Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Белоногова Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова"
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы совершенствования подготовки студентов педагогического колледжа к патриотическому воспитанию младших школьников на основе использования регионального материала в условиях многонационального региона. В процессе формирования патриотических качеств у школьников значительное место принадлежит учителю. Поэтому патриотическое воспитание необходимо начинать именно со студентов – будущих педагогов. Автором раскрываются особенности системы работы по подготовке студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников, включающей в себя дисциплины общекультурного и психолого-педагогического, методического циклов, спецкурсы и факультативы, а также педагогическую практику.
подготовка студентов
регионализация
патриотическое воспитание
1. Вырщиков А.Н., КусмарцевМ.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе : монография. - Волгоград : НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 140 с.
2. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования : дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 169 с.
3. Президент России [Электронный ресурс]. - URL: http: //события.президент.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/12623. - (дата обращения: 10.09.2011).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
5. Фомина Н.А. Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тверь, 2009. - 24 с.
Актуальность проблемы подготовки студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников обусловлена тем, что введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требует поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественно новый уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплины. Эта проблема становится тем актуальнее, чем острее проявляется индифферентное и негативное отношение детей и молодежи к таким понятиям, как патриотизм, любовь к Родине, защита интересов государства.

Большие возможности для решения выше названной проблемы предоставляет материал, отражающий своеобразие местной истории, культуры, природы и традиций. Обилие информации, близкой и доступной ребенку, возможность самим учащимся сыграть посильную роль в благоустройстве родного города позволяет говорить о необходимости использования в патриотическом воспитании младших школьников регионального материала, устного народного творчества, обычаев, народных игр, праздников.

Успешная реализация целей и задач патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях во многом зависит от качества профессиональной подготовки педагога. Учитель, осуществляющий патриотическое воспитание, должен сам быть патриотом своей страны и малой Родины. Социальный заказ современному учителю заключается в том, чтобы воспитать в ребенке любовь и уважительное отношение к России, своему народу, родному языку, национальной культуре, национальным традициям и обычаям, к своей малой Родине. Однако будущие учителя не готовы к использованию регионального материала в патриотическом воспитании школьников, что связано с недостаточным уровнем знаний о родном крае, с отсутствием мотивации, низким уровнем развития патриотического сознания у самих студентов.

В современных исследованиях в качестве основы патриотического воспитания выделяется формирование патриотического сознания как результат развития первоначального конкретно-чувственного восприятия окружающего мира. Источником формирования патриотического сознания выступает социальная среда, формирующая систему ценностных ориентиров и вырабатывающая на их основе определенное социальное поведение [5].

В связи с введением в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010), в котором прописан «портрет выпускника» начальной школы, который должен любить свой край, возникает проблема включения регионального материала в содержание образования [4].

Как показал анализ исследований, специально разработанного подхода к использованию регионального содержания образования в патриотическом воспитании нет, а в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внимание на патриотическое воспитание посредством использования «местного» материала вообще не акцентировано.

Одним из стратегических направлений развития образования в нашей стране является регионализация образования. В ряде исследований понятие «регионализация» определяется как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории, учета этно-культурно-исторических, социально-политических особенностей региона в процессе модернизации образовательных систем, а также решения психолого-педагогическими средствами проблем детства в кризисной, неустойчивой социальной ситуации российского региона (В.И. Мареев, А.М. Новиков, В.М. Петровичев и др.).

Таким образом, под понятием «регионализация патриотического воспитания младших школьников» мы будем понимать многоплановую, систематическую и целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у младших школьников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности Отечеству и малой Родине, осуществляемую с учетом этно-культурно-исторических и социально-политических особенностей региона.

Симбирско-Ульяновское Поволжье - один из многонациональных регионов нашей страны. Каждый из народов, живущих в границах Симбирского Поволжья, имеет богатое историческое прошлое. Знакомясь с жизнью и деятельностью широкого круга лиц, представляющих разные этносы, слои, группы, системы ценностей, младшие школьники Ульяновской области могут убедиться в полисубъектности региональной истории и в уникальности вклада каждого субъекта регионального сообщества в этнорегиональное, общероссийское и мировое культурное наследие. В настоящее время возрастает роль этнокультурной и этнорегиональной направленности современного образования, которое располагает богатым арсеналом подходов к решению проблемы личностно-профессионального развития учителя.

