Уважаемые коллеги, участники конференции. Мы здесь сегодня собрались движимые одной целью - обеспечить качественную подготовку специалистов, способных повысить эффективность осуществляемых в России в первой четверти XXI-века экономических реформ.
На наш взгляд, рассмотрение этого вопроса возможно на примере подготовки специалистов в области земельно-имущественных отношений. Область земельно-имущественных отношений наравне с «сырьевыми» отраслями на настоящем этапе развития рыночных отношений и особенно в будущем в России становится главным источником формирования бюджета государства.
При этом успех проводимых преобразований в решающей степени зависит от компетентности специалистов, работающих в данной области.
Как показывает экскурс в историю развития экономики России, в наиболее трудные для страны периоды, толчком к развитию экономики являлись реформы в области земельно-имущественных отношений, которые сбрасывали оковы и ограничения предыдущих периодов, давали простор новым формам управления земельно-имущественными комплексами России.
Так, например, 240 лет тому назад - 19 сентября 1765 года был издан «Манифест о Генеральном межевании земель во всей империи»», подписанный Екатериной II.
Новые требования землевладения и государственного хозяйства и несоответствие прежних межевых законов изменившимся условиям поземельных владений явились во второй половине XVIII века главнейшими причинами возникновения вопроса о новом устройстве государственного межевания в России.
Умножение земельных тяжб, споров и самоуправств на межах и видимый ущерб государственному хозяйству, нанесенный захватом казенных земель и неустройством земельных наделов поданного класса, не позволяли больше медлить с решением этого вопроса.
Стало необходимым немедленно приступить к устранению этих недостатков путем такого межевания, которое могло бы утвердить в стране спокойствие земельных отношений и обеспечить государству правильное пользование казенных земель. К решению этой задачи и был направлен упомянутый Манифест и межевой закон.
Межевание земель является одним из главных разделов землеустройства. Это комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землевладений и землепользований с выдачей документов, удостоверяющих право на землю. Государственные органы используют результаты межевания при установлении правил эксплуатации земли, обложении землевладельцев и землепользователей земельным налогом.
Таким образом, понятие межевание земель включает в себя целый комплекс мер по экономическому, юридическому и техническому развитию территории как отдельного района, региона, так и государства в целом, что несомненно актуально в настоящее время. Основополагающей частью технической составляющей межевания земель являются геодезические и землеустроительные работы. А качество их выполнения определяют кадры.
Для решения кадрового вопроса была создана система специального образования, эффективно работающая до настоящего времени.
В целях активизации участия университета в экономических проектах и улучшения качества подготовки специалистов в университете созданы и успешно работают научно-исследовательские и научно - образовательные центры:
- научно-образовательный центр «Аэрокосмос»;
- научно-инженерный центр «Лазерные системы и технологии»;
- научно-исследовательский центр по фундаментальным проблемам геодезии на базе ЦНИИГАиК и кафедры высшей геодезии;
- учебно-научный центр «Оптика».
Работают учебные филиалы кафедр при Госцентре «Природа», в НПО «Комета», в Российском Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, ИКИ РАН, в НИИ «Циклон» и при Московском Доме оптики. Создается объединения всех геодезических образовательных учреждений России.
Настоящий этап развития мирового сообщества в целом характеризуется увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникационных технологий (ИКТ), информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, глобализацией информационного пространства, ведущей к эффективному информационному взаимодействию землян, и облегчающей их доступ к мировым информационным ресурсам.
Обладание гражданами и организациями доступа к современным ИКТ и инфраструктуре информационного обмена является важнейшим условием социально-экономического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Важнейшими факторами единого инфокоммуникационного пространства, определяющими безопасность, обороноспособность, эффективность и независимость экономики Российской Федерации, является координатно-временное обеспечение всех сфер деятельности, создание и использование разных геоинформационных систем.
Как показывает анализ рынка труда, одним из наиболее востребованных направлений развивающейся экономики России являются специальности, относящиеся к топографии, геодезии и земельно-имущественным отношениям.
Особенно ощущается недостаточное кадровое обеспечение отраслей, использующих специалистов данного профиля в отдаленных регионах России, так как современные социально-экономические условия затрудняют получение профессионального образования в Москве или Новосибирске, где существуют профильные высшие учебные заведения населением отдаленных регионов.
Поэтому нам представляется, что сложившаяся ситуация требует более решительных, прорывных шагов в области подготовки кадров.
Очевидно назрела необходимость создания на базе Московского государственного университета геодезии и картографии, ряда колледжей и ПТУ Университетского комплекса: «Национальный государственный университет геодезии и картографии», обеспечивающего потребности экономики России в высококвалифицированных специалистах различного уровня профессиональной подготовки.
