Концептуально близкое понимание компетентности встречается и у других авторов, представляющих социальную компетентность как «уровень развития социальной действительности».
О.П. Николаев полагает, что существенной стороной социальной компетентности является моральная и правовая зрелость личности. А.В. Брушлинский рассматривает социальную компетентность как развитие и интеграцию психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т.д. Он отмечает, что социальность весьма многообразна и проявляется не в одной, а в различных формах: индивид, группа, нация и т.д., и предлагает различать обычно отождествляемые два понятия (и термина): 1) социальное и 2) общественное. Всегда связанное с природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. По мнению А.В. Брушлинского, общественное - это не синоним социального, а более конкретная типологическая характеристика частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д. Отсюда он определяет социальную компетентность как высший уровень освоения действительности посредством сознания. Таким образом, понятие социальной компетентности трактуется как характеристика личности, владеющей механизмами гармонизации процесса осознания социальных проблем и ценностных ориентаций на общественное благо.
В работах К. Рубина и Л. Роуз-Крэснер, рассматривающих проблемы социальной компетентности ребенка в связи с решением межличностных проблем, представлен краткий обзор основных определений социальной компетентности. Их диапазон весьма широк. Разнообразие таких дефиниций можно прокомментировать утверждением Доджа, что определений социальной компетентности столько же, сколько исследователей этой проблемы. Остановимся на некоторых, наиболее типичных из этих определений. Голфрид и Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность индивида эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. Зиглер оценивает социальную компетентность как повседневную эффективность индивида во взаимодействии со своим окружением. Форд утверждает, что социальная компетентность может быть рассмотрена как достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии. Уотер и Сроуф считают, что социальная компетентность - это способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии. Авторы рассматриваемого обзора считают, что социальная компетентность - это способность достигать личных целей в социальном взаимодействии, постоянно поддерживая хорошие отношения с другими людьми во всех ситуациях.
По мнению Е.В. Коблянской, социальная компетентность - это понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Автор предлагает расценивать социальную компетентность как адаптационное явление, причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально-психологическая подготовленность. Иными словами, социальная компетентность определяет уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданных социальных ролей.
В отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться в дискуссии о качестве образования, о том, каким должен быть обучающийся. При этом в обобщенном виде данный феномен включает различные виды готовности к определенным видам деятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к созданию собственной силы; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором ему предстоит жить; к творческой деятельности в какой-либо сфере; к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.
В исследованиях проблемы социальной компетентности делаются аргументированные выводы, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах - как зрелость (компетентность) духовная, гражданская, профессиональная. Но во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация столь устойчива, что пронизывает все сферы жизнедеятельности людей. Исходя из этого, социальная компетентность предполагает знания, умения, навыки человека, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду, в котором этот человек находится. Так, В.В. Цветков считает, что социальную компетентность необходимо рассматривать с позиции выполнения человеком определенных социальных ролей. По его мнению, социальная компетентность - это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли. Аналогичное по смыслу определение дано Н.И. Белоцерковец, где социальная компетентность рассматривается как определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли.
Приведенные определения свидетельствуют о том, что структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.
В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эгокомпетентность и собственно социальную компетентность.
Таким образом, каждое из перечисленных определений имеет свои особенности, однако в их структуре обнаруживаются объективно необходимые общие элементы. При рассмотрении социальной компетентности ученые, как правило, включают в ее структуру знания, социальные умения и навыки.
На основании теоретического анализа сущности социальной компетентности в зарубежной и отечественной психологии и педагогике можно заключить, что в связи с содержательным многообразием феномена социальной компетентности общепринятое определение данного феномена до сих пор еще не закрепилось в современной науке.
Социальная компетентность является сложным и междисциплинарным понятием, что обуславливает разнообразие направлений ее исследования. Они проводятся в рамках экономической науки (в частности, маркетинга и менеджмента) (Вундеер Р.); в трудовой сфере и сфере управления персоналом (Коновалова Т.Ю., Сафронова О.В.), также в русле психотерапии и медицинской психологии (Ибриегит М.О.). Большое внимание уделяется исследованию социальной компетентности учащихся школ, а также разработке методов и условий ее формирования и развития в рамках образовательного учреждения (Тюменева Ю.А., Рототаева Н.А.). Также внимание уделяется исследованию социальной компетентности обучающихся средних специальных учебных заведений и разработке методов и условий ее развития. В большинстве исследований подчеркивается значимость социальной компетентности для профессиональной подготовки и реализации трудового потенциала молодого специалиста (Беседина И.И., Первутинский В.Г.). Для нашего исследования важно соотношение термина «социальная компетентность» с семантически близкими категориями.
В научных исследованиях постсоветского периода понятия «социальная компетентность» и «социально-психологическая компетентность» достаточно часто подменялись (Н.А. Докторович). Социально-психологическая компетентность трактуется как информированность и способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающим человеческим целым в системе межличностных отношений. С.С. Фиранер считает, что понятие «социальная компетентность» неразрывно связано с понятием «профессиональная компетентность». Более того, Г. Малая, Н. Гарашкина утверждают, что становление социальной компетентности личности невозможно вне формирования её как профессионала, где основой развития социальной компетентности является теория и практика непрерывного образования. Данное утверждение ставит формирование социальной компетентности в зависимость от формирования профессиональной компетентности, что не позволяет говорить о социальной компетентности детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростков и др.
Некоторые учёные понятие «социальная компетентность» считают синонимом понятия «социальная зрелость». И. Дементьева, Н. Зубарева рассматривают социальную зрелость как возможность и необходимость отвечать за себя и других на уровне взрослого человека.
А. Поздняков под социальной зрелостью понимает совокупность компетентностей: гражданской, бытовой, коммуникативной и компетентность в области саморегуляции и самостоятельной познавательной деятельности.
А.В. Михайлов предполагает, что формирование социальной зрелости - это раскрытие и развитие потенциальных возможностей личности. Наличие социальной зрелости гарантирует определённые качества личности, которые имеют существенное влияние на саморегуляцию поведения. А.А. Гудзовская под социальной зрелостью понимает результат становления субъективности человека относительно собственной жизни, социальной группы, к которой она себя относит, самоопределения в индивидуальном и социальном пространстве. Л.И. Божович к результатам становления социальной зрелости личности относит сформированную «картину мира» личности, установки, стереотипы, ценности, адаптированность, социальную идентичность (Л.И. Божович, 1995).
Таким образом, исследования соотношения научных теорий сущности понятия «социальная компетентность» показывает, что они во многом совпадают, но вместе с тем имеют существенные различия.
Рецензенты:
- Гладилина И.П., д.п.н., профессор, замдиректора Центра молодежной политики Московского городского университета управления Правительства Москвы, г. Москва.
- Королева Г.М., д.п.н., доцент, директор Центра молодежной политики Московского городского университета управления Правительства Москвы, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Каменская Е.В. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СООТНОШЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5383 (дата обращения: 12.12.2024).