Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФАСИЛИТАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Маслова Е.А. 1, 3
1 Тверской государственный университет
3 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж № 4», Москва
В статье раскрывается сущность понятия «фасилитативная направленность», обозначена ее структура через следующие компоненты: эмоционально-когнитивный, праксеологически-поведенческий и рефлексиивный. Проанализированы результаты диагностики по выявлению уровней сформированности фасилитативной направленности у студентов педагогического колледжа на начальном и контрольном этапах эксперимента и дана их характеристика. В соответствии с целью эксперимента была разработана и внедрена модель по формированию фасилитативной направленности студентов, включающая ряд взаимосвязанных и взаимодействующих блоков: целевой, организационный, процессуальный, критериально-оценочный. Экспериментальная работа осуществлялась в ходе учебно-профессиональной деятельности, педагогической практики, в процессе воспитательной работы. Автором выявлены условия эффективности применения: безопасная образовательная среда профессионального учебного заведения; фасилитативная направленность преподавателей и учителей школ; общая профессиональная направленность студентов; учет возрастных и личностных особенностей студентов.
фасилитативная направленность личности педагога
технологическая модель
педагогические условия
1. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога : дисс. … канд.псх.н. – Екатеринбург, 2000. – 153 с.
2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М. : ЦИТП, 1994. – 344 с.
3. Немов Р.С. Психология : в 3 кн. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – Кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 512 с.
4. Овчарова Р.В. Практическая фасилитация работы школьного учителя. – М. : НПФ «Амалтея», 2007. – 464 с.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
6. Роджерс К., Фрейберг К. Свобода учиться / пер. с англ. – М. : Смысл, 2002. – 527 с.
7. Ромашина С.Я., Майер А.А., Межина А.В. Фасилитация развития субъекта образования : уч.-метод. пособие. – М. : МГПУ, 2010. – 104 с.
8. Рябков А.М. Фасилитация в профессиональном образовании // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 78–82.
9. Шахматова О.Н. Психологические особенности педагогической фасилитации // Ежегодник Российского психологического общества. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – Т. 8 : Ф–Я. – С. 373–376.
В современной социально-образовательной ситуации, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Следовательно, ключевой фигурой преобразования школы становится педагог-фасилитатор, который способствует созданию условий для развития ученика и собственного профессионального становления. В современных исследованиях (О.И. Димовой, И.В. Жижиной, Э.Ф. Зеера, Р.В. Очаровой, С.Я. Ромашиной и др.) раскрывается сам феномен «педагогическая фасилитация», определяются техники его развития. Но недостаточно изучен вопрос о студенте как субъекте формирования фасилитативной направленности как в средних, так и в высших педагогических профессиональных учреждениях, что позволяет говорить о его актуальности. Под фасилитативной направленностью педагога понимается положительное отношение к ребенку, к себе и деятельности, выражающееся в создании условий для продуктивного образования и безопасного развития всех субъектов профессионально-образовательного процесса за счет личностно ориентированного стиля общения и деятельности. Структуру фасилитативной направленности составляют компоненты: эмоционально-когнитивный (предполагает осознание и принятие системы ценностей), праксеологически-поведенческий (предполагает овладение фасилитативной технологией и развитие навыков безопасного поведения), рефлексивный (предполагает самоанализ и самооценку собственной деятельности и поведения, а также деятельности и поведения ребенка).

В ходе анализа исследуемой проблемы была разработана технологическая модель, которая рассматривается как сложная, многоуровневая, динамическая и управляемая система, включающая ряд взаимосвязанных и взаимодействующих блоков: целевой, организационный, процессуальный, критериально-оценочный. Формирующий эксперимент проходил на базе ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 4» г. Москвы. В экспериментальной работе приняли участие: диагностика - 368 человек, из них 125 студентов (экспериментальная и контрольная группа); 84 педагога - преподаватели (38) и учителя школ (46 человек) со стажем работы от 3 до 25 лет.

С целью выявления уровня фасилитативной направленности студентов педагогического колледжа на констатирующем этапе эксперимента были использованы следующие методики: «Определение сформированности педагогической фасилитации»; «Выявление профессионально значимых качеств личности педагога»; «Определение уровня эмпатии»; «Оценка профессиональной направленности личности учителя»; «Ценностные ориентации» (М. Рокич); Анкета; «Педагогические ситуации»; «Изучение типа ориентированности педагога на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми»; «Самочувствие - активность - настроение»; «Уровень субъективного контроля»; Тест «Готовность к саморазвитию» [1; 2; 3; 5].