Однако среди определенной части молодежи ощутимее становится проявление националистических идей, что несовместимо с понятием «патриотизм». Именно поэтому важнейшей составной частью регионализации воспитательного процесса в современной школе должно стать формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений в их единстве и взаимосвязи, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности (И.Ф. Харламов, Н.В. Ипполитова). Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Между тем поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана [2].

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно входит в число приоритетных направлений развития педагогической науки и практики. В своем интервью каналу «Евроньюс» президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «мы должны создать общество внутренней гармонии, где люди толерантны друг к другу и в то же время уважительно относятся к традициям, составляющим сердцевину того или иного этноса» [3].

Процесс формирования готовности студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников сложный и длительный. Он является составной частью общего процесса профессионального становления студентов.

Подготовка студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников определяется нами как процесс формирования соответствующей готовности, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, который предполагает стимулирование активной деятельности студентов по овладению общественно-педагогическим опытом (знаниями, умениями, навыками, способами деятельности), необходимым для осуществления учебно-воспитательной работы данного направления.

Готовность студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников рассматривается нами как системное личностное образование студента, синтезирующее в себе сформированное позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному краю и профессиональной деятельности, патриотическую направленность деятельности, знания о своей стране и малой Родине, которые могут стать базой возникновения и развития патриотического сознания, активную профессиональную позицию, знания, способности и умения, обеспечивающие использование регионального материала в патриотическом воспитании младших школьников.

На основании анализа педагогических исследований В.А. Сластенина, К.М. Дурай-Новиковой, Н.В. Ипполитовой о компонентах и критериях готовности были выделены аспекты готовности, а также описаны их компоненты.

Особенностью подготовки студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников является то, что она представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных аспектов.

Первый составляет собственно патриотическое воспитание студентов как граждан российского государства, воспитание истинных патриотов своей Малой Родины (личностный аспект), а второй - подготовка студентов как будущих учителей к регионализации патриотического воспитания младших школьников, которая не только готовит их к эффективной самостоятельной педагогической деятельности по данному направлению воспитательной работы, но и оказывает дополнительное воспитательное воздействие на их личностное развитие (профессиональный аспект).

Личностная и профессиональная готовность включают мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты готовности.

С целью подготовки студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников была разработана система работы, включающая в себя дисциплины общекультурного и психолого-педагогического, методического циклов, спецкурсы и факультативы, а также педагогическую практику.

Дисциплины общекультурного цикла знакомят студентов с научной методологией познания мира и общественных явлений и тем самым способствуют становлению мировоззренческой позиции будущего педагога, развивают интерес и стремление к поиску новых знаний в области патриотического воспитания, регионализации, способствуют формированию умений и навыков в использовании этих знаний, формируют нравственно-психологическую готовность студентов к патриотическому воспитанию младших школьников.

Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя - проблема многоаспектная, которая решается в процессе изучения большого количества психолого-педагогических дисциплин.

Раздел «Теория и методика воспитания» в курсе «Педагогика» помогает обогатить студентов знаниями о теории патриотического воспитания младших школьников, делая особый акцент на методике использования регионального материала в патриотическом воспитании младших школьников. В процессе изучения этого курса студенты учатся определять воспитательные цели и ставить конкретные задачи, планировать воспитательную работу, используя разнообразные формы и методы.

В ходе изучения дисциплины «Основы исследовательской деятельности студентов» раскрываются возможности научно-исследовательских методов в изучении проблемы патриотического воспитания младших школьников, рассматриваются особенности диагностики уровня сформированности патриотического сознания младших школьников.