Дальнейший прогресс в реализации рыночной реформы невозможен без подготовки данных кадров во всех регионах России. Не составляет большего секрета ситуация, когда в бюро технической инвентаризации, регистрационных и кадастровых палатах работают сотрудники, не имеющие специального образования. Кроме этого, широко известна ситуация нехватки специалистов - геодезистов для проведения инвентаризации земель и объектов недвижимости, ее оценки, строительства объектов и др. Очевидно, что одно или два высших заведения не способны насытить экономику профессионалами даже в обозримые сроки.
По нашему мнению, необходимо создать единую систему образовательных учреждений, расположенных в Федеральных округах и обеспечивающих непрерывную подготовку: техников, специалистов, бакалавров, магистров, непосредственно для нужд территории.
Для оценки сегодняшнего положения по вопросу востребованности специалистов, работающих в области земельно-имущественных отношений, университет провел Экономический Форум, в котором приняли участие представители законодательных и исполнительных органов, руководители государственных предприятий, бизнеса и образовательных учреждений.
Состоялся откровенный и заинтересованный диалог, позволивший уточнить квалификационные требования к специалистам, выдвигаемые бизнес структурами на современном этапе развития рыночной экономики, а так же были определены пути совместной работы с целью обеспечения качественной подготовки.
Исходя из рассмотренных материалов, участники Форума сделали следующие выводы:
- История развития экономики России показывает ключевую роль рационального использования земельно-имущественных отношений для преодоления кризисных ситуаций и придания нового импульса ее развития и роста валового национального продукта.
- Недооценка на федеральном уровне роли наук о Земле, обеспечивающих базис эффективного управления земельно-имущественными комплексами, может привести к негативным политическим и социально-экономическим последствиям.
- Ядром качественных, динамических преобразований в области земельно-имущественных отношений должны стать квалифицированные профессиональные кадры, подготовка которых должна быть наипервейшей общей задачей, как государства, так и бизнес сообщества.
- Профессиональная подготовка кадров в области наук о Земле должна в основном осуществляться в государственных образовательных учреждениях, имеющих научные школы, исторический и современный опыт в области подготовки специалистов.
- Достижение качественных изменений в системе подготовки кадров на территории всей России возможно только на путях организационно - методического и структурного преобразования сложившейся системы подготовки специалистов в области Наук о Земле, путем ассоциативного объединения усилий всех учреждений высшего и среднего профессионального образования данного профиля.
При решении данных вопросов государственные учреждения и бизнес структуры должны работать совместно и могут внести значительный вклад.
Формы участия государственных учреждений и бизнеса в процессе подготовке и переподготовке кадров:
- Требуется разработка комплексной федеральной программы, отражающей социальные и производственные аспекты их взаимодействия по подготовке кадров от рабочих до инженеров на период до 2012 года.
- Необходима разработка юридических правил и методик привлечения представителей бизнеса для общественной экспертизы образовательных стандартов.
- Целесообразно разработать под эгидой службы занятости населения федеральный Интернет портал, обеспечивающий возможность работодателям получить объективное представление об образовательных учреждениях, их выпускниках или специалистах.
- Целесообразно организовать под эгидой Минобразования и Минэкономики проведение в 2006 году Всероссийскую конференцию по теме «Социально-экономическое взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений».
Кроме этого возможна реализация частных программ участия бизнеса в подготовке кадров, например для:
- Формирования требований к квалификационной характеристике специалистов;
- Обеспечения доступа к современным технологиям и техническим средствам;
- Обеспечения практик;
- Разработки и оплаты обучения по специальным программам подготовки;
- Направления высокопрофессиональных представителей фирм и учреждений для работы в высшей школе.
Партнерство бизнеса и образовательных учреждений в настоящее время приобретает все более актуальное значение. Это связано с изменениями роли и места государственного заказа на подготовку специалистов и социальными ожиданиями на рынке труда.
По нашему мнению общие цели, стоящие перед бизнесом и образовательными учреждениями, возможность создания и функционирования социально - устойчивых систем открывают, по нашему мнению, большие перспективы в их эффективном взаимодействии в процессе подготовки и переподготовки кадров, а значит обеспечение экономической безопасности России в первой половине XXI века.
Библиографическая ссылка
Савиных В.П., Машников Н.Н. РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ НАУК О ЗЕМЛЕ – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, ОБЩАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И БИЗНЕС СООБЩЕСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=536 (дата обращения: 14.12.2024).