Принципы работы. 1. Научный подход. 2. Комплексное изучение психофизиологических качеств ребёнка (совместная работа с дефектологами, социальным педагогом, психоневрологом, врачом школы). 3. Системный подход. 4. Целенаправленность. 5. Динамичность. 6. Индивидуальный подход. 7. Использование жестовой и дактильной речи в качестве вспомогательного средства общения с детьми. 8. Опора на сохранный анализатор, интерес и доступность (занятия не должны быть похожи на уроки) [2; 3]. Всего обследовано 400 детей, материал обработан статистически и является достоверным. Выяснено, что необходимым условием для эффективной работы по разработанной программе является обязательное выполнение мануальных проб: двигательных, рисуночных, письма двумя руками, так как на качестве детского рисунка сказывается его здоровье, как физическое, так и психофизиологическое. Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием зрительно-двигательной координации.
Жест и дактильная речь являются существенной «добавкой» к рисунку депривированного по слуху учащегося. Жестикулирование относится к одному из самых сложных и интенсивных кинетических актов, поэтому начало занятий по развитию крупной и мелкой моторики рук привело к значительному увеличению силы мелких мышц кисти и мышц предплечья. Крайне важно помнить то, что именно глухой и слабослышащий ребёнок включен в систему межличностных и социальных взаимоотношений (родителей, учителей, воспитателей, друзей) менее полно, чем здоровый, поэтому в первую очередь нужно устанавливать партнерский контакт с родителями, опекунами, матерью или бабушкой учащегося [5]. Речь идет о взрослом, который способен дать важнейшую информацию о его проблемах, а в последующем - стать одним из центральных участников разработки индивидуального маршрута школьника. В результате проведения теппинг-теста видна положительная динамика, которая способствует выявлению нейродинамических особенностей, укреплению здоровья детей, правильному формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств. Данный вид теста нами использовался специально в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей. На первом этапе обследовано 60 учащихся начальной школы и 60 человек соответствующего возраста общеобразовательной школы. Далее работа с детьми была продолжена. Работа ведется в течение 10 лет. Из таблицы видно, что все дети, обучающиеся в первых и вторых классах школы-интерната - медлительны. Задания выполняют в замедленном темпе, что также связано с худшим, чем у их сверстников без патологий, развитием мелких мышц кисти, а также мелких межрёберных мышц, вестибулярного аппарата. Торопить их не имеет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движений, за счёт этого можно увеличить в дальнейшем скорость работы. В третьих классах наблюдается следующая картина: 54,5% учащихся медлительны, 38,5% - имеют нормальный темп работы, а 7% учеников - скоростные. Они очень быстро выполняют задания, но в данном случае есть смысл обратить внимание на качество их работ [6].
Таблица 1 - Средние результаты теппинг-теста в школе для слабослышащих и глухих детей (2005-2010)*
Класс |
Среднее количество точек |
Нейродинамические особенности |
||
Школа-интернат |
Общеобр. школа |
Школа-интернат |
Общеобр. школа |
|
1 |
10,67 |
15,75 |
Медлительные |
Медлительные |
2 |
13,10 |
20,8 |
Медлительные |
Нормальный темп |
3 |
16,02 |
23,2 |
Нормальный темп |
Нормальный темп |
4 |
20,4 |
28,9 |
Нормальный темп |
Скоростные |
*Если средняя величина получается от 1 до 16 точек, то ребёнок медлителен. Наилучшие результаты получены во 2 классе школы для глухих и слабослышащих детей. По количеству точек также можно следить о выносливости детей. Во 2 классе дети более выносливы, чем в 1 и 3.
К «скоростным» относятся дети, имеющие приобретённую тугоухость, а не глухоту. Кривые работоспособности позволяют делать вывод о выносливости нервной системы. Результаты показали, что у 20% детей сильная нервная система, у 12% средняя нервная система, у 20% средне-слабая и у 48% слабая нервная система. Эти данные необходимо учитывать при дозировке умственной и физической нагрузки, чтобы избежать развития утомления и переутомления. Результаты, полученные в общеобразовательной школе в начале учебного года, показали, что у детей такого же возраста слабая сила нервных процессов характерна для 33% мальчиков и 58% девочек (в возрасте 7 лет). Сильный тип нервной системы был выявлен у 58% мальчиков и 25% девочек данного возраста. Среди учащихся 8 лет сильный тип нервной системы отмечен у 40% мальчиков и 37% девочек. Слабую силу нервных процессов имели 50% мальчиков и 47% девочек. Основная часть учащихся 9 лет имела слабую нервную систему у 45% мальчиков и 50% девочек. Среди девочек происходит постепенное увеличение числа учениц с сильной нервной системой - 41%, у мальчиков она отмечена в 25%. В возрасте 10 лет 50% мальчиков и 33% девочек имели слабую силу нервных процессов. Сильный тип нервной системы отмечен у 45% мальчиков и 37% девочек. 50% мальчиков и одна девочка 11 лет имеют сильную нервную систему, а 60% девочек и 50% мальчиков - слабую.
