Достижения спортсменов, их спортивные результаты, успешность выступления на соревнованиях определяются, главным образом, психофизическим статусом, уровнем тренированности, достигнутой спортивной формой [1; 2; 8]. Недостаточная психофизическая надёжность игрока приводит к проигрышу [4].
Одним из путей решения проблемы повышения работоспособности юных теннисистов является использование тренировочных воздействий на психофизиологические функции.
Возможности реализации функционального потенциала [1; 3; 5; 6] во многом определяют спортивный результат на всех этапах многолетней тренировки [7; 8].
С целью формирования психофизической устойчивости к соревновательному стрессу у юных спортсменов по настольному теннису было изучено воздействие методов психофизической подготовки на надёжность и эффективность выполнения спортивных действий юными теннисистами 12-15 лет.
Методы исследования. Наряду с педагогическими методами использовалось психологическое обследование; определялись скорости зрительно-моторной реакции на стереотип положительных и тормозных раздражителей, быстроты зрительного различия, реакции на движущий объект (РДО); влияние соревновательных эмоций на быстроту действий спортсменов.
Педагогический эксперимент включал занятия по 3 раза в неделю по 1,5 часа каждое, домашние задания со статико-динамической зарядкой из классических упражнений асан-йоги («Сурья-Намаскар»), специальных подготовительных упражнений (имитационные) в выполнении атакующих и защитных ударов перед зеркалом, упражнений, «подводящих» к выполнению ударных и защитных действий, упражнений с мячами и ракеткой, а также элементы психофизических упражнений, направленные на уменьшение и снятие психической напряжённости и оптимизацию эмоционального состояния с помощью простейших методов психической саморегуляции.
Психомоторный аспект самостоятельных занятий заключался в постоянном обдумывании назначения и направленности выполнения упражнений, правильности, быстроте и своевременности их выполнения, самоконтроле своих мышечно-двигательных ощущений.
Организация и управление тренировочным процессом в опытной группе осуществлялись постоянным тренерским составом по разработанной экспериментальной программе, а в контрольной - по общепринятой.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов эксперимента показал, что экспериментальная программа повышения уровня психофизической готовности к действиям в стрессовых условиях спортивной деятельности при помощи специальных физических упражнений (посредством подбора эффективных упражнений, повышающих работоспособность и надёжность игровых действий юных теннисистов) оказала положительное влияние на улучшение психофизиологических и игровых показателей соревновательной деятельности.
Проверка эффективности деятельности испытуемых экспериментальной и контрольной групп в стрессогенных условиях соревнований свидетельствует, что у испытуемых опытной группы, прошедших психофизическую тренировку, повысился уровень надёжности технико-тактических действий в процессе учебно-тренировочных игр
баллы
Испытуемые экспериментальной группы (рис. 1) показали более высокую оперативность принятия решения (на 7%) при меньшей затрате времени на его принятие (на 4 с).
Реакции вегетатики в стрессовой ситуации соревновательной деятельности были выше у испытуемых контрольной группы (рис. 2). Так, частота сердечных сокращений у испытуемых экспериментальной группы до соревнования составляла 81 уд/мин, во время соревнований - 101 уд/мин, после соревнования 87 уд/мин, а у контрольной соответственно: 84-144-115 уд/мин. Частота дыхания составила в экспериментальной группе до соревнования 20, во время соревнований 35 раз/мин, после соревнования 20 раз/мин; в контрольной соответственно: 20-55-20.
Юные теннисисты подросткового возраста (12-15 лет) опытной группы характеризовались более высокой скоростью сенсомоторного реагирования в сравнении с юными спортсменами контрольной группы (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели (М± т) латентных периодов сенсомоторных реакций у испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента
Показатели |
Результат |
||
Экспериментальная n = 16 х±m |
Контрольная n = 16 х±m |
||
Сенсомоторная реакция, м/с |
До |
0,489 ± 0,4 |
0,470 ± 0,5 |
После |
0,427 ± 0,4 |
0,471 ± 0,4 |
|
p |
< 0,05% |
> 0,05% |
Полученные данные указывают на более высокую подвижность нервных процессов у юных спортсменов экспериментальной группы подросткового возраста.
Рядом авторов показано, что спортсмены с меньшим временем двигательной реакции и более высокой лабильностью нервной системы лучше адаптируются к деятельности, протекающей в жестко регламентированных условиях, в эмоционально-стрессовых ситуациях у них отмечается высокая профессиональная надежность [8; 9].
Время РДО является тонким индикатором состояния ЦНС, отражает уровень её тренированности и степень утомления (табл. 2).
Таблица 2 - Динамика скорости реакции на движущийся объект (РДО) испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента (средняя ошибка без учёта знака реакции в усл. ед - 0,01 с.)
Показатели |
Результат |
||
Экспериментальная n = 16 х±m |
Контрольная n = 16 х±m |
||
Реакция на движущийся объект (РДО), мс |
До |
390,9 ± 6,3 |
391,8 ± 1,46 |
После |
356,3 ± 1,3 |
389,0 ± 1,27 |
|
p |
< 0,001 |
> 0,05 |
Из таблицы 2 видно, что до проведения цикла тренировочных занятий психофизиологической направленности средняя ошибка без учёта знака реакции у юных теннисистов опытной группы была почти на том же уровне, что и у спортсменов контрольной (390,2 мс против 391,8 мс).
