Современному выпускнику недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Одним из актуальных направлений развития образовательного процесса вуза является формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Проведенный анализ научной литературы показывает, что различные аспекты проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности рассмотрены рядом педагогов и психологов [2; 4-6 и др.]. Данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты.
Решение проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности может быть осуществлено с опорой на различные методологические подходы (модульный, антропоцентрический, дифференциальный, синергетический, культурологический и др.).
С нашей точки зрения, в сложившихся социально-экономических и политических условиях развития высшего образования применение компетентностного подхода к решению данной проблематики является наиболее эффективным и целесообразным.
Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. А.В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход - «это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [6].
В проекте государственных стандартов высшего профессионального образования нового образца в качестве более полного, личностно и социально интегрированного результата подготовки специалистов выступило понятие «компетентность».
Вслед за О.А. Вихоревой мы рассматриваем компетентность как «совокупность личностных качеств (знания, умения, навыки, ценностно-смысловые ориентации), которые обусловлены опытом деятельности и обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности», а компетенцию «как форму представления нормативных требований к результатам образовательной практики с позиции личностных качеств обучающихся» [2].
Комплексное рассмотрение затронутой в нашем исследовании проблематики через призму компетентностного подхода предполагает рассмотрение таких понятий, как «научно-исследовательская деятельность студентов», «научно-исследовательская компетенция и компетентность».
Среди множества трактовок понятия «научно-исследовательская деятельность студентов», встречающихся в научной литературе, наиболее точным, на наш взгляд, является определение М.И. Колдиной, которая под данным видом деятельности понимает «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [4].
Научно-исследовательская деятельность студентов, как и всякая человеческая деятельность, должна быть социально обусловленной и значимой, содержание ее не может быть произвольно сконструированным, придуманным. Она должна отвечать общественно признанным формам, методам и нормам научного исследования.
Ряд исследователей отмечают, что уровень готовности студента вуза к научно-исследовательской деятельности можно рассматривать в качестве объективного показателя его профессиональной конкурентоспособности. В частности, С.Н. Ярошенко рассматривает профессиональную конкурентоспособность студентов как «способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональной компетентности и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств» [7]. Несомненно, высокий уровень готовности студентов к научно-исследовательской деятельности является неотъемлемым залогом их успешности в профессиональной деятельности.
Солидаризируясь с В.К. Тагировым, научно-исследовательскую компетентность студентов будем рассматривать как «интегративную характеристику личности, трактуемую как ее свойство или качество, характеризующее готовность студента к решению исследовательских задач методами научного познания и выражающуюся в единстве ценностно-мотивационного, когнитивного и операционального компонентов личности студента».
В свою очередь, научно-исследовательскую компетенцию студентов рассматриваем «как совокупность интеллектуальных, личностных и деятельностных характеристик студента, реализуемую им в продуктивной научно-исследовательской деятельности» [5].
Таким образом, при описании деятельностных компетенций используется понятие «готовность», трактуемое как «актуально-реализуемое умение совершать действия-операции определенного рода» [3].
На основании анализа научной литературы, сущности понятия «научно-исследовательская деятельность студентов» нами было сформулировано определение «готовности студентов к научно-исследовательской деятельности», которая рассматривается нами как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.
Структура готовности студентов к научно-исследовательской деятельности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности; ориентационный, включающий представления о методологии научного исследования и способах научно-исследовательской деятельности; деятельностный, определяющий владение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности; рефлексивный, включающий самооценку и самоанализ собственной научно-исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании. Степень сформированности каждого из этих компонентов является объективным показателем уровня готовности будущего специалиста к научно-исследовательской деятельности в рамках своей специализации.
В соответствии с определенными компонентами разработаны одноименные критерии: мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный.
На основе разработанных критериев нами определены уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:
- высокий уровень характеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности, интересом к научно-исследовательской деятельности, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития;
- средний уровень характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности, несформированностью навыков научно-исследовательской деятельности, неустойчивым интересом к изучаемым дисциплинам и научно-исследовательской деятельности, неполным владением базовыми знаниями и умениями, стремлением к самообразованию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности;
- низкий уровень характеризуется неустойчивым интересом к изучаемым дисциплинам, непониманием социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, неумением работать с литературой, видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования, недостаточной удовлетворенностью собственной деятельностью, незначительной рефлексией своей деятельности, не всегда адекватной самооценкой, фрагментарным самоанализом.
