Для США, Канады, Великобритании и Австралии последнее десятилетие XX и начало XXI века являются этапом формирования понимания особой значимости гражданского воспитания и образования. Изменения, произошедшие в обществе изучаемых нами стран, определили необходимость выдвижения новых требований к гражданскому воспитанию и образованию. Успешная самореализация личности, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) воспринимается как одно из базовых направлений политики в области образования в англосаксонских странах [7].
Исторически накопленный опыт и современное состояние данной сферы образования и воспитания учащейся молодежи определяют важность консолидации усилий государства, общественных организаций, общественных объединений, религиозных общин. Несмотря на это, государство продолжает определять общественную роль и социальный статус воспитания в образовательных учреждениях, включая ответственность руководящих и педагогических кадров за развитие и воспитание в учебных заведениях Австралии, Великобритании, Канады и США.
Государство рассматривает гражданское воспитание и образование учащихся образовательных учреждений всех форм собственности как ориентированное на формирование определенных знаний, умений, навыков. Воспитание чести и достоинства ученика выступает в качестве одного из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы. Государства, уделяя особую роль гражданскому воспитанию и образованию, провели серьезную работу по выработке директив деятельности учебных заведений, сформулировав стандарты и рамки преподавания дисциплин, отражающих принятые на федеральном уровне, на уровне штатов, территорий и провинций. Органы образования всемерно содействуют развитию всех форм гражданского воспитания, помимо предметов, передающих набор знаний и навыков учащимся. Кроме того, они оказывают консультативную и методическую помощь в гражданском образовании и воспитании учащихся образовательным учреждениям всех форм собственности [3].
Цель разработки стандартов:
- выработка более высоких образовательных стандартов для страны, штата, территории;
- постановка общих образовательных целей;
- достижение одинаковых возможностей для учащихся.
Особое значение унификация стандартов по гражданскому воспитанию, принятая в англосаксонских странах, имеет потому, что при динамизме современной жизни многие дети вынуждены переезжать из одной юрисдикции (территории, штата) в другую. Унификация требований к программам (стандарты) позволит детям легче адаптироваться на новом месте.
Стандарты образования носят рекомендательный характер. В некоторых странах они определяют направление воспитания и образования, которые должен получить учащийся, чтобы стать ответственным гражданином со сформированной активной гражданской позицией. Их реализация не обозначает необходимости наличия предмета «Граждановедение» или иного другого, в основные задачи которого входит передача гражданских знаний, формирование навыков и активной гражданской позиции. Стандарты могут реализовываться на междисциплинарном уровне, могут представлять рамку дисциплин, принятую на том или ином уровне. Однако они направлены на весь образовательный и воспитательный процесс учебного заведения, которое для достижения более высоких результатов, в свою очередь, привлекает к процессу формирования активной гражданской позиции широкое сообщество: церковь, общественные организации, органы управления штатом, отдельных граждан.
Можно констатировать существование стандартов на законодательном, организационном и реализационном уровнях.
На законодательном уровне поднимаются стандарты, выработанные для государственных и местных органов образования - это критерии для оценки их работы.
На организационном уровне - это стандарты для школ. Они представляют собой основные требования обучения в соответствии со стандартами, что, в свою очередь, гарантирует единство образовательной среды и дает возможность всем детям изучить основные предметы.
На реализационном уровне стандарты делятся на три группы:
- Стандарты обучения - нормативы знаний и навыков учащиеся по определенной дисциплине, например, граждановедению, изучению общества, истории, географии или любой другой. Они определяют знания, которые должны быть доведены до учеников, и умения, которые те должны развить (интеллектуальные и практические) в ходе изучения предмета в соответствии с возрастом и уровнем обучения. Стандарты определяют не только содержание учебного материала, необходимого для аттестации учащегося, например, по граждановедению, но также и то, что обучаемые должны уметь делать. Эти стандарты включают определенный набор знаний (тематическая подборка), интеллектуальные и практические навыки.
Для того чтобы определить и четче выразить получаемые детьми знания, интеллектуальные и практические навыки, в стандартах используются наиболее доступные и привычные глаголы и определения. Так, стандарты требуют того, чтобы учащиеся могли "описывать", "объяснять", "оценивать", чтобы они "выбирали и защищали " предложенные положения и аргументировано отстаивали свои позиции. Эти глаголы были выбраны профессиональными разработчиками потому, что они доступны и понятны более широкой родительской аудитории, самим ученикам и общественности.
- Стандарты обученности - критерии для определения уровня достижения учащимися стандартов обучения. Эти критерии могут использоваться для оценки письменных или устных работ, связанных с определенным стандартом обучения. Стандарт выполнения работ - дефиниция трех уровней (основного, опытного и продвинутого), определяемых сложностью ответов. Эти стандарты еще не разработаны полностью, их подготовка продолжается.