В конце цикла занятий отмечена разная направленность сдвигов по группам испытуемых - в контрольной группе произошли изменения на 0,7% при Р > 0,05, в опытной группе - на 8,9% при Р < 0,001.
Эти данные указывают на эффективность влияния цикла психофизической тренировки на точность оценки определённых микроинтервалов времени, что важно для занятий настольным теннисом.
Одним из интегральных показателей свойства быстроты и лабильности нервной системы является максимальная частота движений или теппинга (табл. 3).
Таблица 3 - Показатели (М± т) теппинг-теста у испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента в динамике ПЭ (количество постукиваний за 15 сек)
Этапы ПЭ |
В начале |
В конце |
||
Группы испытуемых |
I этап, кол-во постукиваний в покое |
II этап, кол-во постукиваний в соревнов. условиях |
I этап, кол-во постукиваний в покое |
II этап, кол-во постукиваний в соревнов. условиях |
Опытная группа, n = 16 чел. |
32,9 ± 2,02 |
41,9 ± 3,04 |
38,5 ± 2,89 |
47,2 ± 3,47 |
Контрольная группа, n = 16 чел. |
30,5 ± 1,42 |
29,4 ± 1,24 |
31,9 ± 1,86 |
32,2 ± 1,94 |
По мнению Е.П. Ильина [9], максимальная частота теппинга является показателем скоростного аспекта психомоторной активности, имеет выраженную связь с частотой медленных ритмов, что позволяет использовать этот показатель для оценки уровня общей активности.
Быстрота зрительного различения является спортивно важной функцией зрительного анализатора, по которому можно судить о резерве времени подготовки выполнения спортивного приёма (табл. 4).
Таблица 4 - Пороги быстроты зрительного различения у теннисистов опытной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента (%)
Этапы эксперимента |
В начале ПЭ |
В конце ПЭ |
||||||||
Группы испытуемых |
Экспозиции кольца Ландольта (сек) |
|||||||||
|
1,0 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
0,04 |
1,0 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
0,04 |
Опытная группа 16 чел. |
100 |
100 |
75,8 ±4,3 |
13,6 ±4,9 |
1,5 ±3,9 |
100 |
100 |
91,6 ±3,1 |
22,2 ±5,3 |
3,3 ±2,7 |
Контрольная группа 16 чел. |
100 |
100 |
70,0 ±6,6 |
9,1 ±4,1 |
1,1 ±2,9 |
100 |
100 |
75,0 ±4,2 |
9,4 ±3,7 |
1,3 ±2,9 |
В проведенном нами эксперименте быстрота зрительного различения увеличивается в экспериментальной группе (так, на экспозиции 0,2 с разница составила 15,8% (Р<0,05)), что свидетельствует об увеличении лабильности и возрастании скорости психических процессов. Этот факт находит подтверждение в ряде исследований, где было показано, что лабильность нервной системы, оцениваемая по быстроте зрительного различения, положительно коррелирует со скоростью психических процессов, со скоростными характеристиками психической активности [10].
Улучшение тренированности сопровождается, как правило, снижением величины тремора [9].
Уровень физиологического тремора теннисистов контрольной и экспериментальной групп представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Динамика изменения физиологического тремора испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента
Показатели |
Результат |
||
Экспериментальная n = 16 х±m |
Контрольная n = 16 х±m |
||
Динамика физиологического тремора, кол. касаний |
До |
36,4 ± 0,3 |
34,8 ± 0,38 |
После |
37,9 ± 0,3 |
34,1 ± 0,19 |
|
t |
3,70 |
1,77 |
|
p |
< 0,01 |
> 0,05 |
У опытной группы отмечен значимый сдвиг в сторону снижения уровня физиологического тремора при Р<0,01 без существенных изменений в контрольной группе.
Таким образом, на уровень физиологического тремора, отражающий нервно-мышечные координации организма, цикл психофизиологической подготовки повлиял в положительную сторону.
Таким образом, было получено подтверждение исходной гипотезы о возможности существенного повышения игровой надёжности в стрессовых ситуациях юных спортсменов за счёт направленной психофизической подготовки посредством специально подобранных упражнений.
Выводы. Таким образом, экспериментальная программа повышения уровня психофизической готовности к действиям в стрессовых условиях спортивной деятельности при помощи специальной технологии совершенствования психофизической надёжности игровых действий юных теннисистов оказала положительное влияние на улучшение ведущих свойств психомоторики и игровых показателей соревновательной деятельности.
Проведенные исследования указывают на то, что психофизическая подготовка является одним из мощных формирующих средств системной подготовки юных теннисистов и должна занять важное место в системе формирования спортивного мастерства. Данный факт имеет большое значение, так как психофизическая подготовка в этом случае «работает» в комплексе всех средств тактико-технической подготовки, образуя кооперативное целое, без права исключения ее из этой целостности. Спортсмен в процессе тренировки должен адаптироваться к психофизиологическому напряжению, так же как он адаптируется к физическим нагрузкам, а для этого психофизиологическую напряженность необходимо предусмотреть в тренировочных циклах, чтобы реакция на стрессовую ситуацию включалась в стереотип освоенных игровых действий.
Рецензенты:
- Макеева В.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» Орловского государственного университета, г. Орел.
- Ямалетдинова Г.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки Гуманитарного университета, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Барчукова Г.В., Полиевский С.А., Фам Вьет Хунг СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5238 (дата обращения: 11.05.2025).