- Академическая мобильность (студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год. Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания).
- Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
- Кредитно-модульная система.
- Дистанционное обучение, электронные курсы[1,2-3].
В настоящее время достигнут значительный прогресс в создании компьютерных обучающих курсов, подготовленных специализированными фирмами к широкой продаже на рынке, а также имеется значительное количество мультимедиа приложений, разработанных в университетах для нужд учебного процесса (Proceedings of ED-MEDIA 2011- World Conference on Educational Multimedia and Hypermedia, Lisbon, Portugal, June, 2011). Эксперты отмечают, что эти приложения чаще всего не обладают товарными качествами, зато имеют неоспоримые преимущества с точки зрения методики, оперативности и удовлетворения нужд данного учебного заведения [3].
Очевидный недостаток университетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В то время как для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются профессиональные художники, музыканты, актеры, аудио/видео инженеры, программисты, университетская разработка выполняется в лучшем случае профессором и программистом. Как правило, такая разработка невелика по объему, зато ее методическое качество и глубина представления предметной области - вне конкуренции.
Разработчики электронных учебных пособий в качестве программных средств обучения в вузе отмечают, что создание электронного учебного пособия зависит от таких факторов, как источник финансирования, дидактическая цель, опыт команды, знание предмета, тип тематики (технические очень сильно отличаются от гуманитарных), существующие средства и т.д. [4]
Процесс создания ЭУП должен быть тщательно спланирован, необходим также постоянный жесткий контроль качества, чтобы добиться результата, отвечающего целям курса обучения. Следует также помнить, что создание ЭУП - это итерационный процесс взаимодействия авторов учебных материалов и разработчиков информационных технологий, а связующим звеном и организаторами этого процесса должны быть специалисты по методике работы в электронной среде.
Универсальной технологии создания электронного учебного пособия не существует. Каждый производитель применяет собственную технологию.
В данной статье мы предлагаем некоторые принципы построения электронного учебного пособия по иностранным языкам на примере разработанного нами ЭУП «Немецкий язык: Экология и проблемы охраны окружающей среды», а также основные методические приемы работы с ним. (Электронным учебным пособием мы называем учебное пособие, созданное на основе мультимедиа-технологии и основывающееся на информационной технологии, в частности, курс на CD или сетевой курс.)
ЭУП образует ядро мультимедийного электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по курсу «Иностранный язык (немецкий)». ЭУМК является программным средством учебного обеспечения нового поколения. Для его разработки была создана проектная группа, в состав которой вошли два вузовских преподавателя английского и немецкого языков и команда студентов второго и третьего курсов, изучающих информационные технологии. Преподаватели явились авторами-составителями учебного контента, разработчиками дидактический концепции и методики работы с ЭУП, а также постановщиками задач в области IT. Студенты-информатики разрабатывали программное обеспечение и участвовали в процессе составления ЭУМК на базе IT. Участие студентов, а также их преподавателей-консультантов по IT в разработке ЭУМК проходило в соответствии с учебными планами в рамках НИРС.
ЭУМК состоит из двух подсистем: информационной (содержательная часть) и программной (программная часть). В информационную часть входят следующие компоненты:
Электронные текстографические варианты рабочей программы, методических указаний студентам по изучению курса; методических рекомендаций преподавателям по использованию ЭУМК в учебном процессе;
Электронное учебное пособие (Части I, II), содержащее модули учебных материалов, задания для учебных проектов, иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео) и сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий и т.п.).
Электронный учебный тренажер для выработки умений и навыков иноязычной компетенции;
Система диагностики и контроля (тестовые задания для самоконтроля и итогового контроля; журнал текущей и итоговой успеваемости студентов на основе бально-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков);
Дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);
В функциональный состав программной подсистемы ЭУП включены следующие компоненты:
Система регистрации студента;
Коммуникационная система (обеспечение различных режимов интерактивности: студент - компьютер, студент - компьютер - студент, студент - компьютер - малая группа, преподаватель - компьютер - студент, преподаватель - компьютер - малая группа, преподаватель - компьютер - все студенты);
Защитная система.
ЭУП «Немецкий язык: Экология и проблемы охраны окружающей среды», состоящее из двух частей, предназначено для студентов по направлению и профилю подготовки 022000 Экология и природопользование. Первая часть учебного пособия предназначена для студентов с выпускной квалификацией Бакалавр и рассчитана на 180 часов (3 семестра: 36/13; 34/51; 18/28 аудиторных /внеаудиторных часов) в соответствии с учебным планом данного направления и профиля подготовки. Вторая часть предназначена для студентов с выпускной квалификацией Магистр и рассчитана на 108 часов (2 семестра: 36/18; 36/18 аудиторных и внеаудиторных часов).
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО.
Дидактическая цель ЭУП соответствует программной цели освоения дисциплины. Иностранный язык (немецкий): комплексное овладение студентами лингвистическими и лингвострановедческими знаниями как общего характера, так и профессионально-ориентированными, а также закрепление и совершенствование основных навыков и умений речевой деятельности в повседневно-обиходной, профессиональной, общественно-политической, социально-культурной и других сферах общения.
Применение ЭУП направлено на формирование коммуникативной компетенции и профессиональной познавательной активности студентов. Под коммуникативной компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно, языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход.