В группу с высоким уровнем фасилитативной направленности вошли те студенты, которые имеют достаточно высокий уровень сформированности личностных и профессионально значимых качеств и развития педагогических способностей, а также высокую направленность на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми. У данных опрашиваемых преобладает высокий уровень субъективного контроля, желание и возможность себя изменить, они имеют направленность на ребенка и педагогическую деятельность. Таких студентов в контрольной группе - 21,3% и 17,5% - в экспериментальной группе. В группу со средним уровнем фасилитативной направленности были определены студенты, имеющие средний уровень развития профессионально значимых качеств и развития педагогических способностей с умеренной ориентированностью на личностную и учебно-дисциплинарные модели взаимодействия с детьми. Респонденты из данной группы чаще имеют средний уровень субъективного контроля с преобладающим желанием изменить себя, но с отсутствием возможности это осуществить. Это самая большая группа: в контрольной - 60% и экспериментальной группе - 62,5%. В третью группу с низким уровнем фасилитативной направленности вошли студенты с низким уровнем развития эмпатии, профессиональной направленности личности, низким уровнем развития субъективного контроля; высоким уровнем ориентированности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ребенком и с отсутствием желания меняться и совершенствоваться. В контрольной группе таких студентов - 18,7%, а в экспериментальной группе - 20%.

Формирующий эксперимент осуществлялся в естественных условиях профессионально-образовательного процесса на базе ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 4» г. Москвы в соответствии с разработанной моделью формирования фасилитативной направленности личности. Реализующий этап предполагал создание и выявление условий по формированию фасилитативной направленности личности студента.

Формирование фасилитативной направленности осуществлялось в учебно-профессиональной деятельности в ходе преподавания учебных дисциплин («Педагогика», «Основы педагогического мастерства», «Психолого-педагогический практикум» и др.) с применением контекстного подхода. В соответствии с целью и задачами исследования были определены методы, которые отражают общую логику формирования фасилитативной направленности личности студентов (данное деление условное, так как процесс формирования является комплексным): 1) методы формирования эмоционально-когнитивного компонента: беседа, изучение литературы, анализ педагогических ситуаций; 2) методы формирования праксеологически-поведенческого компонента: моделирование педагогической деятельности, ролевые и деловые игры, психотехнические упражнения и игры; 3) методы формирования рефлексивного компонента: рефлексия, ролевые и деловые игры, анализ педагогических ситуаций, релаксация, внутренний диалог, коммуникативное письмо. Педагогическими условиями развития компонентов фасилитативной направленности в учебном процессе были: включение и соединение воедино в смыслообразующей базе студентов эмоционально-когнитивной, праксеологически-поведенческой и рефлексивной составляющих фасилитативной направленности; максимальная актуализация жизненного опыта студентов; деятельностный характер профессионально-образовательного процесса; диалоговая позиция преподавателей и студентов; предоставление возможностей для реализации творческих потребностей; создание студентам ситуации успеха и условий для осознания себя как личности, как будущего профессионала.

В соответствии с разработанной программой реализующего этапа воспитательная работа со студентами с целью формирования компонентов фасилитативной направленности осуществлялась в следующих направлениях: нравственном, социально-педагогическом, художественно-эстетическом через включение студентов в различные формы работы. Условиями реализации потенциала воспитательной работы можно считать следующие: ориентация на профессионально-педагогические ценности; использование воспитательного потенциала учебных дисциплин; педагогическая поддержка студентов и их доверие к преподавателям; личностно-эмоциональная включенность студентов в воспитательный процесс; осознание студентами значения полученных результатов воспитательной работы; предоставление возможности проявления ответственности и самостоятельности; совместная деятельность преподавателей и студентов; создание условий для реализации творческого потенциала студентов; диалоговая позиция педагогического коллектива.

Раннее начало (4-й семестр и до конца обучения) и различные виды педагогической практики (психолого-педагогическая, практика пробных уроков, летняя в оздоровительном лагере, первые дни ребенка в школе, государственная преддипломная практика) в большей мере способствовали формированию праксеологически-поведенческого и рефлексивного компонентов фасилитативной направленности за счет включения студентов в педагогическую деятельность. Педагогическими условиями развития компонентов фасилитативной направленности у студентов в условиях педагогической практики будут: раннее ее начало (4-й семестр и до конца обучения); безопасная образовательная среда базовых школ и фасилитативная направленность учителей и преподавателей-методистов; сотрудничество субъектов профессиональной подготовки; использование разработанной студентами собственной схемы самоанализа педагогической деятельности.

