Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Любушкина Е.С. 1 Пашко Т.Л. 1
1 Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Разработаны дидактические принципы и технология построения электронного учебно-методического комплекса, включающего программные учебные средства по дисциплине Иностранный язык, в том числе мультимедийное электронное учебное пособие «Немецкий язык: Экология и проблемы охраны окружающей среды» (Части I, II), предназначенное для студентов с выпускными квалификациями Бакалавр и Магистр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование. Полученные результаты имеют большую практическую значимость для создания электронной системы управления обучением в высшем профессиональном образовании и в профессионально-ориентированном преподавании иностранных языков. Авторы доказывают, что внедрение средств ИТ в преподавание иностранных языков в вузе позволяет реализовать дидактические принципы учебной автономии и повысить эффективность учебного процесса.
иностранные языки
информационные технологии
электронная система управления обучением
1. Гладков Г.И. Болонский процесс. (Памятка студента.) http://iacmac.ru/rus/re/docs/bologna.pdf (дата обращения 8.12.11).
2. Ипатова Д.О. Возрастание эффективности учебного процесса с использованием электронных учебных пособий // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. URL: http://econf.rae.ru/article/5219 (дата обращения: 08.12.2011).
3. Новые технологии в обучении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.langinfo.ru/index.php?sect_id=1042 (дата обращения 8.12.11).
4. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования: научное издание. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 303.
5. Danielle Bachel: Autonomes Lernen- In Theorie und Praxis (September 2005) g-daf-es http://www.g-daf-es.net/salamanca_auf_deutsch/projekt/db2.pdf (дата обращения 8.12.11).
Реформирование национальной системы высшего профессионального образования предусматривает  переход на трехуровневую систему высшего образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру. В этой связи возникла острая необходимость создания современных учебников и учебных пособий нового поколения для каждой ступени высшего образования. Такие учебники должны соответствовать обязательным и факультативным параметрам Болонского процесса, как, например:
  • Академическая мобильность (студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год. Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания).
  • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
  • Кредитно-модульная система.
  • Дистанционное обучение, электронные курсы[1,2-3].

В настоящее время достигнут значительный прогресс в создании компьютерных обучающих курсов, подготовленных специализированными фирмами к широкой продаже на рынке, а также имеется значительное количество мультимедиа приложений, разработанных в университетах для нужд учебного процесса (Proceedings of ED-MEDIA 2011- World Conference on Educational Multimedia and Hypermedia, Lisbon, Portugal, June, 2011). Эксперты отмечают, что эти приложения чаще всего не обладают товарными качествами, зато имеют неоспоримые преимущества с точки зрения методики, оперативности и удовлетворения нужд данного учебного заведения [3].

Очевидный недостаток университетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В то время как для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются профессиональные художники, музыканты, актеры, аудио/видео инженеры, программисты, университетская разработка выполняется в лучшем случае профессором и программистом. Как правило, такая разработка невелика по объему, зато ее методическое качество и глубина представления предметной области - вне конкуренции.

Разработчики электронных учебных пособий в качестве программных средств обучения в вузе отмечают, что создание электронного учебного пособия зависит от таких факторов, как источник финансирования, дидактическая цель, опыт команды, знание предмета, тип тематики (технические очень сильно отличаются от гуманитарных), существующие средства и т.д. [4]

Процесс создания ЭУП должен быть тщательно спланирован, необходим также постоянный жесткий контроль качества, чтобы добиться результата, отвечающего целям курса обучения. Следует также помнить, что создание ЭУП - это итерационный процесс взаимодействия авторов учебных материалов и разработчиков информационных технологий, а связующим звеном и организаторами этого процесса должны быть специалисты по методике работы в электронной среде.

Универсальной технологии создания электронного учебного пособия не существует. Каждый производитель применяет собственную технологию.

В данной статье мы предлагаем некоторые принципы построения электронного учебного пособия по иностранным языкам на примере разработанного нами ЭУП «Немецкий язык: Экология и проблемы охраны окружающей среды», а также основные методические приемы работы с ним. (Электронным учебным пособием мы называем учебное пособие, созданное на основе мультимедиа-технологии и основывающееся на информационной технологии, в частности, курс на CD или сетевой курс.)

