В Обнинском ИАТЭ с 1993 года читается курс «Биологический мониторинг», включающий лекции и лабораторный практикум.
В настоящее время для получения интегральной оценки качества среды специалисты, занимающиеся вопросами экологии и рационального природопользования, все чаще используют методы биоиндикации и биотестирования. Биологические методы не требуют предварительной идентификации химических соединений или физических воздействий, просты в исполнении, многие экспрессны, дешевы и позволяют вести контроль качества среды в непрерывном режиме.
Технический пресс, как следствие НТР, выдвигает в качестве одной из важнейших природоохранных задач проблему «уравновешивания» результатов антропогенного воздействия на окружающую среду. Соблюдение этого условия - единственный способ выживания для человечества. Ученые единогласно сходятся во мнение, что в настоящее время биосфера быстро переходит в новое состояние - ноосферу, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Одна из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, заключается в том, что человек не является самодостаточным существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее.
Для реализации основных принципов устойчивого развития цивилизации в современных условиях необходима информация о состоянии среды обитания в условиях антропогенного воздействия. Такую информацию можно собрать в ходе мониторинговых работ. Комплексный подход (сочетание методов биоиндикации и биотестирования, использование тест-объектов разных уровней организации) при систематическом наблюдении даст возможность судить о перспективах структуры сообществ, продуктивности популяций и устойчивости экосистем по отношению к антропогенным факторам.
Разработанная нами программа подготовки студентов, обучающихся по специальности «Биоэкология», предусматривает получение глубоких и всесторонних знаний о морфологии, физиологии, поведении, генетике, биохимии и иммунологии живых организмов, т.к. как все перечисленные показатели являются хорошими диагностами качества среды. Особенностью данной программы является сочетание теоретического материала с доступными, легкими в исполнении, экономичными методиками оценки качества среды с помощью биоты, что позволяет привлечь студентов к проблемам экологии и рационального природопользования и обучить современным методам биотестирования и биоиндикации. Однако тиражи издаваемой литературы по биологическому мониторингу незначительны, и в них часто дается подборка методов по одному направлению.
Для обеспечения преподавания «Биологического мониторинга» нами разработаны учебные пособия: «Диагностика атмосферного воздуха с помощью лишайников» (Б.И. Сынзыныс, Е.И. Егорова, 1997. Обнинск: ИАТЭ); «Биотестирование и биоиндикация окружающей среды: Уч.пособие» (Е.И. Егорова, В.И. Белолипецкая, 2000. Обнинск: ИАТЭ). «Биотестирование объектов окружающей среды: Лабораторный практикум» (Е.И. Егорова, Б.И. Сынзыныс, 2003. Обнинск: ИАТЭ); «Использование поведенческих реакций гидробионтов в системе оценки качества окружающей среды: Уч.пособие. (Н.А. Тушмалова, Е.И. Егорова, 2003. Обнинск: ИАТЭ); «Исследование природных вод и почв методами биотестирования: Уч.пособие по летней практике» (Е.И.Егорова, 2004. Обнинск: ИАТЭ). В пособиях приведена методология биотестирования и биоиндикации, современные задачи биомониторинга, основные требования к тест-объектам и подходам интегральной биологической оценки качества среды. Сформулированы требования к индикаторным видам растений, животных и микроорганизмов, а также сферы их применения при тестировании атмосферного воздуха, воды и почвы. Приведены расчетные индексы и коэффициенты, применяемые в биоиндикации. В пособиях можно ознакомиться с некоторыми морфологическими, генетическими, физиологическими, биохимическими и иммунологическими методами биотестирования, а также методиками биоиндикационных исследований, которые успешно применяются на летних практиках студентами-биоэкологами ИАТЭ.
Помимо учебных пособий опубликован ряд статей по биотестированию и биоиндикации окружающей среды по результатам, полученным студентами-дипломниками, аспирантами и преподавателями кафедры биологии.
В настоящее время готова к изданию рукопись учебного пособия для студентов вузов небиологического профиля «Руководство по биотестированию и биоиндикации» под ред. Е.И.Егоровой и О.П.Мелеховой. Аналогов такого пособия, включающего все подходы биотестирования и биоиндикациии, а также методы, отвечающие требованиям методологии, нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Библиографическая ссылка
Егорова Е.И. СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПО КУРСУ «БИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ» КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЭКОЛОГИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=54 (дата обращения: 09.10.2024).