В целях усиления проводимой работы по формированию фасилитативной направленности были включены содержательные аспекты деятельности психологической службы, которые давали дополнительные возможности по профессиональной адаптации студентов, развитию профессионально значимых качеств, а также поддержанию благоприятной психологической атмосферы в образовательной среде педагогического колледжа, что по К. Роджерсу является «важнейшим фактором, который может способствовать или препятствовать учению» [6, с. 237]. Таким образом, процесс формирования фасилитативной направленности становится более эффективным при соблюдении следующих условий: добровольности, психолого-педагогической поддержки, учета возрастных и личностных особенностей студентов, знания семейной обстановки и условий общения и взаимодействия.

С целью расширения понимания, осмысления сущности педагогической фасилитации и дальнейшего формирования фасилитативной направленности со студентами был проведен факультатив «Основы формирования фасилитативной направленности личности студентов», который проводился с экспериментальной группой по 2 часа в течение 1 семестра (36 часов, из них 8 - теоретических, а 28 - практических). Проведение факультатива способствовало решению следующих задач: осознание студентами различных аспектов педагогической деятельности и принятие ими на этой основе личностных ценностей, связанных с выбранной профессией; осознание и принятие главных понятий (фасилитация, педагогическая поддержка, эмпатия, толерантность, конгруэнтность, трансцендентность, безопасная образовательная среда и безопасное поведение педагога); развитие способности к ценностному осмыслению жизни; преодоление барьеров между осознанием и внутренним принятием ценностей равенства субъектов образования; формирование способности к позитивному самовосприятию и самопринятию в педагогической деятельности; развитие навыков безопасного поведения; осознание проблемы личностного и профессионального роста; знакомство с проблемой проектирования и планирования своего жизненного и профессионального пути и развитие соответствующих умений по проектированию; развитие личностной и профессиональной рефлексии. Каждое занятие состояло из трех этапов: постановка проблемы, обсуждение ее психолого-педагогического аспекта, практическая часть, анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности группы. С целью становления фасилитативной направленности и развития умений педагога-фасилитатора работа со студентами строилась с использованием педагогических ситуаций и ролевых игр, психотехнических упражнений и игр, релаксации, внутреннего диалога, коммуникативного письма, беседы, наблюдения и др. Педагогическими условиями проведения занятий со студентами считаем следующие: свобода выбора, «здесь и сейчас»; максимальная актуализация жизненного опыта студентов, активизация механизмов само- и взаимопознания, понимания, оценки и поддержки.

На контрольно-коррекционном этапе была проведена итоговая диагностика уровней сформированности фасилитативной направленности студентов контрольной и экспериментальной групп. Эффективность проделанной работы проверялась по двум направлениям: сравнение уровня сформированности фасилитативной направленности в экспериментальной группе до и после включения студентов в формирующий эксперимент и сравнение уровня сформированности фасилитативной направленности в экспериментальной и контрольной группах после формирующего этапа. Количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем развития фасилитативной направленности повысилось на 17,5% (35% против 17,5%), а в группе с низким уровнем изменилось на 7,5%. Количество студентов со средним уровнем изменилось на 10%, и выросли их средние баллы по результатам диагностических методик. Незначительные изменения зафиксированы в контрольной группе: количество студентов, имеющих высокий уровень фасилитативной направленности, выросло с 21,3% до 24%, на 2,7% и на 4% уменьшилось количество студентов с низким уровнем, также незначительные изменения зафиксированы в группе со средним уровнем развития фасилитативной направленности (на 1,3%), что свидетельствует о том, что описанная и разработанная модель по формированию фасилитативной направленности студентов является эффективной. Полученные данные показали, что в экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной. Это свидетельствует об эффективности реализации технологической модели формирования фасилитативной направленности личности студентов в условиях педагогического колледжа.

Следовательно, общими условиями формирования фасилитативной направленности личности студентов в педагогическом колледже будут: безопасная образовательная среда профессионального учебного заведения; фасилитативная направленность преподавателей и учителей школ; общая профессиональная направленность студентов; учет возрастных и личностных особенностей студентов. Определяющими особенностями формирования фасилитативной направленности в условиях педагогического колледжа можно считать следующие: небольшое количество учебных групп (15-20); большой объем педагогической практики на протяжении всего хода профессионального обучения студентов; целенаправленная воспитательная работа и система работы кураторов со студентами и родителями; деловое и межличностное общение преподавателей со студентами; авторитет преподавателей и доверие к ним студентов.  

Таким образом, реализация разработанной программы и технологии формирования фасилитативной направленности личности студентов педагогического колледжа показала эффективность, содействовала развитию личности, создала условия для раскрытия ее потенциала в условиях педагогического колледжа.


Библиографическая ссылка

Маслова Е.А., Маслова Е.А., Маслова Е.А. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФАСИЛИТАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5534 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674