В ходе анализа исследуемой проблемы была разработана технологическая модель, которая рассматривается как сложная, многоуровневая, динамическая и управляемая система, включающая ряд взаимосвязанных и взаимодействующих блоков: целевой, организационный, процессуальный, критериально-оценочный. Формирующий эксперимент проходил на базе ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 4» г. Москвы. В экспериментальной работе приняли участие: диагностика - 368 человек, из них 125 студентов (экспериментальная и контрольная группа); 84 педагога - преподаватели (38) и учителя школ (46 человек) со стажем работы от 3 до 25 лет.
С целью выявления уровня фасилитативной направленности студентов педагогического колледжа на констатирующем этапе эксперимента были использованы следующие методики: «Определение сформированности педагогической фасилитации»; «Выявление профессионально значимых качеств личности педагога»; «Определение уровня эмпатии»; «Оценка профессиональной направленности личности учителя»; «Ценностные ориентации» (М. Рокич); Анкета; «Педагогические ситуации»; «Изучение типа ориентированности педагога на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми»; «Самочувствие - активность - настроение»; «Уровень субъективного контроля»; Тест «Готовность к саморазвитию» [1; 2; 3; 5].
В группу с высоким уровнем фасилитативной направленности вошли те студенты, которые имеют достаточно высокий уровень сформированности личностных и профессионально значимых качеств и развития педагогических способностей, а также высокую направленность на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми. У данных опрашиваемых преобладает высокий уровень субъективного контроля, желание и возможность себя изменить, они имеют направленность на ребенка и педагогическую деятельность. Таких студентов в контрольной группе - 21,3% и 17,5% - в экспериментальной группе. В группу со средним уровнем фасилитативной направленности были определены студенты, имеющие средний уровень развития профессионально значимых качеств и развития педагогических способностей с умеренной ориентированностью на личностную и учебно-дисциплинарные модели взаимодействия с детьми. Респонденты из данной группы чаще имеют средний уровень субъективного контроля с преобладающим желанием изменить себя, но с отсутствием возможности это осуществить. Это самая большая группа: в контрольной - 60% и экспериментальной группе - 62,5%. В третью группу с низким уровнем фасилитативной направленности вошли студенты с низким уровнем развития эмпатии, профессиональной направленности личности, низким уровнем развития субъективного контроля; высоким уровнем ориентированности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ребенком и с отсутствием желания меняться и совершенствоваться. В контрольной группе таких студентов - 18,7%, а в экспериментальной группе - 20%.
Формирующий эксперимент осуществлялся в естественных условиях профессионально-образовательного процесса на базе ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 4» г. Москвы в соответствии с разработанной моделью формирования фасилитативной направленности личности. Реализующий этап предполагал создание и выявление условий по формированию фасилитативной направленности личности студента.
Формирование фасилитативной направленности осуществлялось в учебно-профессиональной деятельности в ходе преподавания учебных дисциплин («Педагогика», «Основы педагогического мастерства», «Психолого-педагогический практикум» и др.) с применением контекстного подхода. В соответствии с целью и задачами исследования были определены методы, которые отражают общую логику формирования фасилитативной направленности личности студентов (данное деление условное, так как процесс формирования является комплексным): 1) методы формирования эмоционально-когнитивного компонента: беседа, изучение литературы, анализ педагогических ситуаций; 2) методы формирования праксеологически-поведенческого компонента: моделирование педагогической деятельности, ролевые и деловые игры, психотехнические упражнения и игры; 3) методы формирования рефлексивного компонента: рефлексия, ролевые и деловые игры, анализ педагогических ситуаций, релаксация, внутренний диалог, коммуникативное письмо. Педагогическими условиями развития компонентов фасилитативной направленности в учебном процессе были: включение и соединение воедино в смыслообразующей базе студентов эмоционально-когнитивной, праксеологически-поведенческой и рефлексивной составляющих фасилитативной направленности; максимальная актуализация жизненного опыта студентов; деятельностный характер профессионально-образовательного процесса; диалоговая позиция преподавателей и студентов; предоставление возможностей для реализации творческих потребностей; создание студентам ситуации успеха и условий для осознания себя как личности, как будущего профессионала.
В соответствии с разработанной программой реализующего этапа воспитательная работа со студентами с целью формирования компонентов фасилитативной направленности осуществлялась в следующих направлениях: нравственном, социально-педагогическом, художественно-эстетическом через включение студентов в различные формы работы. Условиями реализации потенциала воспитательной работы можно считать следующие: ориентация на профессионально-педагогические ценности; использование воспитательного потенциала учебных дисциплин; педагогическая поддержка студентов и их доверие к преподавателям; личностно-эмоциональная включенность студентов в воспитательный процесс; осознание студентами значения полученных результатов воспитательной работы; предоставление возможности проявления ответственности и самостоятельности; совместная деятельность преподавателей и студентов; создание условий для реализации творческого потенциала студентов; диалоговая позиция педагогического коллектива.
