При подготовке специалиста в педагогическом вузе необходимо учитывать как специфику, так и многоплановость каждой специальности. Важным компонентом профессиональной деятельности учителя технологии является его работа по организации и руководству творческо-конструкторской деятельности учащихся. Подготовка к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущих учителей технологии, так как в силу своей профессиональной направленности учитель вообще, а учитель технологии особенно, является руководителем и организатором деятельности учащихся. Современный учитель технологии должен уметь не только преподавать материал, но и владеть умением организовывать научно-исследовательскую и творческо-конструкторскую деятельность учащихся.
Материал и методика исследований. Создавая модель формирования готовности будущих учителей технологии к руководству творческо-конструкторской деятельностью учащихся, мы руководствовались определением, данным Е.В. Романовым, который под педагогической моделью понимает «обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отражает и репрезентирует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования»[4].
При конструировании модели мы исходили из необходимых и достаточных условий существования модели, которые были сформулированы В.А. Штоффом:
- между моделью и оригиналом имеется отношение сходства, форма которого явно выражена и точно зафиксирована (условие отражения и уточнения аналогии);
- модель в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта (условие репрезентативности);
- изучение модели позволяет получить информацию об оригинале (условие экстраполяции) [5].
Проектирование модели формирования готовности будущих учителей технологии к руководству творческо-конструкторской деятельностью учащихся происходило в два основных этапа.
Первый этап включал в себя анализ процесса формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, сложившейся в системе современного педагогического образования. Для этого были выполнены следующие действия: представление системы подготовки в виде совокупности элементов; последовательное обследование каждого элемента; синтез понятийной модели. Синтез понятийной модели строился на основе анализа и обобщения знаний о системе формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, который предполагал изучение теоретической и методической литературы по теме, наблюдение реального процесса подготовки будущих учителей к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся с определением методологических закономерностей, принципов, категорий (системный анализ структуры подготовки, механизмы организации и управления, компетентностный подход к профессиональному образованию, определение структурных компонентов готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся как интегративной профессиональной характеристики педагога и т.д.).
На втором этапе была проведена работа по трансформации понятийной модели в структурную модель. На этом этапе моделирования нами были определены основные структурные единицы и составные элементы процесса формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, установлено их иерархическое соотношение, выявлена совокупность связей между элементами системы и характером их взаимодействия. Формирование профессиональной готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся рассматривается нами как сложный, нелинейный, неравновесный процесс, позитивная динамика которого зависит от диалектической взаимосвязи и взаимодействия определяющих его внутренних и внешних факторов.
Внутренние (субъективные) факторы связаны с исходным уровнем развития у самого учителя основных компонентов творческой деятельности: системой ценностных ориентаций, определяющих его отношение к творческой деятельности; его собственной активности в ее освоении; динамичности, открытости новому опыту и стремления к изменениям в профессиональной и личностной сферах.
В качестве внешних (объективных) факторов выступают требования профессиональной деятельности и окружающая социокультурная среда (на момент обучения это, прежде всего, характер и качество организации конкретной образовательной среды в вузе). Насыщение этой среды элементами творческой деятельности, ее ориентация на освоение студентами творчески-ориентированных технологий педагогической деятельности, направленных на усиление и обеспечение творческого характера образовательного процесса, являются важнейшими объективно-субъективными факторами формирования профессиональной готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.
В разработанной модели процесс формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся представляется как целостная система с множеством взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство.
Основополагающим компонентом данной системы является цель - формирование готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся. Готовность будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся определяется нами как совокупность мотивов профессиональной деятельности, связанных с организацией творческо-конструкторской деятельности, усвоенных знаний о сущности творческо-конструкторской деятельности и закономерностях ее организации в процессе обучения, а также гностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных и рефлексивных умений, необходимых для организации творческо-конструкторской деятельности учащихся (рис. 1).
Рис. 1. Модель процесса формирования готовности учителя технологии и предпринимательства к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся
Разрабатывая модель процесса формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, мы в нашем эксперименте решали ряд задач, имеющих как теоретическое, так и практическое значение:
- формирование у будущих учителей технологии мотивов профессиональной деятельности, связанных с организацией творческо-конструкторской деятельности учащихся и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельности;
- формирование базовых научно-педагогических знаний учителя о сущности творческой деятельности, о её закономерностях, принципах и технологиях;
- овладение ими уровнем общепедагогических, методических, специально-предметных знаний, а также гностическими, проектировочными, конструктивными, организационными и коммуникативными умениями, необходимыми для эффективной организации творческо-конструкторской деятельности учащихся;
- формирование рефлексивной позиции по оценке готовности к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.
В основу процесса формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся были положены следующие принципы:
- Принцип системности и оптимальности, который предполагает соответствие целей, содержания, форм, методов, средств формирования названной готовности и оценивания результатов этого процесса. Системность, целостность данного процесса во многом обеспечивается развитием теоретических и методологических оснований, их анализом, осмыслением.
- Принцип активизации творческих способностей будущего учителя технологии.