Для изучения качественной стороны готовности к научно-исследовательской деятельности студентов было проведено исследование, в котором приняли участие студенты Института психологии и педагогики ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» в составе 155 человек.
На данном этапе были сформированы контрольные и экспериментальные группы. В контрольную группу вошли студенты специальности «Психология» в составе 80 человек, в экспериментальную группу - студенты специальности «Психолого-педагогическое образование» в составе 75 человек.
На констатирующем этапе эксперимента была разработана анкета «Определение уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности», также для анализа мотивационной составляющей готовности респондентам была предложена методика Н.Ц. Бадмаева «Диагностика учебной мотивации студентов» [1].
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 90% студентов испытывают значительные затруднения при организации научно-исследовательской деятельности; 84% респондентов считают, что в вузе создано недостаточно условий для стимулирования мотивации студентов к занятию научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, 75,4% студентов имеют низкий уровень готовности к научно-исследовательской деятельности, 16,2% - средний и всего 8,4% - высокий.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о необходимости комплексного формирования готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности, поиска форм и методов дополнительного стимулирования мотивации студентов к занятию научными исследованиями.
Формирование готовности студентов Института психологии и педагогики к научно-исследовательской деятельности осуществляется в форме создания дополнительного курса для студентов («Основы научно-исследовательской деятельности»); включения научно-исследовательской составляющей в уже существующие учебные курсы; привлечения студентов к разработке и реализации исследовательских проектов; заслушивания докладов студентов о результатах своего исследования, обсуждения каждого доклада.
Научно-исследовательская деятельность студентов реализуется через выполнение курсовых и дипломных проектов, участие студентов в научно-практических конференциях, в деловых играх в форме дебатов различных форматов, в олимпиадах различного уровня.
Несомненно, особую роль в формировании данного вида готовности играет профессиональная деятельность преподавателя, научного руководителя, которые содействуют успешному овладению студентами умениями и навыками научно-исследовательской деятельности.
Деятельность преподавателей включает сопровождение образовательной деятельности студентов в основном образовании, выявление и анализ уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, создание возможности для студентов реализации научных исследований (постановка, помощь в выборе и решении исследовательских задач); проведение индивидуальных консультаций, стимулирование мотивации студентов; анализ педагогической деятельности и результатов взаимодействия со студентами.
Деятельность студентов интегрирует освоение социального опыта как предусмотренного образовательным стандартом, так и необходимого для постановки, решения, представления и самоанализа результатов собственной научно-исследовательской деятельности.
Деятельность преподавателей и деятельность студентов взаимно влияют друг на друга, отражая паритетность во взаимоотношениях между преподавателем и студентом (осуществляется коррекция (со студентом) планировавшегося преподавателем содержания профессиональной подготовки сообразно индивидуальным и личностным особенностям студента).
Эффективность предлагаемых мероприятий по формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности подтверждается результатами повторного констатирующего эксперимента (контрольный срез), проведенного по окончании опытно-экспериментальной работы. В экспериментальной группе число студентов с низким уровнем готовности к научно-исследовательской деятельности уменьшилось на 55,4%, в контрольной на 15,4%; число студентов со средним уровнем готовности в экспериментальной группе увеличилось на 28,4%, в контрольной на 11,2%; количество студентов с высоким уровнем готовности к научно-исследовательской деятельности увеличилось на 27%, в контрольной группе на 4,2%. Результаты эксперимента были математически обработаны с использованием многофункционального критерия Фишера.
Анализируя результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, необходимо отметить, что положительные сдвиги в уровнях готовности студентов к научно-исследовательской деятельности произошли как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Это означает, что и в рамках традиционной методики обучения происходит повышение уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности по мере накопления ими опыта учебной и научно-исследовательской работы. Однако этот процесс протекает менее интенсивно, чем в экспериментальной группе, где введен комплекс мероприятий, способствующих успешному формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило эффективность выделенного комплекса мероприятий по формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.
Можно сделать вывод об эффективности применения компетентностного подхода к комплексному решению проблемы нашего исследования.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информативность, а умение решать задачи, возникающие в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. Он характеризуется как усилением собственно прагматической, так и гуманистической направленности образовательного процесса в высшей школе.
Рецензенты:
- Дрозина В.В., д.п.н., профессор кафедры математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
- Ларионова Г.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой высшей математики ФГОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Чернецов П.И., Шадчин И.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5478 (дата обращения: 11.10.2024).