Раннее начало (4-й семестр и до конца обучения) и различные виды педагогической практики (психолого-педагогическая, практика пробных уроков, летняя в оздоровительном лагере, первые дни ребенка в школе, государственная преддипломная практика) в большей мере способствовали формированию праксеологически-поведенческого и рефлексивного компонентов фасилитативной направленности за счет включения студентов в педагогическую деятельность. Педагогическими условиями развития компонентов фасилитативной направленности у студентов в условиях педагогической практики будут: раннее ее начало (4-й семестр и до конца обучения); безопасная образовательная среда базовых школ и фасилитативная направленность учителей и преподавателей-методистов; сотрудничество субъектов профессиональной подготовки; использование разработанной студентами собственной схемы самоанализа педагогической деятельности.
В целях усиления проводимой работы по формированию фасилитативной направленности были включены содержательные аспекты деятельности психологической службы, которые давали дополнительные возможности по профессиональной адаптации студентов, развитию профессионально значимых качеств, а также поддержанию благоприятной психологической атмосферы в образовательной среде педагогического колледжа, что по К. Роджерсу является «важнейшим фактором, который может способствовать или препятствовать учению» [6, с. 237]. Таким образом, процесс формирования фасилитативной направленности становится более эффективным при соблюдении следующих условий: добровольности, психолого-педагогической поддержки, учета возрастных и личностных особенностей студентов, знания семейной обстановки и условий общения и взаимодействия.
С целью расширения понимания, осмысления сущности педагогической фасилитации и дальнейшего формирования фасилитативной направленности со студентами был проведен факультатив «Основы формирования фасилитативной направленности личности студентов», который проводился с экспериментальной группой по 2 часа в течение 1 семестра (36 часов, из них 8 - теоретических, а 28 - практических). Проведение факультатива способствовало решению следующих задач: осознание студентами различных аспектов педагогической деятельности и принятие ими на этой основе личностных ценностей, связанных с выбранной профессией; осознание и принятие главных понятий (фасилитация, педагогическая поддержка, эмпатия, толерантность, конгруэнтность, трансцендентность, безопасная образовательная среда и безопасное поведение педагога); развитие способности к ценностному осмыслению жизни; преодоление барьеров между осознанием и внутренним принятием ценностей равенства субъектов образования; формирование способности к позитивному самовосприятию и самопринятию в педагогической деятельности; развитие навыков безопасного поведения; осознание проблемы личностного и профессионального роста; знакомство с проблемой проектирования и планирования своего жизненного и профессионального пути и развитие соответствующих умений по проектированию; развитие личностной и профессиональной рефлексии. Каждое занятие состояло из трех этапов: постановка проблемы, обсуждение ее психолого-педагогического аспекта, практическая часть, анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности группы. С целью становления фасилитативной направленности и развития умений педагога-фасилитатора работа со студентами строилась с использованием педагогических ситуаций и ролевых игр, психотехнических упражнений и игр, релаксации, внутреннего диалога, коммуникативного письма, беседы, наблюдения и др. Педагогическими условиями проведения занятий со студентами считаем следующие: свобода выбора, «здесь и сейчас»; максимальная актуализация жизненного опыта студентов, активизация механизмов само- и взаимопознания, понимания, оценки и поддержки.
На контрольно-коррекционном этапе была проведена итоговая диагностика уровней сформированности фасилитативной направленности студентов контрольной и экспериментальной групп. Эффективность проделанной работы проверялась по двум направлениям: сравнение уровня сформированности фасилитативной направленности в экспериментальной группе до и после включения студентов в формирующий эксперимент и сравнение уровня сформированности фасилитативной направленности в экспериментальной и контрольной группах после формирующего этапа. Количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем развития фасилитативной направленности повысилось на 17,5% (35% против 17,5%), а в группе с низким уровнем изменилось на 7,5%. Количество студентов со средним уровнем изменилось на 10%, и выросли их средние баллы по результатам диагностических методик. Незначительные изменения зафиксированы в контрольной группе: количество студентов, имеющих высокий уровень фасилитативной направленности, выросло с 21,3% до 24%, на 2,7% и на 4% уменьшилось количество студентов с низким уровнем, также незначительные изменения зафиксированы в группе со средним уровнем развития фасилитативной направленности (на 1,3%), что свидетельствует о том, что описанная и разработанная модель по формированию фасилитативной направленности студентов является эффективной. Полученные данные показали, что в экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной. Это свидетельствует об эффективности реализации технологической модели формирования фасилитативной направленности личности студентов в условиях педагогического колледжа.
Следовательно, общими условиями формирования фасилитативной направленности личности студентов в педагогическом колледже будут: безопасная образовательная среда профессионального учебного заведения; фасилитативная направленность преподавателей и учителей школ; общая профессиональная направленность студентов; учет возрастных и личностных особенностей студентов. Определяющими особенностями формирования фасилитативной направленности в условиях педагогического колледжа можно считать следующие: небольшое количество учебных групп (15-20); большой объем педагогической практики на протяжении всего хода профессионального обучения студентов; целенаправленная воспитательная работа и система работы кураторов со студентами и родителями; деловое и межличностное общение преподавателей со студентами; авторитет преподавателей и доверие к ним студентов.
Таким образом, реализация разработанной программы и технологии формирования фасилитативной направленности личности студентов педагогического колледжа показала эффективность, содействовала развитию личности, создала условия для раскрытия ее потенциала в условиях педагогического колледжа.
Библиографическая ссылка
Маслова Е.А., Маслова Е.А., Маслова Е.А. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФАСИЛИТАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5534 (дата обращения: 11.09.2024).