Одним из наиболее перспективных на сегодняшний день вариантов учета индивидуальных особенностей организма ребенка является конституциональный подход [1,9]. Системный портрет детей трех основных конституциональных типов (центровертивного, экстравертивного и интровертивного) основывается на характеристиках морфологической, вегетативной и психической организации ребенка и определяется следующими признаками. Дети-центроверты обычно имеют дигестивный или макросоматический типы телосложения, средние показатели развития силовых, скоростных качеств и выносливости. Психологический портрет характеризуется эмоциональной стабильностью, средними показателями агрессивности, социальной активности, разносторонней одаренностью, коммуникабельностью. При исследовании состояния вегетативной нервной системы выявляется эйтония. Для детей-экстравертов характерен мезосоматический тип телосложения, тенденция к брахикрании, опережение биологического возраста по отношению к паспортному, высокие скоростно-силовые показатели при снижении выносливости. Особенностями нервно-психического развития этих детей являются высокие показатели образного мышления при снижении показателей логики, памяти, внимания, дисциплины. Взрывчато-истеричные черты характера и завышенная самооценка сочетаются с лидерской позицией. Им свойственна симпатикотония с гиперсимпатикотонической вегетативной реактивностью. Дети-интроверты характеризуются астеническим типом телосложения с тенденцией к дефициту массы тела, имеют долихоцефалическую форму черепа. Моторная организация характеризуется невысокими показателями скорости, силы при хорошей выносливости. Для них характерны высокие показатели памяти, внимания, логического мышления, дисциплины, но, вместе с тем, склонность к снижению самооценки и настроения, тревожно-фобическим реакциям. У детей данного конституционального типа преобладает исходная ваготония с асимпатикотонической реактивностью [1].
Учет особенностей психосоматической конституции успешно реализуется для оптимизации ведения детей с различными заболеваниями [9]. Тем не менее, остается неизученным вопрос об особенностях адаптации к школе и факторах, определяющих нарушения здоровья при ее неблагоприятном течении, у детей различных конституциональных типов.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей адаптации к началу школьного обучения детей разных типов психосоматической конституции.
Материалы и методы. Дана оценка адаптации к школе за первое полугодие ста первоклассников.
Определение конституциональной принадлежности ребенка проводилось путем анкетирования родителей и педагогов по специальной анкете «Шкала оценки направленности психической активности» (ШОНПА) [6]. В результате все обследованные были разделены на три группы: первая группа (51 ребенок) имела центровертивный, вторая группа (24 ребенка) - экстравертивный и третья группа (25 детей) - интровертивный конституциональный тип.
Наблюдение за адаптацией к школе проводилось по разработанным медицинским и психолого-педагогическим критериям. С медицинской точки зрения оценивались: динамика массы тела первоклассников, острота зрения, состояние осанки, уровень артериального давления. Кроме того, выявлялись невротические реакции (путем анкетирования родителей) и случаи учащения острой респираторной заболеваемости. Психолого-педагогические критерии включали в себя оценку эмоционально-поведенческих реакций, успеваемости и социометрического статуса школьников [6].
Результаты исследования. Оценивая в целом эмоционально-поведенческие реакции учащихся, мы установили, что при общей позитивной динамике в первом полугодии наименьшие значения суммарного показателя были характерны для детей-интровертов. Так, в начале обучения у учащихся этой группы суммарный показатель эмоционально-поведенческих реакций составлял 25,4± 2,34 баллов, у детей-центровертов 45,66±4,69 баллов (p< 0,001), у экстравертов 51,08± 4,55 баллов (р< 0,001); к концу первого полугодия, соответственно, 51,16±2,31 баллов и 65,25± 4,14 баллов (р< 0,01), 67,04±4,93 баллов (р< 0,01) (рис. 1).
Рис.1. Динамика суммарного показателя эмоционально-поведенческих реакций (достоверность различий: * - с центровертами, ^ - между интро- и экстравертами, * - р<0,05, **- p<0,01, *** - р<0,001, ^^ - р<0,01, ^^^ - p<0,001)
Анализ отдельных эмоциональных реакций выявил существенные конституциональные различия. Так, у интровертов была отмечена склонность к снижению настроения и выраженности страха, а у экстравертов - к агрессии (рис. 2).
Рис. 2. Характеристика отдельных эмоциональных реакций (достоверность различий: * - с центровертами, ^ - между интро- и экстравертами, * - р<0,05, **- р<0,01, *** - р<0,001, ^ - p<0,05, ^^ - р<0,01, ^^^ - p<0,001)
Различия установлены и в характере поведенческих реакций. Так, интровертам наряду с высокими показателями познавательной деятельности и дисциплины было свойственно снижение двигательной активности и игровой деятельности, ограничение социальных контактов. Экстравертам, напротив, был присущ изначально высокий уровень социальной, двигательной и игровой активности, но, вместе с тем, у них достаточно часто отмечалось снижение дисциплины (рис. 3).
Центроверты по параметрам эмоционально-поведенческих реакций занимали промежуточное положение (рис. 2, 3) .
Конституциональные особенности детей прослежены в частоте возникновения синдромов пограничных нервно-психических расстройств.
Так, в группе интровертов невротические реакции в конце первой четверти выявлялись у всех школьников (100,0 %), в конце второй четверти - у 96,0 % детей, что было достоверно чаще, чем у центровертов (соответственно, 61,0 % и 53,0 %, p< 0,001) и экстравертов (79,2 % и 75,0 %, p<0,05). При этом сочетание двух и более синдромов было свойственно именно интровертам.