На занятиях по психологии студенты узнают, что патриотизм и патриотические чувства формируются у детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Патриотические чувства проявляются в осознании детьми родного края как частицы большой Родины, чувстве любви к родному краю, стране, уважении к своему народу, гордости за его боевые и трудовые успехи, культурные достижения, заботливом отношении к людям, бережном отношении к результатам их труда, природе, желании реализовать в творческой деятельности свое отношение к Родине.

На занятиях по частным методикам преподавания в начальной школе студенты учатся использовать региональный материал в рамках того или иного предмета.

Например, на занятиях по методике преподавания русского языка студенты разрабатывали фрагменты и конспекты уроков, целью которых было обогащение словарного запаса младших школьников на основе расширения знаний учащихся об истории, культуре и природе Ульяновской области.

В ходе изучения раздела «Каллиграфия» студенты подбирали материал для минутки чистописания по темам: «Растительный мир Ульяновской области» (растения, занесённые в Красную книгу Ульяновской области) во 2 классе, «Топонимы Ульяновской области» в 3 классе. Прописывая топонимы родного края, младшие школьники узнают необходимые сведения о населенных пунктах, реках, озерах, горах, находят их на карте области, рассматривают, в каком районе области они находятся. Для уроков по развитию речи младших школьников студенты отбирали тексты регионального содержания для написания сочинений и изложений.

Таким образом, на уроках русского языка решалось несколько задач: закреплялось правописание имен собственных, расширялся кругозор учащихся, создавались предпосылки для формирования патриотических чувств младших школьников, расширялся словарный запас школьников, совершенствовались речевые умения.

На занятиях по методике преподавания начального курса математики студенты разрабатывали задачи с региональным содержанием. В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры младших школьников можно рассматривать текстовые задачи. Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.

Студентам необходимо изучение возможностей внеурочной работы с младшими школьниками. К примеру, дисциплина «Методика и технология работы педагога дополнительного образования» предусматривает рассмотрение тематики краеведческой работы в начальной школе, формы и методы проведения занятий - экскурсии, сценические представления исторических событий, игровые формы. Они прорабатываются во время практических занятий, которые позволяют научить студентов различным формам проведения занятий и приобрести практические умения, которые могут быть использованы в ходе педагогической практики. В рамках данного спецкурса студенты учились проектировать программы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Дисциплина методической подготовки «Современные методические системы обучения в начальной школе Ульяновской области» знакомит студентов с программами начальной школы и методическими системами. В рамках данного курса рассматривается Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Студенты знакомятся с возможностями использования регионального материала, заложенными в каждой программе.

Особое место в подготовке студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников занимает обучение будущих учителей организации проектной деятельности. В рамках курса «Теоретические основы организации обучения в начальных классах» студенты изучают методику организации проектной деятельности младших школьников, методику педагогического руководства проектной деятельностью учащихся. Будущие учителя самостоятельно разрабатывают проектные задания и задачи по изучению родного города для младших школьников.

Подготовка студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников наиболее эффективно проводится в ходе педагогической практики. Для студентов, проходящих педагогическую практику, предлагались методические рекомендации по воспитательной работе, проведению уроков с использованием регионального материала, совместно с ними определялись ориентировочные направления воспитательной работы, тематика уроков, воспитательных мероприятий и классных часов, обсуждались образцы конспектов, сценариев и программ воспитательных мероприятий.

Таким образом, в процессе формирования патриотических качеств у школьников значительное место принадлежит учителю. Поэтому патриотическое воспитание необходимо начинать именно со студентов - будущих педагогов. Важность и необходимость подготовки студентов к использованию регионального материала в патриотическом воспитании школьников обусловлена современными политическими, социально-экономическими и нравственными проблемами российского общества, разрешение которых во многом зависит от правильного понимания задач и целей патриотического воспитания, направленного на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, своей Малой Родине; участием в социально-полезной деятельности на благо своего края, стремлением содействовать прогрессивному развитию страны и региона.

Рецензенты:

  • Никитина Н.Н., д.п.н., профессор кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
  • Арябкина И.В., д.п.н., профессор кафедры методик начального образования, декан педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Белоногова Л.Н. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5287 (дата обращения: 13.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074