- Стандарты для преподавателей или требования, которых должны придерживаться учителя и школы - это критерии, позволяющие определить, имеют ли преподаватели возможность помочь ученикам достигнуть высокого качества знаний и навыков. Эти критерии включают адекватность подготовки педагогов по предметам, которые они преподают, их способность сообщать знания, владение педагогическими умениями.
Следует учесть, что стандарты и рамки изучения граждановедения, представленные во всех странах, многогранны и часто носят идеалистический характер. Они охватывают области политической философии, политической науки, конституционного закона, юриспруденции и истории. При подборе терминов, необходимых для понимания политических вопросов, учащимся предлагаются, во-первых, термины наиболее существенные для всех учеников и связанные с их ежедневной жизнью в обществе, во-вторых, термины наиболее полезные для понимания мира политики и работы правительства.
В США ответственность за образование традиционно несет каждый штат. Федеральное вторжение в сложный образовательный процесс до сих пор вызывает большое количество споров с соответствующими «за» и «против». Между тем, Калифорнийский центр по гражданскому образованию разработал «добровольные» стандарты по граждановедению и гражданскому воспитанию, соответствующие достаточно высокому уровню надлежащих для школ знаний. В разработке участвовали еще 150 учебных заведений и более 3000 учителей. Кроме этого, разработаны программы, обеспечивающие выполнение стандартов. Поскольку центральная стандартизация и унификация в США невозможна из-за распределения доли ответственности за образование между штатом и государством, при разработке стандартов по гражданскому воспитанию на уровне непосредственно штатов к данным документам обращались, либо принимая их за основу, либо в ознакомительном плане [2,5].
В Канаде единый подход к образованию невозможен еще и по той причине, что не существует единого органа управления образованием [6]. Значимость и трудоемкость при разработке стандартов образования и привела к появлению Западно-канадского протокола о сотрудничестве в области основного образования. В июне 2001 года пять Западных областей (Альберта, Британская Колумбия, Манитоба, Саскачеван, территория Нанавут) и смежные территории (территории Северо-западные и Юкон) подписали этот основополагающий документ о создании рамок (frame) реализации гражданского воспитания и передачи определенного набора знаний области основного образования [10].
На основании протокола теперь все территории придерживаются общей рамки (frame), своего рода стандарта разработки учебного плана по предмету «изучение общества» (Social Studies (SS) для учащихся 1-9 классов. Данный документ предполагает введение гражданского воспитания и образования как приоритетной программы развития учебного плана школ. В свою очередь, Образовательный Фонд Атлантических Областей (Ньюбрансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Остров Принца Эдварда) сформировал рамку(frame), своего рода стандарт, раскрывающую основные знания. Они развиваются в процессе изучения основных обязательных дисциплин, одна из которых посвящена вопросам гражданского воспитания и образования [9].
«Изучение общества» как предмет, транслирующий гражданские знания, навыки, оказывает влияние на развитие гражданских ценностей и активной гражданской позиции. Наиболее полно и адекватно раскрыть содержание предмета «изучение общества» (Social Studies (SS)) помогает Рамка для разработки учебных планов Фонда Общественных наук Атлантической Канады. Эффективный учебный план и программы по предмету «изучение общества» (Social Studies (SS)) по замыслу разработчиков должны воплощать главные принципы демократии, такие как свобода, равенство, человеческое достоинство, правосудие, правовые нормы и гражданские права и обязанности. Программа предмета «изучение общества» предусматривает поэтапное совершенствование гражданских знаний и навыков в контексте формирования личности учащихся как активных граждан Канады в условиях глобализации.
В Австралии и в 2006 году также были разработаны стандарты для реализации гражданского воспитания и образования. Разработка осуществлялась при инициативе Совета министерств образования, профессиональной подготовки и делам молодежи (Ministerial Council on Education, Employment Training and Youth affairs (MCEETYA)) и при участии представителей всех юрисдикций. На их основе в Южной Австралии разработаны собственные образовательные стандарты, по которым разрабатывают свои учебные планы общеобразовательные школы (1 - 10 классы). Документ отражает только те вопросы гражданского воспитания, которые признаются на всех австралийских территориях. Данный документ раскрывает стандарты обучения и обученности учащихся так же, как и в рассмотренных ранее странах. В зависимости от возраста учащихся подпункты, раскрывающие каждое из основных направлений, соответствуют требованиям учащихся. Стандарт представлен обобщенным документом и выявляет знания навыки и требования к пониманию и способности действовать, которые лежат в основе гражданской позиции каждого гражданина Австралии. Стандарты ориентированы на глобализацию, происходящую в современном обществе и в экономике. В задачи непосредственно самих юрисдикций входит воплощение этих стандартов в учебный процесс, что будет рассмотрено в следующем параграфе нашего исследования.
В Великобритании, наблюдаются большие различия подходов к гражданскому воспитанию в пределах всех четырех регионов страны[1].