В структуре невротических реакций у детей-интровертов преобладал астенический синдром в виде снижения работоспособности, повышенной утомляемости (у 72,0 % школьников в первой четверти и у 62,0 % - во второй). Кроме того, для них было характерно возникновение либо усугубление имевших место до поступления в школу синдрома навязчивых движений и фобического синдрома (рис. 4).
Рис.3. Характеристика отдельных поведенческих реакций (достоверность различий: * - с центровертами, ^ - между интро- и экстравертами, * - р<0,05, **- р<0,01, *** - р<0,001, ^^ - р<0,01, ^^^ - p<0,001)
У экстравертов в период адаптации достоверно чаще (p<0,001) отмечалось появление либо усиление выраженности наблюдавшегося ранее гипердинамического синдрома (у 70,8 % детей в первой четверти и 58,0 % во второй). В группе центровертов было выявлено лишь 15,7 % детей с данным синдромом к концу первой четверти и 7,8 % - к концу второй четверти. В группе интровертов таких детей вообще не было (p< 0,01) (рис. 4).
Среди центровертов невротические реакции были представлены, в основном, в виде соматовегетативных нарушений (у 39,2 % детей в первой четверти и у 27,5% - во второй четверти). Аналогичные симптомы наблюдались также и у значительной части первоклассников других конституциональных типов (в конце первой четверти у 50,0 % экстравертов (p>0,05) и 56,0 % интровертов (p>0,05), в конце полугодия у 37,5 % экстравертов (p>0,05) и 52,0 % интровертов (p< 0,05) (рис. 4). Однако, у центровертов эти нарушения были менее выражены. К концу полугодия во всех группах не было установлено достоверного снижения частоты встречаемости невротических реакций (рис. 4).
Рис.4. Частота выявления отдельных невротических реакций
(достоверность различий: * - с центровертами, ^ - между интро- и экстравертами, * - p<0,05, **- р<0,01, *** - р<0,001, ^ - p<0,05, ^^ - р<0,01, ^^^ - p<0,001)
Среди интровертов в течение первого полугодия обучения была выявлена наибольшая частота случаев недостаточной прибавки массы тела либо ее снижения (в 84,0 % случаев против 64,5 % в группе экстравертов и 54,9 % в группе центровертов, p< 0,01 и p<0,05, соответственно).
Кроме того, в группе интровертов было установлено достоверное увеличение числа острых респираторных заболеваний по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (p< 0,01). В течение первого полугодия дети этой группы болели в два раза чаще, чем экстраверты, и в четыре раза чаще, чем центроверты (рис. 5).
Рис.5. Число ОРЗ в расчете на одного ребенка за первое полугодие обучения в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (достоверность различий: * - с центровертами, * - p<0,05, ** - p<0,01, x - достоверность различий в каждой группе в сравнении с периодом 2010 года, p<0,01)
Выявление случаев нарушения осанки и снижения остроты зрения также было характерно для интровертов. Однако, достоверные различия определялись только для показателей частоты нарушения осанки между интро- и центровертами (16 % против 0 %, p<0,05) .
Контроль за уровнем артериального давления в исследуемых группах не выявил отклонений от возрастных норм.
По данным социометрии было установлено, что большинство центро- и экстравертов имели высокий социометрический статус. При этом почти половина интровертов были не приняты в коллективе или изолированы (48,0 % против 8,3 % в группе экстравертов, (p<0,01) и против 15,7 % в группе центровертов (р<0,01).
Анализ школьной успеваемости не выявил достоверных различий в исследуемых группах. Однако, несмотря на характерные для интровертов в целом высокие показатели познавательной деятельности и дисциплины, неуспевающих среди них было несколько больше (12,0 % против 4,2 % и 2,0 % в группах экстра- и центровертов, соответственно).
Заключение. Таким образом, наше исследование показало, что негативные реакции, характерные для неблагоприятного течения адаптационного периода, в меньшей степени были выражены у центровертов, в большей - у интровертов. Влияние типа психосоматической конституции ребенка на характер течения адаптации к обучению в школе мы связываем с особенностями функционирования регуляторных механизмов у детей с различной психосоматической организацией. У центровертов корково-подкорковые взаимодействия уравновешены, наблюдается исходная эйтония и баланс различных компонентов спектра нейрогуморальной регуляции, что и создает наиболее благоприятные условия для адаптации.
Преобладание нейрогенного канала регуляции, исходная симпатикотония и гиперсимпатикотонический тип вегетативной реактивности экстравертов дают им возможность переносить экстремальные нагрузки, но и создают предпосылки для истощения адаптационных резервов организма.
Исходная ваготония, асимпатикотонический тип вегетативной реактивности и преобладание гуморального канала регуляции не позволяют интровертам обеспечить оптимальное функционирование организма в стрессовой ситуации [1].
Мы полагаем, что выявленные нами конституциональные особенности адаптации детей к школе послужат основой для разработки дифференцированной программы медико-социального сопровождения первоклассников.
Рецензенты:
- Филькина О.М., д.м.н., профессор, заведующая отделом охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздравсоцразвития России, г. Иваново.
- Спивак Е.М., д.м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, г. Ярославль.
Библиографическая ссылка
Зайцева Е.С. ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5256 (дата обращения: 11.05.2025).