Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Жеребятникова Г.В. 1
1 Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Статья посвящена анализу категории «созидательная активность будущего социального педагога», актуальность формирования которой определена потребностями развития педагогической практики вузов. Автор считает, что формирование «созидательной активности» студента может являться основой его успешного включения в социально значимую деятельность. В статье представлена характеристика понятия и содержания созидательной активности будущего социального педагога, выделены ее компоненты и критерии. Компонентами созидательной активности, по мнению автора, являются мотивационный, когнитивный и рефлексивный. К критериям автор относит мотивацию к созидательной творческой деятельности, наличие творческого продукта как результата творческой деятельности и рефлексию. В статье описаны уровни сформированности созидательной активности студентов (репродуктивный, продуктивный, творческий).
созидательная активность
будущий социальный педагог
творческий продукт
социально-значимая деятельность
1. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. – Т. 1. – 890 с.
2. Залуцкая С.Ю. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения: на материале преподавания литературы : дисс. канд. пед. наук. – Якутск, 1995. – 170 с.
3. Игумнова Е.А. Созидательная активность личности в образовательном пространстве университета : отчет о науч.-исслед. работе. – Чита : ЗабГГПУ, 2010. – 126 c.
4. Кошкина М.В. Экономические основы творческой деятельности в некоммерческом секторе культуры и искусства : монография. – Самара : ООО «Издательство Ас Гард», 2010. – 214 с.
5. Лучкина Т.В. Развитие творческого потенциала молодого учителя современной школы России // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2. – С. 21–29.
6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М. : ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.
7. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб. : Питер, 2006. – 1096 с. : ил.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. – М. : АСТ, 2006. – 571 с.
В настоящее время важнейшим условием становления человека как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки. Актуальность проблематики формирования созидательной активности личности студента вуза определена потребностями развития педагогической практики высших учебных заведений, ориентирующихся на подготовку выпускников к активной и эффективной жизнедеятельности в условиях динамичного развивающегося социума. Современная высшая школа призвана не просто обеспечить студентам качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития его созидательной активности, позволяющей личности быть благополучной в постиндустриальном обществе.

Целью данной статьи является раскрытие содержания категории «созидательная активность будущего социального педагога», формирование которой, на наш взгляд, может являться основой успешного включения студента в социально значимую деятельность.

Раскрывая понятие «созидательная активность будущего социального педагога», необходимо обратиться к определениям понятия «активность», раскрываемых в психологии и педагогике.

В психологии активность рассматривается как социально признанное, целенаправленное поведение, результатом которого являются социально полезные изменения [7]. Наличие активной жизненной позиции, по мнению А.Г. Асмолова, является атрибутом личности. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В.А. Петровский рассматривает активность как высшую форму развития деятельности. Раскрывая проблемы личности, ученый вводит понятие неадаптивной (надситуативной) активности, определяя ее как способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности. «Неадаптивная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности» [6]. Быть активным, по мнению Э. Фромма, значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, это значит обновляться, расти, испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо. При этом Э. Фромм вводит понятие продуктивной активности: «это состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с «взращиванием» своих возможностей» [8].

В педагогике активность рассматривается как деятельностное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта. Способами проявления активности служат творческая деятельность, волевые действия, общение [1]. В педагогике ученые изучают различные виды активности (познавательная, социальная, учебная, организационная) в отношении различных субъектов образовательного процесса - учащихся, студентов, учителей. В.А. Сластенин указывает, что в профессиональном становлении педагога необходим такой уровень внутренне детерминированной активности, при которой педагог оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его биографии, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Г.И. Щукина и Т.И. Шамова, изучая познавательную активность, считают активность предпосылкой и результатом развития человека (Г.И. Щукина) и качеством личности, проявляющимся в отношении к содержанию, процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения (Т.И. Шамова). Н.В. Чекалева определяет активность как целеполагание в учебной деятельности, обусловленное самоуправляемой мотивацией, активность проявляется в творческом прогнозировании результатов деятельности. Творчество также рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию. Оно проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.

Изучая проблему развития творческого потенциала молодого учителя современной школы России, Т.В. Лучкина указывает, что творческая активность молодого учителя может служить одним из критериев его внутренних резервов [5]. Значимым для нас является тот факт, что развитие творческого потенциала студента будет более продуктивным, если он успешно включится в творческую социально значимую деятельность, проявляя свою активность.

Овладение знаниями об активности для педагогики является важным, потому что это фундаментальные факторы развития и формирования человека (у нас - будущего социального педагога), которыми оказывается возможным управлять, использовать в качестве педагогического инструмента, педагогического средства. Приведенные определения и характеристика активности в психологии и педагогике показывают, что это широкое, многоаспектное, многогранное явление, охватывающее все сферы общества, поскольку все они заключают в себе деятельность людей и их активность.

Качественным определением анализируемого понятия является определение «созидательный». Категории «созидание» и «созидательность» в целом отражают, что это творческая деятельность, завершающаяся созданием некоего продукта. В понятии «созидание» имеется конструктивный, созидательный контекст - творение. Человек удовлетворен только в том случае, если есть акт творения своей жизни и различных ее сторон, акт творения окружающей жизни - со-зидания, если есть активная созидательность самого субъекта. Отсюда интегральной характеристикой человека-созидателя является значительная творческая и созидательная активность.