Для 7-летних учеников общеобразовательной школы характерна в начале учебного года низкая работоспособность. Среднее значение продуктивности работы у мальчиков 206,3±8,86 точек, у девочек - 202,8±15,26. Высокая врабатываемость отмечена у 25% мальчиков и 67% девочек. 50% мальчиков и 25% девочек демонстрируют хорошие финишные волевые усилия, увеличивая количество проставленных точек в последних квадратах теста (p<0,01). Большинство девочек 8 лет (63%) показывают низкий уровень работоспособности, у мальчиков 30%. Средняя величина продуктивности работы равна у мальчиков 267,8±11,28 точкам, у девочек - 243,4±23,4 точкам. Высокий уровень работоспособности имеют один мальчик и 16% девочек. Среди мальчиков возрастает число учеников с высоким уровнем врабатываемости - 70%, а 20% мальчиков имеют хорошие финишные волевые усилия. Высокая врабатываемость отмечена у 58% девочек, хорошие финишные волевые усилия - у 32% учениц. Для большинства учащихся 9 лет характерна высокая работоспособность. 50% мальчиков и 64% девочек имели высокий уровень работоспособности. Продуктивность работы в среднем равна у мальчиков 305,2±12,56 точкам, у девочек - 325,8±15,5 точкам. 50% мальчиков и 59% девочек показывают высокий уровень врабатываемости. Хорошие финишные волевые усилия демонстрировали 15% мальчиков и 27% девочек Высокий уровень работоспособности отмечен у 32% мальчиков и 59% девочек в возрасте 10 лет. 32% мальчиков и 26% девочек имели низкую работоспособность.
Среднее значение продуктивности психомоторной работы равно у мальчиков 165,3±15,9 точкам, у девочек - 290,9±15,6 точкам. У 50% мальчиков отмечен высокий уровень стартовой мобилизации, 27% демонстрируют хорошие финишные волевые усилия. Уменьшается число учениц по сравнению с 9-летними девочками, для которых характерна высокая врабатываемость - 37%, а 30% учениц показывают хорошие финишные волевые усилия в процессе выполнения теста. У мальчиков в возрасте 7-11 лет в целом преобладает слабый тип нервной системы. Только для большинства учеников 7- и 11-летнего возраста характерна сильная нервная система. Среди девочек инертная нервная система отмечена у учениц 7- и 8-летнего возраста, а также в возрасте 10 и 11 лет. Наличие инертной нервной системы у учащихся 7 лет связано с тем, что ученики данной группы еще не адаптировались к новой для них обстановке и не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Рисунок 1. Диаграмма соотношения типов нервной системы мальчиков в начале учебного года.
Медленная смена процессов возбуждения и торможения у мальчиков 7 лет может быть связана с наличием среди них «функционально незрелых» учеников. Появление учащихся с инертной нервной системой в возрасте 10 и 11 лет связано с периодом полового созревания. Основная часть школьников 7 лет имеет низкую работоспособность и демонстрирует высокий уровень врабатываемости. Низкая работоспособность характерна для учащихся 11 лет и сопровождается высокой стартовой мобилизацией. Преобладание слабой силы нервных процессов, инертной нервной системы и низкой работоспособности у младших школьников связано с тем, что обследование проводилось в начале учебного года, когда функциональные возможности организма учеников ограниченны, поэтому дети быстро утомляются и медленно переключаются с одного вида деятельности на другой. Похожая динамика отражена также в успехах учащихся с поражением слуховой сенсорной системы.
Результатами динамометрии доказано положительное влияние данного комплекса упражнений на значительное повышение результатов учащихся. Особенно это хорошо видно у учащихся 2 и 3 годов обучения. Чтобы проследить эффективность, которую оказывают предложенные и адаптированные для глухих детей упражнения, через каждые полгода учитывалась и измерялась специально выверенным ручным динамометром сила мышц рук и предплечья. За 4 месяца обучения гимнастики в 1 «А» классе, динамометрия рук увеличилась на 50%, а у учащихся 2-го класса в 2 раза и более. В 1 «Б» классе обучаются дети, поступившее в школу-интернат в более старшем возрасте, чем в 1 «А» классе, поэтому результаты динамометрии у них имеют значительно большие величины, а результаты ученика N. связаны с его сопутствующим диагнозом, при котором сила мышц-сгибателей значительно повышена. В данном классе наблюдается незначительная положительная тенденция, так как у таких детей процессы восстановления протекают значительно медленнее. Весь материал, полученный в результате исследования, подвергнут статистической обработке, и имеет 1-ю степень достоверности (p<0,05). Перед началом каждого занятия у каждого учащегося определялись путём кинезиологического мышечного тестирования стрессоустойчивость и возможность проведения психофизиологической коррекции в данный момент.
Разработанная и адаптированная для глухих и слабослышащих учащихся психогимнастика с элементами кинезиологических, телесно ориентированных упражнений для снятия стресса учит их справляться с жизненными трудностями, помогает проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У учащихся вырабатываются положительные черты характера: уверенность, честность, смелость, доброта.
Рецензенты:
- Узбекова Д.Г., д.м.н., профессор кафедры фармакологии с курсом фармации и фармакотерапии ФПДО, ФГБОУ «Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова», г. Рязань.
- Фомина Н.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии, педагогики и социальной работы ФГБОУ «Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова», г. Рязань.
Библиографическая ссылка
Белова О.А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5337 (дата обращения: 14.10.2024).