением к наслаждению неудержимо стремится и к ценностям. Человек - это больше, чем психика, человек - это дух» [5]. Человеку свойственно стремление к осмыслению своей жизни. И потому, утверждает В. Франкл, воля к смыслу является базальной мотивацией человеческого бытия. Влечения к удовольствию или к власти, по мысли В. Франкла, являются вторичными и выступают на передний план только тогда, когда само стремление к смыслу у человека фрустрировано. Смысл, его поиск и осуществление есть основная мотивирующая сила человеческого поведения. Без смысла жизнь становится бессодержательной и лишенной будущего; выносить чувство бессмысленности - тяжкая мука: греческий миф о Сизифе описывает бессмысленный труд как величайшее наказание человека [3]. По В. Франклу, смысл находится вовне, в мире и не может быть произвольно выдуман, сконструирован человеком. Детально осуществив экзистенциальный анализ способов бытия человека, мыслитель пришел к неопровержимому выводу о том, что полноценная жизнь обладает объективным для человека смыслом. Наличие этого объективного смысла и может позволить ему с уверенностью отвечать себе, что его поступки имеют смысл [2].
Итак, по мысли В. Франкла, смысл человеческой жизни объективен, и он может быть найден любым человеком. Предпосылкой для его нахождения является состояние открытости человеческого сознания смысложизненным вопросам. В. Франкл, говорил, что человеку для нахождения смысла следует вопрошать жизнь, он должен понимать происходящее в ней и «держать перед жизнью ответ». Но, говоря об уникальности и неповторимости жизненной задачи каждого, В. Франкл акцентирует внимание на том, что эта особость имеет объективные основания, коренящиеся в уникальности и неповторимости ситуации человеческого бытия. Именно эти объективные характеристики ситуации человеческого бытия и должны быть, по мысли В. Франкла, определяющими в поиске людьми смысла их жизни.
В. Франкл полагает, что сегодняшний человек всерьез озабочен поиском смысла собственного бытия. Человек ищет смысл по причине своего стремления к смыслу и находит его в творчестве, любви и надежде, в страдании. Логотерапия - это определенная духовная практика, помогающая человеку найти свой смысл жизни, именно найти, а не навязать его. Личность, по Франклу, должна сама прийти к подлинному смыслу своего бытия. При этом для Франкла смысл - это не смысл жизни вообще, а смысл конкретной жизненной ситуации, следовательно, смысл жизни будет меняться, поскольку меняются жизненные ситуации. Смертность человека, как считает Франкл, также привносит в жизнь глубокий смысл. Поиск смысла человеком есть не что иное, как борьба, именно в страдальческой борьбе человек познает свое жизненное предназначение. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет сам себя, реализацию своей личности.
Антропология Франкла изображает человека как проникнутого стремлением к смыслу, в котором тот находит соответствующее его сущности исполнение. Однако как личность человек в конечном счете остается тайной. Это глубокое уважение к чести личности, ее совести и ее смыслу, которым она живет, и отличает экзистенциальный подход логотерапии.
Рецензенты:
Замалеев А.Ф., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой истории русской философии философского факультета ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург.
Марков Б.В., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философской антропологии философского факультета ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Замалиева С.А. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ УЧЕНИЯ В. ФРАНКЛА О ЧЕЛОВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5563 (дата обращения: 02.11.2024).