В последние годы происходят значительные изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе и в области физической культуры. Физическая культура - эта та область, где человек работает, прежде всего, с другим человеком, и если он гуманитарно не оснащен, то эффективность его деятельности невысока.
В этой связи Т.Д. Скуднова акцентирует внимание на том, что общество требует подготовки таких педагогов, орудием труда которых выступает их собственная личность, а профессиональная зрелость позволяет находить оптимальные педагогические решения в постоянной меняющейся социокультурной ситуации. Следовательно, педагог должен владеть гуманитарными технологиями, обеспечивающими реализацию «сущностной потребности» к созиданию другого [10].
Следует отметить, что гуманитарные технологии уже с успехом используются в практике образования. Однако в области физической культуры исследование этой проблемы еще только начинается. Наши предыдущие исследования показали, что гуманитарные технологии должны стать профессиональным инструментом специалиста по физической культуре [7].
Гуманитарные технологии вообще и, в частности, гуманитарные технологии в области физической культуры как сложное явление, связанное с регулированием взаимоотношений педагога и занимающихся, могут быть рассмотрены, исходя из самых различных теорий, концепций, подходов. Не претендуя на полноту и однозначность и осознавая предварительный и открытый для дальнейшего развития характер предлагаемых положений, нами были выделены исходные идеи для построения концепции гуманитарных технологий в области физической культуры.
Основное содержание исследования
Исторический и системный подходы определили общенаучные рамки проводимого исследования. Идеологией применения гуманитарных технологий в области физической культуры стал антропологический подход. Один из основоположников этого подхода П.Ф. Лесгафт утверждал, что в процессе обучения должны решаться «...задачи истинного образования всего человека без разделения ума, души и тела на какие-то независимые области».
Для непосредственного построения гуманитарных технологий были выбраны: феноменологический подход, выражающийся в эксклюзивности построения педагогических воздействий, герменевтический подход, предъявляющий требования к коммуникативной деятельности педагога, и когнитивно-поведенческий подход, нацеленный на выстраивание позитивной перспективы и ситуации успеха у занимающихся.
Феноменологический подход первоначально был течением в философии. Речь шла об изучении «феномена»: то, как вещи проявляются, как они воспринимаются в нашем опыте, способы нашего восприятия, а так же то значение, которое вещи в нашем опыте приобретают. В современной науке феноменологическое исследование направлено на раскрытие структуры того или иного переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности.
Феноменология образования свободна от недостатков тех традиционных систем обучения и воспитания, не учитывающих потребности личности, так как опирается на модель гуманитарного познания и выстраивает приоритеты на основе индивидуализации значений и смыслов существующей реальности [6].
Воплощением идеи применения феноменологического подхода в образовательном процессе выступает рефлексивная педагогика. Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение».
С позиций исследователей, разрабатывающих проблему рефлексивной педагогики, процесс образования выступает как сотворчество в мире ценностей, где под творчеством понимаются такие изменения в сознании и деятельности субъекта, которые являются результатом переосмысления человеком собственных стереотипов, изменения отношения, т.е. рефлексии [8].
С позиций рефлексивной педагогики руководство деятельностью субъекта в физкультурно-спортивной среде - это обращение к его психическому опыту, к его «жизненному миру», который проявляется как переживание. Такой феномен, как психическое переживание, осваивается только в рефлексии. Иными словами, человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе. Это в одинаковой мере относится и к педагогам, и к занимающимся. Поэтому переживания формирующейся личности - главный предмет деятельности педагога в процессе занятий физическими упражнениями. Именно переживания должны возникать в ситуациях педагогического взаимодействия, которое всегда организуется как диалог.
Реализация принципов рефлексивной педагогики невозможна без рефлексии самим специалистом по физической культуре собственного опыта взросления, опыта физкультурно-спортивной деятельности, «проживания» воспоминаний той деятельности, в которую на данный момент включены занимающиеся. Такой педагог сможет сотрудничать с занимающимися как более опытный и знающий.
В центре герменевтического подхода находится проблема понимания, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях: от социального заказа образованию до конкретного методического приёма.
Первоначально герменевтика рассматривалась как искусство интерпретации. С течением времени, под воздействием смены исторических эпох герменевтика трансформировалась в философскую дисциплину, а позже стала использоваться и в педагогике.
Педагогическая герменевтика фокусируется на проблеме понимания педагогом ученика как одной из центральных, что является сущностным для общения педагога и учащегося. Познание, постижение педагогом внутреннего мира ребенка с погружением в него, вскрывая слой за слоем, как при чтении и толковании многозначных текстов, вместо привычного изучения позволяет устранить саму возможность линейных воздействий [3].