ЭУП образует ядро мультимедийного электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по курсу «Иностранный язык (немецкий)». ЭУМК является программным средством учебного обеспечения нового поколения. Для его разработки была создана проектная группа, в состав которой вошли два вузовских преподавателя английского и немецкого языков и команда студентов второго и третьего курсов, изучающих информационные технологии. Преподаватели явились авторами-составителями учебного контента, разработчиками дидактический концепции и методики работы с ЭУП, а также постановщиками задач в области IT. Студенты-информатики разрабатывали программное обеспечение и участвовали в процессе составления ЭУМК на базе IT. Участие студентов, а также их преподавателей-консультантов по IT в разработке ЭУМК проходило в соответствии с учебными планами в рамках НИРС.

ЭУМК состоит из двух подсистем: информационной (содержательная часть) и программной (программная часть). В информационную часть входят следующие компоненты:

Электронные текстографические варианты рабочей программы, методических указаний студентам по изучению курса; методических рекомендаций преподавателям по использованию ЭУМК в учебном процессе;

Электронное учебное пособие (Части I, II), содержащее модули учебных материалов, задания для учебных проектов, иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео) и сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий и т.п.).

Электронный учебный тренажер для выработки умений и навыков иноязычной компетенции;

Система диагностики и контроля (тестовые задания для самоконтроля и итогового  контроля; журнал текущей и итоговой успеваемости студентов на основе бально-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков);

Дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);

В функциональный состав программной подсистемы ЭУП включены следующие компоненты:

Система регистрации студента;

Коммуникационная система (обеспечение различных режимов интерактивности: студент - компьютер, студент - компьютер - студент, студент - компьютер - малая группа, преподаватель - компьютер - студент, преподаватель - компьютер - малая группа, преподаватель - компьютер - все студенты);

Защитная система.

ЭУП «Немецкий язык: Экология и проблемы охраны окружающей среды», состоящее из двух частей, предназначено  для студентов по направлению и профилю подготовки 022000 Экология и природопользование. Первая часть учебного пособия предназначена для студентов с выпускной квалификацией Бакалавр и рассчитана на 180 часов (3 семестра: 36/13; 34/51; 18/28 аудиторных /внеаудиторных часов) в соответствии с учебным планом данного направления и профиля подготовки. Вторая часть предназначена  для студентов с выпускной квалификацией Магистр и рассчитана на 108 часов (2 семестра: 36/18; 36/18 аудиторных и внеаудиторных часов).

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО.

Дидактическая цель ЭУП соответствует программной цели освоения дисциплины. Иностранный язык (немецкий): комплексное овладение студентами лингвистическими и лингвострановедческими знаниями как общего характера, так и профессионально-ориентированными, а также закрепление и совершенствование основных навыков и умений речевой деятельности в повседневно-обиходной, профессиональной, общественно-политической, социально-культурной и других сферах общения.

Применение ЭУП направлено на формирование коммуникативной компетенции и профессиональной познавательной активности студентов. Под коммуникативной компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно, языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход.

В основе построения ЭУП лежат дидактические принципы учебной автономии учащихся: «Учащийся учится, если он самостоятельно и активно устанавливает взаимосвязь между своим предшествующим знанием, с одной стороны, и с новой информацией, с другой стороны, и тем самым изменяет, дополняет и расширяет свои знания»[5,3-4]. Наличие в ЭУП непрерывной сюжетной линии позволяет объединять отдельные темы и модули учебника. В центре событий находятся две группы российских и немецких студентов, изучающих геоэкологию, и их преподаватели. Развитие сюжетной линии предусматривает следующие ситуации: Знакомство с действующими лицами и их биографическими данными; Знакомство с городом и университетом; Учеба в университете: лекции, семинары, контрольные работы, экзамены; Свободное от занятий время, увлечения; Каникулы; Практика; Выпускные экзамены; Стажировка; Начало трудовой деятельности; Фирма и ее сотрудники.

Используя электронные средства навигации, студент получает возможность, возвращаться к пройденному материалу для повторения, выполнения дополнительных упражнений и т.д., обращаться к сервисным средствам, дополнительным материалам, т.е. прокладывать свои индивидуальные образовательные маршруты в едином учебном контенте.

Содержание дисциплины:

1 часть учебного пособия ( бакалавриат):

1 семестр.  Ausbildung von Geoökologen in der BRD und der RF.

2 семестр.  Das Jahrhundert des Umweltschutzes.

3 семестр.   Abfallverwertung. Abwasserwirtschaft.

2 часть учебного пособия  (магистратура):

9 семестр. Der globale Klimawandel.