Так, например, в Уэльсе гражданское воспитание и образование осуществляется через предмет «здоровье и общество» (Physical and social education PSE), который охватывает все стадии школьного обучения, а также обучение в колледжах до достижения реципиентами 19-летнего возраста (12 класса).
Задачей курса является развитие у учащихся интереса и желания участвовать в жизни общества, быть активными гражданами и понимать изменения глобального характера, оказывающие влияние на их жизнь. Предмет, направленный на формирование активного гражданина, охватывает социальный, общественный, нравственный, духовный, физический, гендерный, эмоциональный, профессиональный аспекты, а также вопросы сохранения окружающей среды.
Для уточнения особенности понимания данного предмета следует отметить, что само понятие гражданства, как и активной гражданской направленности и гражданских ценностей, имеет коммунитарную направленность. Соответственно, активный гражданин -это человек, прежде всего, заботящийся о ближайшем окружении, затем о своем городе, затем о стране и всем мире.
В Англии, помимо предмета «здоровье и общество» PSHE (Physical Social and Health Education), введен предмет «Граждановедение» (Citizenship). PSHE охватывает различные аспекты духовного, нравственного воспитания, развитие социальных и культурных навыков, призванных влиять на личностное развитие учащихся. В задачи данного курса входят изучение роли основных политических и социальных организаций, которые влияют на общественную и политическую жизнь Англии, изучение обязанностей и понимание роли гражданской ответственности, раскрывается значение гуманности в современном обществе, его разнообразие и присущие ему различия (расовые, национальные, религиозные, культурные, физические, гендерные и т.д.)[7].
Тем не менее, исследование, проведенное при поддержке министерства образования о состоянии гражданского воспитания, показало, что в школах, где гражданское воспитание осуществляется посредством лишь предмета PSHE (Physical Social and Health Education), учащиеся демонстрируют худшие знания, навыки и понятия о гражданских ценностях у них развиты хуже, чем у тех, у кого в школе преподается предмет Граждановедение [4].
В Северной Ирландии совет по поддержке и проверке достижений учащихся (Concil for the Curriculum Examinations and Assessment - ССЕА) выдвинул рекомендации по организации гражданского воспитания и гражданственности в местном и глобальном контекстах, который был принят Министерством Образования Северной Ирландии в июне 2004 года. Предмет «национальное и глобальное гражданство» (Local and Global Citizenship) является частью предмета «готовность к жизни и работе» (Learning for life and work) в стандартах по образованию. Не менее важно отметить тот факт, что предмет, в рамках которого предусмотрено гражданское воспитание и образование, является обязательным. Основные направления учебной деятельности охватывают семь ведущих разделов, однако, более подробная расшифровка данных направлений несет рекомендательный или ознакомительный характер, хотя подразумевает под собой не только наличие расшифровки, но и подробную подборку форм, методов и ресурсов гражданского воспитания и образования.
Совет по Учебному плану исследовал некоторые ключевые особенности гражданского образования. Главным в документе было то, что концепция гражданского образования должна была обсуждаться и исследоваться в определенном учебном плане, который подчиняется Управлению Квалификаций Шотландии (the Scottish Qualifications Authority (SQA)). SQA - государственный орган, отвечающий за развитие, аккредитацию, оценку и сертификацию квалификаций, за исключением степеней и профессиональных квалификаций.
В Шотландии цель гражданского образования и воспитания состоит в формировании хорошо обученного, уверенного в себе человека, который принимает активное и значимое участие в общественной жизни. Тем не менее, гражданское образование и воспитание не представлено отдельным предметом и, соответственно, мы не можем говорить о какой-либо стандартизации данного направления учебно-воспитательного процесса. В рекомендациях, разработанных для школ Шотландии, гражданское воспитание и образование представлено как междисциплинарное требование.
Таким образом, проанализировав попытки контроля со стороны правительства за организацией гражданского воспитания в англосаксонских странах, можно констатировать следующее: создание образовательных стандартов и/или рамок по граждановедению, а также смежным дисциплинам, отвечающим за формирование гражданских ценностей и гражданской позиции учащихся, может рассматриваться как общая тенденция признания особой значимости гражданского воспитания. Это влечет за собой привлечение внимания исследователей и создателей новых программ по граждановедению, мониторинг которых будет являться значимым для теории и практики отечественного образования.
Рецензенты:
- Леонтьев А.В., д.п.н., профессор, проректор по профессиональному образованию Института развития образования Республики Татарстан, г. Казань.
- Трегубова Т.М., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией изучения зарубежного опыта профессионального образования УРАО ИПП, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Фахрутдинова A.В. ПРОБЛЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В АНГЛОСАКСОНСКИХ СТРАНАХ НА РУБЕЖЕ ХХ – XXI ВЕКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5340 (дата обращения: 04.10.2024).