В основе построения ЭУП лежат дидактические принципы учебной автономии учащихся: «Учащийся учится, если он самостоятельно и активно устанавливает взаимосвязь между своим предшествующим знанием, с одной стороны, и с новой информацией, с другой стороны, и тем самым изменяет, дополняет и расширяет свои знания»[5,3-4]. Наличие в ЭУП непрерывной сюжетной линии позволяет объединять отдельные темы и модули учебника. В центре событий находятся две группы российских и немецких студентов, изучающих геоэкологию, и их преподаватели. Развитие сюжетной линии предусматривает следующие ситуации: Знакомство с действующими лицами и их биографическими данными; Знакомство с городом и университетом; Учеба в университете: лекции, семинары, контрольные работы, экзамены; Свободное от занятий время, увлечения; Каникулы; Практика; Выпускные экзамены; Стажировка; Начало трудовой деятельности; Фирма и ее сотрудники.
Используя электронные средства навигации, студент получает возможность, возвращаться к пройденному материалу для повторения, выполнения дополнительных упражнений и т.д., обращаться к сервисным средствам, дополнительным материалам, т.е. прокладывать свои индивидуальные образовательные маршруты в едином учебном контенте.
Содержание дисциплины:
1 часть учебного пособия ( бакалавриат):
1 семестр. Ausbildung von Geoökologen in der BRD und der RF.
2 семестр. Das Jahrhundert des Umweltschutzes.
3 семестр. Abfallverwertung. Abwasserwirtschaft.
2 часть учебного пособия (магистратура):
9 семестр. Der globale Klimawandel.
А семестр. Ökоnomie und Ökologie. Einsatz erneuerbarer Energien.
Каждая тема подразделяется на разделы / Lektionen в соответствии с программой дисциплины и содержит следующие мультимедийные учебные материалы:
Цветные иллюстрации в виде картинок, коллажей, карикатур, фото и т.д., служащих стимулом для устных высказываний студентов для последующего введения в данную тему. Возможные формы работы - пленум или малые группы.
Звуковой и текстовый базисный диалог/полилог, служащий образцом для построения множества подобных диалогов/ полилогов в условиях реального устного общения в схожих ситуациях. Возможные формы проверки понимания: а) поиск перевода новых ключевых слов с помощью гиперссылок в глоссарии; б) тест на (не)соответствие данных высказываний прослушанной информации - работа в пленуме. Дальнейшие шаги: Демонстрация построения ролевой схемы диалога на мониторе преподавателя; Построение собственных моделей диалогов - работа в парах.
Звуковые и текстовые фонетические упражнения предназначены для выработки соответствующих произносительных навыков и фонематического слуха, а также письменных навыков передачи звучащей речи (правописание).
Лексические и словообразовательные упражнения (синонимы, антонимы, устойчивые сочетания, словообразовательные модели и т.д.) выполняются с целью расширения активного словарного запаса. Социальные формы: индивидуальная интерактивная работа с помощью электронного тренажера; работа в парах для выполнения коммуникативных упражнений.
Грамматические формы слов и синтаксические структуры выбираются из базисного диалога или вводных предложений к теме по функционально-коммуникативному принципу. Грамматические правила формулируются студентами на основе языковых примеров, схем, иллюстраций и т.д., демонстрируемых на мониторе преподавателя. Первичное закрепление материала происходит во время аудиторных занятий в интерактивном режиме: студент - электронный тренажер. Последующая выработка навыков и умений происходит во внеаудиторное время в ходе выполнения домашних заданий с помощью тренажера. Грамматические упражнения содержат лексику изучаемой темы, часть упражнений имеет коммуникативный характер. Выполняя упражнения, студент имеет возможность не только сверить свой ответ с правильным ответом на мониторе, но и услышать и повторить звучащий ответ вслед за диктором.
Аутентичные тексты различных жанров и соответствующие задания к ним нацелены на развитие навыков понимания прочитанного в соответствии с целью чтения: общий охват прочитанного, выборочное понимание, детальное понимание прочитанного.
Видеолекции, как одна из форм презентации темы, а также анимации и видеоролики, иллюстрирующие или дополняющие основной материал темы, применяются с целью развития навыков восприятия информации со слуха. Одновременная активизация двух каналов - зрения и слуха - повышает эффективность восприятия. Видеоряд сопровождается также речевыми заданиями, предназначенными для выполнения как перед просмотром, так и во время и после просмотра.
Применение ЭУМК позволяет осуществить на практике принципы учебной автономии студентов:
- Достичь полной информированности студентов о целях и задачах учебной дисциплины, о профессиональных и общеобразовательных компетенциях, вырабатываемых в рамках данной дисциплины, а также о средствах и методах их выработки.
- Организовать более гибкие формы обучения студентов, скорректированные под индивидуальные потребности обучающегося. Студент получает возможность самостоятельно принимать решения:
- в выборе тем домашних заданий и определении объема учебно-тренировочных упражнений;
- в выборе тем учебных проектов и определении своей роли в проектной команде;
- при составлении индивидуального графика выполнения проверочных работ и др.
- Достичь осознания ответственности студентов за результаты своей учебной деятельности.
Таким образом, в электронной среде учебной деятельности естественно и непринужденно происходит смена социальных ролей преподавателя и студента: студент самостоятельно осваивает знания, преподаватель помогает ему в выборе средств и методов учебы, консультирует его, контролирует текущую и итоговую успеваемость, корректирует возникающие недостатки в ходе учебного процесса.
Применение электронных средств обучения: учебных пособий и тренажеров, Интернет ресурсов, электронных средств контроля и учета текущей и итоговой успеваемости повышает эффективность обучения иностранным языкам и делает сам учебный процесс увлекательным, свободным от принуждения, развивает творческие способности студентов.
Рецензенты:
- Шалавина Т.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой художественного образования и развития личности ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк.
- Шенцова И.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк.
Библиографическая ссылка
Любушкина Е.С., Пашко Т.Л. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5364 (дата обращения: 08.10.2024).