В связи с этим на подготовительном факультете для иностранных граждан Ростовского государственного медицинского университета была разработана научно обоснованная модель организации и управления учебно-воспитательным процессом - система норм педагогической деятельности, так называемый стандарт, нацеленный на решение, в первую очередь, двух основных взаимосвязанных проблем.
Решением первой проблемы в условиях интеграции образовательного пространства явилась разработка модели выпускника подготовительного факультета медико-биологического профиля и создание на ее основе научно обоснованных кафедральных планов и программ.
Вторая проблема определяет принципы построения методик обучения и воспитания. Чрезвычайно важной является разработка норм педагогической деятельности - единых кафедральных и общефакультетских «стандартов» - нормативных требований к лекциям, практическим занятиям, учебным пособиям; реализация компетентного, модульного, контекстного подходов в условиях современных форм организации образовательного процесса; обновление программно-технологического обеспечения; утверждение гуманистического приоритета в образовательных целях - личностного и профессионального развития будущих специалистов из различных стран мира.
В рабочих программах, созданных коллективами кафедр подготовительного факультета РостГМУ, в каждом разделе дисциплины указаны знания и умения, приобретаемые учащимися по данной дисциплине и по языку специальности. Соблюдается тесная связь между учебными планами кафедр и программами; согласовано содержание программ довузовского и вузовского обучения на кафедрах нормальной анатомии и медицинской биологии и генетики и кафедре медицинской и биологической физики РостГМУ.
Эти программы были предложены в качестве основы при составлении Типовых программ и Стандартов довузовской подготовки иностранных учащихся медико-биологического профиля.
В последние годы в образовательном процессе широко применяется технология модульного обучения, цель которой - создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей иностранных учащихся. Как показывает наш опыт, применение данной технологии позволяет активизировать познавательную деятельность, помогает учащимся легче усваивать учебный материал, создает условия для творческого развития и самовыражения личности [4; 5].
В связи с этим на кафедре общей биологии и анатомии подготовительного факультета РостГМУ содержание программы разделено на 5 модулей. Каждый модуль содержит цели и задачи, междисциплинарные связи, перечень знаний и навыков, формируемых в результате изучения модуля.
К каждому модулю прилагаются: список основных понятий с переводом на английский язык, лексико-семантические конструкции, разработанные совместно с кафедрой русского языка, тестовые задания разного уровня сложности, задания для самостоятельной работы с методическими указаниями, темы рефератов для студентов с хорошей успеваемостью, контрольные вопросы для самопроверки, самостоятельные задания.
Краткое оглавление модулей программы:
- первый модуль: введение в биологию;
- второй модуль: многообразие органического мира;
- третий модуль: царство Животные;
- четвертый модуль: анатомия с элементами физиологии человека;
- пятый модуль: общая биология и генетика.
Модульная образовательная программа по физике состоит из учебного плана и его восьми модулей:
- первый модуль: механика;
- второй модуль: молекулярно-кинетическая теория и основы термодинамики;
- третий модуль: электростатика;
- четвертый модуль: постоянный электрический ток;
- пятый модуль: электромагнетизм;
- шестой модуль: механические колебания и волны, звук;
- седьмой модуль: электромагнитные колебания и волны, переменный электрический ток;
- восьмой модуль: геометрическая и волновая оптика, элементы физики атома и атомного ядра.
Для успешной реализации современных образовательных технологий на кафедрах факультета созданы учебно-методические комплексы (УМК), которые, помимо учебной программы, содержат методические указания студентам по изучению дисциплины, учебники и учебные пособия, словари и справочную литературу, перечень лабораторных работ с методическими указаниями, вопросы к экзамену. Учебно-методический комплекс, воплощающий в себе технологию формирования профессиональной и коммуникативной компетенции, является импульсом поддержания у студентов интереса к самому процессу обучения, формирования убежденности в необходимости знания предмета на русском как иностранном языке.
Составной частью УМК на кафедре общей биологии и анатомии являются «Пособие по биологии» информационного характера (М., 2004) и «Пособие по биологии для подготовки к тестированию для довузовского обучения (медико-биологический профиль)» (М., 2008), т.е. пособие по целенаправленному, систематизированному тест-контролю. Оба пособия имеют гриф МЗ РФ [6; 7]. Учебное пособие по анатомии с элементами физиологии способствует формированию у иностранных студентов профессиональных важных качеств, знаний и умений [8]. Приобретению навыков работы с «Атласом нормальной анатомии человека» на основном факультете содействуют «Справочно-иллюстративные материалы по анатомии человека», составленные преподавателями кафедры общей биологии и анатомии подготовительного факультета.
Решающим здесь является то обстоятельство, что по мере освоения курсов естественно-научных дисциплин (биологии, физики) за их содержанием начинают «просвечиваться» контуры профессиональной реальности, появляется ощущение приближения к ней. Так, знания о вирусах, бактериях и гельминтах создают хорошую основу для усвоения в последующем соответствующего материала по микробиологии, вирусологии и паразитологии. Применение ультразвука в терапии и для акустической локации различных органов (УЗИ), знакомство с фонокардиографией, биологическое действие радиоактивных излучений, понятие о гальванизации и лекарственном электрофорезе и т.д. - вот отдельные примеры включения в курс физики подготовительного факультета медико-биологических знаний. Именно эта сторона учебных дисциплин, вводящая студентов в область профессиональных интересов, является наиболее значимой для них и наиболее вариабельной.
Наш опыт работы показывает, что использование в учебном процессе технологии контекстного обучения способствует соединению учебной деятельности академического типа с будущей профессиональной деятельностью [9].
Приведем некоторые примеры изучения учебных тем по предметам в классической, традиционной форме с применением контекстного подхода.