Герменевтический подход является ведущим в понимающей педагогике. В «Очерках понимающей педагогики» Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова отмечают, что понятие «понимающая педагогика» обобщает многие принципы гуманистической философии образования. Многие исследователи рассматривают понимающую педагогику как основу саморазвития ребенка [5].
Опора педагога на принципы понимающей педагогики в процессе занятий физическими упражнениями способствует формированию у занимающихся способности понимать окружающих людей и самого себя. Понимание рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры, в том числе, и в физической культуре.
Когнитивно-поведенческий подход изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение. Цель когнитивно-поведенческого подхода - формировать и укреплять способность к адекватным действиям, к приобретению навыков, позволяющих улучшить самоконтроль.
Основой поведенческого подхода является бихевиоризм, хотя он не исчерпывает его. В рассмотрении проблемы гуманитарных технологий большое значение представляет основа необихевиоризма - теория оперантного поведения, предложенная Б.Ф. Скиннером.
Б.Ф. Скиннер отмечал: «В любой области, важной характеристикой которой является поведение, - образовании, управлении, семье, здравоохранении, промышленности, искусстве, литературе и т. д. - мы постоянно изменяем вероятности реакции с помощью их подкрепления» [9].
Привлекательность когнитивно-поведенческого подхода привела к быстрому распространению идеи использования гуманитарных технологий в тех областях, где требовался быстрый результат в предсказании поведения человека, в первую очередь, в политике. Это было связано с надеждой превратить политику в науку, способную надежно определять существующие тенденции и прогнозировать ситуации.
A.M. Каримский обращает внимание на то, что положения радикального бихевиоризма о механизмах взаимодействия человека и среды, управляемости личности и целесообразности коррекции поведения использовались для теоретического оправдания психотехники, в том числе, репрессивной. Однако нельзя отождествлять позиции в данном вопросе Б.Ф. Скиннера, так как он считал, что технология поведения этически нейтральна, но злоупотребление ею опасно и использовать ее следует ответственно.
Сам он был противником негативных подкреплений, квалифицируемых как насилие над личностью. Индивид не автономен, а зависит от окружающего социального мира, и задача состоит не в отмене зависимости, а в изменении ее характера. Программы социального реформирования должны быть ориентированы на «мягкие» формы контроля и демократический механизм. Поведение человека следует модифицировать таким образом, чтобы он стремился не к избеганию наказания (что может оказаться позитивным подкреплением и для преступника), а к избеганию ситуации, чреватой наказанием [4].
Именно этот тезис о «мягком влиянии» является основным в гуманитарных технологиях.
Следует отметить, что широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробывание различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения.
В образовании таким подкреплением выступает школьная отметка. Интересно, что современная ориентация на гуманизацию образования посредством поощрения реальных достижений учащихся и отказа от отметки не противоречит идеям, отстаиваемым Б.Ф. Скиннером.
По его мнению, наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Важным нам представляется и акцентирование внимание Б.Ф. Скиннера на том, что наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому.
Можно отметить, что критика бихевиоризма, основанная на возможности (при помощи управления поведением) нанести вред человеку, сводится к подмене средства целью.
Многие ученые, писатели, философы отдавали должное преимуществу бихевиористическим методам воспитания. В частности, утверждению Уотсона: «не изменив фундаментально среду, нельзя сформировать новые модели поведения». И самому тезису о том, что можно формировать новых людей - сознательных и добродетельных, потому что им нравиться делать все, что им положено делать [2].
Таким образом, в гуманитарных технологиях ведущим становиться тезис о конструировании ситуации, в которой занимающийся физическими упражнениями может увидеть для себя позитивную перспективу.
Бихевиоральная теория мотивации позволяет сделать очень важные практические выводы для педагогического процесса, осуществляемого в области физической культуры: а) поведение человека в процессе занятий физическими упражнениями, в первую очередь, определяется факторами окружения, то есть тем влиянием, которое на него оказывают педагог (тренер), спортивная команда, принятые правила поведения и т.п.; б) правильное поведение занимающихся требует подкрепления; в) наиболее эффективным является позитивное подкрепление, то есть поощрение занимающихся за хорошее выполнение поставленных задач (похвала, поручение выполнения привлекательной роли и т.п.).
Решая разные задачи в области физической культуры, исследователи в той или иной степени используют в своих методиках когнитивно-поведенческий подход.
Воплощением идеи применения когнитивно-поведенческого подхода в образовательном процессе выступает педагогика успеха. Проблема создания ситуации успеха в педагогической деятельности впервые фундаментально была разработана в работе А.С. Белкина [1]. В дальнейшем эта идея была поддержана многими педагогами.
