В связи с важностью гинекологической заболеваемости и её непосредственного влияния на репродуктивное здоровье женщин, была оценена методика подхода подготовки женщин к осознанному материнству.
Современный период развития здравоохранения характеризуется постановкой качественно новых задач и выбора приоритетов в сохранении здоровья семьи, женщины-матери и ребёнка. При этом главным фактором в оказании медицинской помощи остаётся её профилактическая направленность [1; 2].
В сложившихся условиях низкого уровня рождаемости в стране в течение последних лет важными задачами становятся: повышение мотивации на рождение как первого, так и последующих детей; улучшение состояния здоровья семейных пар; овладение необходимым объёмом знаний и навыков по здоровому образу жизни семьи и основам материнской культуры; обучение навыкам профилактики осложнений беременности, а также снятия состояний тревожности и страхов в период беременности и перед родами путём проведения разнообразной антистрессовой психотренинговой подготовки [3].
В рамках эксперимента в 2009 г. на базе женской консультации поликлиники № 2 ФСБ г. Москвы была создана школа «Я будущая мама», задачами которой являются:
- формирование здорового образа жизни семьи;
- разносторонняя комплексная подготовка к родам матери;
- естественное мягкое деторождение;
- укрепление психофизического потенциала новорождённого с помощью специальных тренировок, включающие нетрадиционные системы физического развития (закаливание, массаж, динамическая гимнастика, водный тренинг, «бэби-йога»).
В данной Школе работают акушер-гинеколог, врач-педиатр, психологи, инструкторы по подготовке семейных пар к сознательным родам и воспитанию новорождённых, привлекаются врачи-консультанты узких специализаций.
В результате двухлетней работы, даже за небольшой экспериментальный период, для более чем 170 семейных пар, ожидающих ребёнка, в школах «Я будущая мама» сложилась система психофизической подготовки (ПФП) к родам, рассчитанная на 3 месяца и включающая в себя: цикл лекций, практические занятия (ребефинг, физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, посещение бассейна и сауны), консультации врачей и психологов, просмотр тематических видеофильмов и слайд-программ, чтение специальной литературы, подготовку родителей к ранним занятиям с новорождёнными с помощью лекций и альтернативного патронажа. Основными моментами, позволяющими успешно проводить психофизическую подготовку и получать хорошие результаты во время беременности и родов, являются следующие:
- правильный отбор беременных для ПФП;
- проведение регулярного медицинского контроля и психодиагностического обследования женщин;
- создание у женщин хорошей мотивации для занятий ПФП в полном объёме;
- активное участие мужа в ПФП к родам и уходу за новорождённым;
- включение в ПФП широкой антистрессовой программы: ребефинг, аутотренинг, медитация, применение положительных аффирмаций (утверждений), тестирование и анкетирование;
- овладение семейными парами необходимым объёмом знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни (естественное рациональное питание, элементы массажа и закаливания и т.д.).
В ходе исследования при анализе эффективности проводимых мероприятий в Школах были достигнуты положительные изменения со стороны здоровья будущих матерей: уменьшилась в 2,1 раза частота простудных заболеваний (с 4-5 раз в год до 1-2 раз в год), длительность течения простудных заболеваний сократилась в 1,5 раза (с 14,3 дней до 9,5 дней). Кроме того, снизилось число обострений имеющихся хронических заболеваний у беременных в 1,3 раза (с 3-4 раз в год до 1 раза в год). Все эти положительные изменения со стороны соматического здоровья положительно повлияли на течение беременности, в частности, только у 67 женщин (39,4%) были выявлены осложнения беременности и родов (раннее излитие околоплодных вод, слабость родовой деятельности, повышение артериального давления в первый период родов, приведшее к необходимости проведения оперативного вмешательства). Тем не менее, у всех беременных женщин, посещавших школу «Я будущая мама» и прошедших ПФП, было отмечено улучшение их психологического самочувствия и отмечался эмоциональный подъём при рождении ребёнка, что, несомненно, сказалось на взаимоотношении с новорождённым в первые часы их совместного пребывания в палате. После выписки из родильного дома уже 75,3% родителей проявили желание в рождении второго ребёнка.
В рамках эксперимента были созданы информационные технологии, их теоретико-методическая база и основанные на этом УКЭС. Было разработано и дано количественное алгоритмическое и программное описание сформулированного в ходе разработок угрозометрического закона патологии, действующего в живой природе (например, при выборе защитной реакции в ходе патологического процесса), в работе опытного врача, выбирающего тактическое решение на основе оценки тяжести состояния, а также в создаваемых УКЭС. На основе описания этого закона разработаны алгоритмы и пакеты прикладных программ для получения линейных решающих правил, пригодных для использования в электронных бланках, обеспечивающих раннее распознавание угрожающих состояний, оценку их тяжести и риска конкретных последствий - всё это в динамике и помогает врачу осуществлять экономную диспетчеризацию ресурсов медицинской помощи женщинам с целью профилактики гинекологических заболеваний и последующих угрожающих состояний со стороны новорождённого и самой женщины.
В ходе создания УКЭС разрабатывается нормативная база стандарта качества гинекологической помощи; создаются соответсвующие пакеты прикладных программ, рассчитанные на применение в работе женских консультаций, родильных домов, реанимационных и неонатологических отделений больниц, скорой помощи, страховых компаний, независимых экспертов и других участников медицинской и социальной помощи при УС. Хотя внедрение и широкое испытание всего комплекса систем только начинается, уже получены данные о его эффективности: повышении под влиянием УКЭС в 3 раза эффекта от увеличения в экспериментальных учреждениях г. Москвы (женских консультациях при поликлиниках № 1, 12, 111 УД ФСБ) числа реанимационных коек для новорождённых, снижении в 2,6 раза перинатальной смертности после внедрения УКЭС в женской консультации и другие эффекты.
Таким образом, изучение состояния и качества оказания акушерско-гинекологической помощи диктуется задачей выявления резервов в использовании различных систем и методов подготовки к родам, родительским обязанностям и психокоррекции будущих родителей, а также работой кадров с учётом современных условий на любой территории. С этих позиций разработанные и апробированные мероприятия в рамках эксперимента в отдельных медицинских учреждениях можно экстраполировать и на другие ЛПУ.
Рецензенты:
- Алексеева В.М., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики 1-го Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, г. Москва.
- Калининская А.А., д.м.н., профессор, руководитель отдела лечебно-профилактической помощи ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Дубынина Е.И., Селищева И.Н. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К ОСОЗНАННОМУ МАТЕРИНСТВУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5415 (дата обращения: 12.10.2024).