1. Электромагнитные колебания и волны |
|||
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства. Шкала электромагнитных волн |
Применение колебательного контура в медицинских приборах и аппаратах. Воздействие переменным магнитным полем и использование возникающих при этом вихревых токов для прогревания биологических тканей и органов лежит в основе лечебного метода - индуктотермии. Воздействие переменным электрическим полем ультравысокой частоты лежит в основе физиотерапевтического метода УВЧ-терапии. Воздействие электромагнитными волнами; физиотерапевтические методы, основанные на применении электромагнитных волн СВЧ-диапазона, - микроволновая терапия и ДЦВ-терапия. Инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское излучения; их применение в медицине |
||
2. Источники кровоснабжения и иннервации внутренних органов |
|||
Орган |
Основные источники кровоснабжения |
Основные источники иннервации |
|
Сердце |
Правая и левая венечные, или коронарные, артерии (ветви восходящей аорты) |
Ветви симпатического ствола (содержат афферентные и эфферентные симпатические волокна): а) верхний шейный сердечный нерв (от верхнего шейного узла); б) средний шейный сердечный нерв (от среднего шейного узла); в) нижний шейный сердечный нерв (от нижнего шейного узла); г) грудные сердечные нервы (от грудных узлов). Сердечные ветви блуждающего нерва отходят от шейного и грудного отделов нерва. Ветви образуют сердечные нервные сплетения |
При изучении данного предмета на подготовительном факультете иностранные учащиеся убеждаются, что анатомические знания необходимы для полноценной теоретической и практической подготовки будущих медиков, т.к. на их основе строится последующее изучение ряда медико-биологических и клинических дисциплин.
Применение контекстного подхода в обучении нашло свое отражение в материалах учебников и учебных пособий, созданных педагогическим коллективом подготовительного факультета РостГМУ и входящих в состав УМК.
Работа над учебно-методическим комплексом проводится в тесном контакте с преподавателями русского языка. Такой подход с учетом методических принципов в обучении языку специальности способствует более быстрой адаптации иностранных учащихся, развитию предметно-речевой компетенции, что проявляется в успешном усвоении знаний по предметам и развитию речи в учебно-научной сфере общения [10].
Модернизация системы высшего образования, как показывает инновационный российский и зарубежный опыт, предполагает повышение роли самостоятельной работы студентов (СРС). Организация СРС является важной и одновременно сложной проблемой. Важность ее связана с новой ролью, которую она приобретает в связи с переходом на деятельностную парадигму образования. Сложность связана, в первую очередь, с начальным этапом обучения иностранных граждан в медицинском вузе на неродном (русском) языке, а также неоднородностью контингента учащихся, приезжающих из разных стран мира, с различной культурой, вероисповеданием, жизненным опытом, базовой подготовкой по учебным предметам.
Самостоятельная работа иностранных учащихся - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.
Работа по формированию умений и навыков самостоятельного использования учебника проводится преподавателями кафедр систематически, на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, осмыслении и закреплении знаний, выполнении и проверке домашнего задания, изучении устройства и принципа действия приборов, при подготовке к лабораторным и практическим занятиям, а также к рубежному и итоговому контролю знаний.
Предложенные преподавателями конкретные задания: ответы на контрольные вопросы по изученному тексту учебника; выбор правильного ответа из нескольких предложенных; самостоятельное решение количественных, качественных и графических задач; установление соответствия; открытые задания, требующие написание определения понятия, формулировки законов, знание терминов и т.д., влекут за собой появление мотивационной установки. Под влиянием мотивационных возбуждений данные задания стимулируют аналитико-синтетическую деятельность студентов, в которой ведущую роль играют мыслительные процессы, что приводит к повышению эффективности обучения [11].
Самостоятельная работа студентов способствует формированию профессиональной компетентности, обеспечивает процесс развития навыков самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности. Опыт преподавания на кафедрах русского языка, физики и математики, биологии и анатомии подготовительного факультета РостГМУ показывает, что при систематическом выполнении самостоятельной работы с использованием специально подготовленных дидактических материалов повышаются качество и прочность усвоения иностранными учащимися знаний по предметам, развиваются познавательные процессы, мыслительная и речевая деятельность, активизируются внимание и память, что способствует интенсификации процесса обучения.
В образовательной практике подготовительного факультета по обучению иностранных граждан РостГМУ средством оптимизации учебной деятельности студентов и организации их самостоятельной работы выступает рейтинг учебных достижений.
Основными видами деятельности, оцениваемыми в ходе рейтинга, являются учебно-познавательная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, социальная активность студента, личностно развивающие виды работ (например, участие в диспутах, заседаниях кружков, научных студенческих конференциях, в проведении олимпиады по предмету и т.д.).
Рейтинг является накопительным. Итоговый обязательный рейтинг каждого студента состоит из максимального годового рейтинга и максимального экзаменационного рейтинга, полученного им на итоговом экзамене по конкретной дисциплине. Оценка (отметка) студента по предмету определяется его итоговым рейтингом путем соотнесения балльной шкалы с рейтинговой оценкой.
Опыт работы кафедр подготовительного факультета по обучению иностранных учащихся РостГМУ показывает, что активное и широкое применение новейших технологий в образовательной практике, использование инновационных подходов в преподавании - не самоцель, а средство повышения педагогического мастерства преподавателей и эффективности работы студентов в достижении более высоких образовательных результатов в системе их будущей профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Терентьев В.П., д.м.н., профессор, зав. кафедрой внутренних болезней Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.
Хлопонин П.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Елизарова Л.Ю., Олешко Т.В., Саямова В.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5264 (дата обращения: 28.04.2025).