- Принцип нелинейного управления процессом формирования профессиональной готовности будущего педагога к организации творческо-конструкторской деятельности, который предполагает, прежде всего, опору на вариативность, многообразие ресурсов образовательной среды, широкое действие в ней нелинейных механизмов; нелинейное управление обеспечивается открытостью, гибкостью, многозначностью и многообразием предлагаемых студенту способов творческой самореализации в образовательной среде, созданием условий для открытого профессионального диалога, взаимодействия, проявления инициативы и индивидуальности [2].
- Принцип учета ограниченности ресурсов, суть которого состоит в следующем: так как ресурсы и потенциал образовательной среды вуза в аспекте освоения педагогической деятельности ограничены, стратегия формирования готовности предполагает оптимальный выбор и комбинирование ресурсного обеспечения процесса формирования готовности будущего педагога к организации творческо-конструкторской деятельности, в частности, через широкое использование педагогической и учебной практик студентов как важного средства формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся; внедрение в учебный процесс факультета технологии и профессионального образования спецкурса «Основы организации творческо-конструкторской деятельности учащихся».
- Принцип связи теории и практики в процессе формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся предполагает не только овладение будущим учителем технологии и предпринимательства общепедагогическими, методическими и специально-предметными знаниями о сущности творческо-конструкторской деятельности учащихся, но и овладение способами ее организации с использованием различных педагогических технологий.
Проектируя процесс формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, в содержании подготовки были выделены инвариантный и вариативный компоненты.
Инвариантный компонент определен Государственном образовательным стандартом по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» и включает следующие дисциплины, в рамках изучения которых может осуществляться подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся: «Психология» (общая, возрастная, педагогическая), «Педагогика», «Методика обучения технологии», «Методика преподавания декоративно-прикладного творчества», «Проектные технологии в обучении», «Внеклассная работа по технике и труду в образовательном учреждении», «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества», «Художественная обработка материалов». В рамках данных дисциплин мы попытались вычленить содержательный компонент, значимый для подготовки будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.
Вариативный компонент был представлен спецкурсом « Основы организации творческо-конструкторской деятельности учащихся», который был разработан и апробирован в течение 2008-2010 гг. на факультете технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Он является интегрированным курсом, объединяющим знания, полученные студентами при изучении дисциплин психолого-педагогической подготовки, естественнонаучных, общетехнических, технологических, графических и творческо-конструкторских дисциплин. В процессе изучения спецкурса ранее приобретенные знания включались в формирующую их систему, способствуя более глубокому осмыслению и прочному усвоению знаний и умений.
Содержание спецкурса разрабатывалось на основе данных проведенных нами теоретических исследований, в соответствии с которыми подготовка к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся должна быть основана на раскрытии внутренних механизмов, обеспечивающих успешность творческо-конструкторской деятельности учащихся (формирование мысленного образа продукта творческо-конструкторской деятельности, его реализация в материале, критический анализ готовой работы и внесение изменений, дополнений, исправление ошибок). Такая подготовка должна формировать умение моделировать процесс творчества у учащихся, развивать творческий подход к процессу обучения технологиям - выбору заданий, методов и приемов обучения, а не вооружать готовыми методическими приемами и рекомендациями. Она реализуется через осознание конкретных этапов процесса творческо-конструкторской деятельности, с одной стороны, и через творческий подход к созданию продукта, с другой.
Опыт показывает, что теоретические знания основ организации творческо-конструкторской деятельности, полученные студентами в ходе изучения курса, не могут быть непосредственно использованы в педагогической практике. Необходима особая методологическая и дидактическая работа по их трансформации в знания учебные и профессиональные, в ходе которой у будущего учителя технологии появится возможность обнаружить это знание в собственной деятельности, построенной по образцу и подобию реальной. Все сказанное и определяет требования, предъявляемые к отбору технологий формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.
В качестве основы для классификации технологий формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся был использован контекстный подход, теоретические основы которого были сформулированы А.А. Вербицким[1].
В ходе формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся были использованы в качестве приоритетных следующие технологии: технологии когнитивного инструктирования, технологии проблемного обучения, в том числе эвристические технологии, технологии учебного проектирования, технология изучения конкретных случаев (case-study), технология портфолио.
Значимым компонентом модели формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся является мониторинг. Предметом мониторинга являлась готовность педагога к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся как интегративная профессиональная характеристика педагога, характеризующая уровень его профессионального развития.
Главным моментом мониторинга являлась диагностика динамики готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся и внесение соответствующих коррективов в процесс профессионального развития личности.
Результаты исследования и их обсуждение. Достижение высокого уровня сформированности готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся может быть осуществлено только при построении их профессиональной подготовки как целостной системы. В связи с этим нами была разработана модель процесса формирования готовности учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, которая включает в себя целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, а также конкретизирует принципы и технологии, определяющие эффективность формирования готовности учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.
Резюме. Разработанная модель процесса формирования готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся отражает целостный процесс, поскольку ни один из компонентов данной модели, взятый отдельно, не достигает заданной цели. Каждый компонент модели решает конкретную задачу, а их совокупность достигает результат - формируется новое профессиональное качество будущего учителя технологии - готовность к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.
Рецензенты:
- Комелина В.А. д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
- Морова Н.С. д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Чупряков И.С., Максимова О.Г. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5275 (дата обращения: 08.12.2024).