А семестр. Ökоnomie und Ökologie. Einsatz erneuerbarer Energien.

Каждая тема подразделяется на разделы / Lektionen в соответствии с программой дисциплины и содержит следующие мультимедийные учебные материалы:

Цветные иллюстрации в виде картинок, коллажей, карикатур, фото и т.д., служащих стимулом для устных высказываний студентов для последующего введения в  данную тему.  Возможные формы работы - пленум или малые группы.

Звуковой и текстовый базисный диалог/полилог, служащий образцом для построения множества подобных диалогов/ полилогов в условиях реального устного общения в схожих ситуациях. Возможные формы проверки понимания: а) поиск перевода новых ключевых слов с помощью гиперссылок в глоссарии; б) тест на (не)соответствие данных высказываний прослушанной информации - работа в пленуме. Дальнейшие шаги:  Демонстрация построения ролевой схемы диалога на мониторе преподавателя; Построение собственных моделей диалогов - работа в парах.

Звуковые и текстовые фонетические упражнения предназначены для выработки соответствующих произносительных навыков и фонематического слуха, а также письменных навыков передачи звучащей речи (правописание).

Лексические и словообразовательные упражнения (синонимы, антонимы, устойчивые сочетания, словообразовательные модели и т.д.) выполняются с целью расширения активного словарного запаса. Социальные формы: индивидуальная интерактивная работа с помощью электронного тренажера; работа в парах для выполнения коммуникативных упражнений.

Грамматические формы слов и синтаксические структуры выбираются из базисного диалога или вводных предложений к теме по функционально-коммуникативному принципу. Грамматические правила формулируются студентами на основе языковых примеров, схем, иллюстраций и т.д., демонстрируемых на мониторе преподавателя. Первичное закрепление материала происходит во время аудиторных занятий в интерактивном режиме: студент - электронный тренажер. Последующая выработка навыков и умений происходит во внеаудиторное время в ходе выполнения домашних заданий с помощью тренажера. Грамматические упражнения содержат лексику изучаемой темы, часть упражнений имеет коммуникативный характер. Выполняя упражнения, студент имеет возможность не только сверить свой ответ с правильным ответом на мониторе, но и услышать и повторить звучащий ответ вслед за диктором.

Аутентичные тексты различных жанров и соответствующие задания к ним нацелены на развитие навыков понимания прочитанного в соответствии с целью чтения: общий охват прочитанного, выборочное понимание, детальное понимание прочитанного.

Видеолекции, как одна из форм презентации темы,  а также анимации и видеоролики, иллюстрирующие или дополняющие основной материал темы,  применяются с целью развития навыков восприятия информации со слуха. Одновременная активизация двух каналов - зрения и слуха - повышает эффективность восприятия. Видеоряд сопровождается также речевыми заданиями, предназначенными  для выполнения как перед просмотром, так и  во время и после просмотра.

Применение ЭУМК позволяет осуществить на практике принципы учебной автономии студентов:

  • Достичь полной информированности студентов о целях и задачах учебной дисциплины, о профессиональных и общеобразовательных компетенциях, вырабатываемых в рамках данной дисциплины, а также о средствах и методах их выработки.
  • Организовать более гибкие формы обучения студентов, скорректированные под индивидуальные потребности обучающегося. Студент получает возможность самостоятельно принимать решения:

            - в выборе тем домашних заданий и определении объема учебно-тренировочных упражнений;

            - в выборе тем учебных проектов и определении своей роли в проектной команде;

            - при составлении индивидуального графика выполнения проверочных работ и др.

  • Достичь осознания ответственности студентов за результаты своей учебной деятельности.

Таким образом, в электронной среде учебной деятельности естественно и непринужденно происходит смена социальных ролей преподавателя и студента: студент самостоятельно осваивает знания, преподаватель помогает ему в выборе средств и методов учебы, консультирует его, контролирует текущую и итоговую успеваемость, корректирует возникающие недостатки в ходе учебного процесса.

Применение электронных средств обучения: учебных пособий и тренажеров, Интернет ресурсов, электронных средств контроля и учета текущей и итоговой успеваемости повышает эффективность обучения иностранным языкам и делает сам учебный процесс увлекательным, свободным от принуждения, развивает творческие способности студентов.

Рецензенты:

  • Шалавина Т.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой художественного образования и развития личности ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк.
  • Шенцова И.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк.

Библиографическая ссылка

Любушкина Е.С., Пашко Т.Л. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5364 (дата обращения: 08.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674