Педагогика успеха свое ключевое понятие связывает с развитием личностной самостоятельности, ощущением собственного «Я». С развитым чувством «Я» считается, человек может ставить перед собой задачи, выполнять их самостоятельно до степени успеха, не рассчитывая на других.
Каким же образом в гуманитарных технологиях могут сочетаться когнитивно-поведенческий, феноменологический и герменевтический подходы?
В когнитивно-поведенческом подходе рассматривается такой «поведенческий репертуар», как самопознание, имеющий явное отношение к личности. В ряде случаев самопознания недостает или оно отсутствует. По мнению Б.Ф. Скиннера, «человек может не знать, что он что-то сделал или делает; он может не знать, что склонен или намерен что-то сделать, может не иметь ни малейшего представления о переменных, от которых зависит его поведение...; основополагающим моментом является не то, что человек никогда не обращал внимания на модель поведения, воспроизвести которую ему не удается, а то, была ли когда-нибудь у этого человека причина обратить внимание на свои неудачи». Другими словами, учитывается не то, что с человеком произошло, а был ли он вознагражден за то, что заметил это событие [9].
Реализация этих идей в процессе построения гуманитарных технологий требует привлечения такого метода как рефлексия.
Б.Ф. Скиннер отмечает: «Для выяснения того, что является подкреплением для данного человека, мы не можем ограничиться простым вопросом к нему о том, что его подкрепляет. Его ответ может представлять определенную ценность, но его ни в коем случае нельзя считать надежным. Подкрепляющие связи не всегда очевидны для человека. Часто только в ретроспективе тенденции человека вести себя определенным образом рассматриваются как результат определенных последствий, и отношения могут совсем не репрезентироваться субъекту, даже если они очевидны для других людей» [9].
Эти идеи лежат в русле феноменологического подхода. Сторонники бихевиоризма обращают внимание на то, что существуют большие различия между индивидами в отношении событий, которые имеют силу подкрепления. Среди представителей вида большие различия могут объясняться не столько наследственностью, но и историей жизни индивида, обстоятельства которой могут быть прослежены.
Именно поэтому необходимо помнить о тезисе феноменологов «разные люди смотрят на одно и то же, а видят разное». В данном случае действует аксиома апперцепции, которая констатирует зависимость всех последующих восприятий от содержания и структуры предшествующего опыта. В ней отражен тот фундаментальный факт, что одно и то же воздействие производит несходное впечатление на разных людей из-за заведомых различий в их индивидуальном опыте.
С позиции герменевтического подхода следует рассматривать следующие положения, выделенные Б.Ф. Скиннером. Он отмечал: «Мы оцениваем силу подкрепляющих событий, когда пытаемся установить, что «человек выбирает в жизни»... «Интерес» соответствует вероятности, являющейся результатом, по крайней мере, частично, последствий поведения «проявления интереса» [9].
Герменевтический подход прослеживается и в тезисе о важности внимания как генерализованного подкрепления. Внимание людей подкрепляет, потому что оно является необходимым условием других подкреплений, исходящих от них. Б.Ф. Скиннер указывает на то, что «только те люди, которые внимательны к нам, подкрепляют наше поведение. Внимание со стороны людей, которые, прежде всего, обычно являются источниками подкрепления - родителей, учителя или любимого человека, - служит особенно хорошим обобщенным подкреплением и формирует особенно сильное поведение «получения внимания».
С позиции герменевтики педагогика выдвигает положение о том, что одобрение может возникнуть только на основе понимания. Следовательно, в логике понимающей педагогики любой признак одобрения по праву становится подкрепляющим. Поведение, которое вызывает улыбку, или вербальную реакцию «Правильно», «Хорошо», или любую другую похвалу, подкрепляет. Б.Ф. Скиннер подчеркивает: «Мы пользуемся этим обобщенным подкреплением для формирования поведения других людей, особенно в сфере образования».
В заключение следует отметить, что современной практике педагогических исследований свойственно многообразие подходов к познанию и преобразованию педагогической действительности. Исследователь всякий раз сталкивается с проблемой выбора и конструирования системы методологических подходов. Ориентация специалиста по физической культуре на феноменологический, герменевтический и когнитивно-поведенческий подходы в построении гуманитарных технологий будет способствовать, по нашему мнению, реализации их основной идеи - личностного потенциала занимающихся на основе учета их интересов и потребностей.
Рецензенты:
- Станкевич П.В., д.п.н., профессор, декан факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
- Чурганов О.А., д.п.н., профессор, заведующий отделом медико-биологических технологий спорта Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Митин А.Е., Филиппова С.О. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5353 (дата обращения: 06.10.2024).