Феномен «созидательной активности» в научной литературе разработан недостаточно. Рассматривая творческие способности учащихся, С.Ю. Залуцкая указывает на то, что «созидательная активность юношества представлена двумя основными параметрами: самостоятельностью, понимаемой как способность и мотивацию к самостоятельному действию, и кооперацией, понимаемой как способность и мотивацию к солидарному действию и оказанию помощи партнерам» [2]. В данной характеристике значимым для нас является наличие мотивации к созидательной творческой деятельности.

М.В. Кошкина, опираясь на определение творческой энергии (О.Н. Мельников, В.Г. Ларионов), определяет творческую (созидательную) активность как «внешнее проявление интеллектуально-духовных способностей индивида в период целенаправленного применения его интеллектуально-духовных ресурсов в целях создания творческих интеллектуально-духовных продуктов» [4]. В рамках нашего исследования результатом проявления созидательной активности будущего социального педагога является конкретный конечный результат - творческий продукт (социально значимый проект).

Е.А. Игумнова с соавторами выделяют созидательную активность личности, суть которой «в осознанном и целенаправленном участии человека в общественных преобразованиях и личностном самосовершенствовании» [3]. В нашем случае это участие в социально значимых проектах, а также в самосовершенствовании будущего социального педагога посредством рефлексивной составляющей созидательной активности.

Анализ имеющихся определений категории «созидательная активность» позволяет выделить следующие критерии созидательной активности будущего социального педагога: мотивация к созидательной творческой деятельности; наличие творческого продукта как результата творческой деятельности; рефлексия.

Мы рассматриваем созидательную активность будущего социального педагога как профессионально-личностное образование и считаем ее формой проявления надситуативной активности личности в контексте анализа социально значимой деятельности, поскольку созидательная активность - это, собственно, активность субъекта, выходящего за рамки ситуации, ее ограничений. То есть это способность личности действовать, превышая «пороговые требования» ситуации, что проявляется в готовности к поиску вариантов решения какой-либо ситуации или задачи, предпочтении сложностей и нахождении привлекательности в трудностях, умении находить оригинальные решения, потребности в самостоятельной деятельности.

Учитывая созидательный потенциал профессии социального педагога и активный характер социальной помощи, считаем, что формирование созидательной активности будущего социального педагога выступает одним из условий профессионального становления специалиста.

Характеризуя созидательную активность будущего социального педагога, мы выделяем ее мотивационный, когнитивный и рефлексивный компоненты.

Мотивационный компонент определяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное побуждение к будущей профессиональной социально значимой деятельности, к собственному развитию в процессе профессиональной подготовки. Когнитивная составляющая созидательной активности будущего социального педагога имеет отношение к значимой для студента социальной деятельности, включает в себя знания об обществе и самом себе в обществе, умение их интегрировать. Проявление студентом - будущим социальным педагогом созидательной активности в различных видах деятельности предполагает наличие соответствующих им и поэтому также различных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций. Третьей и последней составляющей созидательной активности будущего социального педагога является рефлексивная, характеризующая познание и анализ явлений собственного сознания и деятельности. Здесь стоит отметить, что задача формирования и развития рефлексивных навыков в настоящее время рассматривается как одна из главных линий модернизации образования.

На констатирующем этапе проводимого исследования по изучению условий формирования созидательной активности будущего социального педагога в образовательном пространстве вуза была проведена диагностика студентов социального факультета педагогического университета. Были подобраны диагностические методики (диагностика мотивации по методике ТАТ (модификация Х. Хекхаузена), «Уровень проектных умений», «Самоопределение творческого потенциала личности», «Насколько Вы ответственны», «Готовность к саморазвитию» и др.), позволяющие выявить уровень сформированности созидательной активности студентов: репродуктивный, продуктивный и творческий. Представим характеристику данных уровней.

Студенты репродуктивного уровня проявляют интерес лишь к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Не связывают собственное участие в социально значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением. К продуктивному уровню относятся студенты, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов поведения, а также наличием мотивов долга и ответственности. Осознают собственное участие в социально значимой деятельности как способ включения в жизнь учебного заведения. Деятельность студентов творческого уровня внутренне мотивированна: собственное развитие в процессе деятельности, действие с другими и для других; характеризуется творческой созидательной активностью, которая предполагает стремление к теоретическому осмыслению получаемой информации, самостоятельному поиску решения проблем, к деятельности и инициативности. Они не только соотносят характер своего участия в социально значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением, но и рассматривают его как способ повышения конкурентоспособности, саморазвития, самореализации. Выявленные уровни сформированности созидательной активности будущих социальных педагогов позволяют нам индивидуализировать процесс включения студентов в социально значимую деятельность.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению сущности созидательной активности будущего социального педагога позволил нам дополнить новыми характеристиками категорию «созидательная активность». На наш взгляд, это: профессионально-личностное образование; форма проявления надситуативной активности; социально значимые действия; внутренняя готовность к выполнению будущей профессиональной деятельности; творческое отношение к социально значимой деятельности; энергичная самодеятельность, направленная на преобразование действительности и самого субъекта социальной работы; рефлексивная активность.

Рецензенты:

  • Бордонская Л.А., д.п.н., профессор кафедры физики, теории и методики обучения физике Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
  • Клименко Т.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
  • Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Жеребятникова Г.В. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5334 (дата обращения: 18.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074