Формирование инновационной позиции психолога образования связано с потребностью образовательной практики в экспертизе уровня развития составляющих инновационного образования (среда, обучающий, обучаемые), оценке коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки и определения эффективности. В профессиональной деятельности психолога образования возникла необходимость в применении полученных знаний к различным областям психолого-педагогической инноватики: кадровые и социально-педагогические процессы, инновационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде; выбор адекватных методик диагностики уровня личностного и познавательного развития учащихся дошкольных, средних и высших учебных заведений, включенных в систему инновационного образования. Одной из нерешенных проблем в работе психолога образования является овладение методами диагностики профессионально важных качеств педагога-новатора, его социальной зрелости, социальной группы как субъекта инновационного процесса.
Несмотря на значительное расширение исследований в этой области, противоречие между запросом современного общества на компетентного психолога образования и недостаточным уровнем реальной готовности выпускников вузов к сопровождению инновационной деятельности в сфере образования все более обозначается. В полной мере это относится и к личностно-профессиональному развитию психолога, в частности, в его инновационной направленности и позиции по отношению к вводимым образовательным новшествам.
Таким образом, формирование инновационной позиции психолога образования представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему, заключающуюся в поисках ответов на вопросы: каковы механизмы и условия становления будущего психолога образования как субъекта инновационной профессиональной деятельности; какие образовательные технологии обеспечат формирование инновационной позиции будущего психолога образования.
Понятие «инновационная позиция» раскрывает отношение субъекта к различным нововведениям во всех сферах человеческой жизни, свою особую точку зрения к этому, способность рационально определить положительные и отрицательные стороны любого новшества. Инновационная позиция психолога в системе образования отражает полноту и уровень самоосуществления себя в профессии. Она позволяет ему ощущать себя активным субъектом инновационных процессов и переживать свою целостность и тождественность.
Данное понятие включает в себя две сущностные характеристики: смысловое наполнение понятия «инновация» и систему отношений личности к новшествам, обозначаемую словом «позиция».
Н.А. Давитовская отмечает, что позиция личности - устойчивая, внутренне осознанная система отношений личности к обществу, другим лицам и самому себе, обусловленная системой социальных ценностей [3].
Слово же «инновация» происходит из латинского языка: in - в, novus - новый, и в переводе означает обновление, изменение, новинку [2].
Исходя из этого в общем плане, инновационную позицию можно представить как систему установок личности, отношений, взглядов, представлений, ценностей, возникающих в процессе инновационной деятельности.
Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить четыре компонента инновационной позиции: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, операциональный.
Мотивационно-ценностный компонент проявляется в потребности личности заниматься той деятельностью, которая приносит удовлетворение. Потребности определяют мотивацию личности в процессе становления его инновационной позиции. Мотивация личности непосредственно связана с системой ценностей, которыми эта личность обладает. Данный компонент инновационной позиции личности определяет направление преобразований в личности, а содержание компонента реализуется через самоактуализацию. Инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в профессиональной деятельности психолога образования, т.к. только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит психологическое сопровождение этой деятельности и самораскрытие личности. Мотив осуществляет побудительную, направляющую, смыслообразующую и стимулирующую функции.
Особую значимость мотиву придает личностный смысл. Личностный смысл является одним из образующих систему индивидуального сознания. Связанный с мотивацией, личностный смысл оценивает жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Личностный смысл представляется повышенной субъективной значимостью объекта, значимостью действий, поступков, ценностей, т.е. тем, ради чего совершается деятельность.
Когнитивный компонент проявляется в обретении человеком знаний о самом себе, а также соотнесении этих знаний с социальными требованиями и нормами. В процессе взаимодействия с окружающим миром происходит самопознание человеком себя. Важнейшим условием для самопознания является рефлексия. Рефлексия вырабатывает такие качества, как: самокритичность, восприимчивость к чужому мнению. Следовательно, данный компонент выражается в познании и понимании личностью сущности своего «Я».
Эмоциональный компонент является неотъемлемой частью инновационной позиции личности. С помощью эмоций человек отражает отношение к различным явлениям, процесс протекания которых выражается интенсивностью, деятельностью. Внешнее выражение эмоций представлено в мимике, речи, пантомимике.
Операциональный компонент связан с реализацией инновационной активности. Одним из уровней регуляции выступает саморегулирование поведения субъекта. К. А. Абульханова-Славская выделяет три уровня развития саморегуляции, представляющих соотношение внешнего (требований к выполнению деятельности) и внутреннего (свойства личности) [1]. На первом уровне личность согласовывает свои особенности с нормами деятельности; на втором - совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей; на третьем уровне, личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности.
Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей формирования основных компонентов инновационной позиции у студентов - будущих психологов образования. В исследовании приняли участие студенты психологического факультета выпускных курсов.
В качестве конкретных методик для изучения психологических условий формирования инновационной позиции у студентов были использованы следующие: авторская анкета «Отношение к инновациям»; тест О. В. Козловского «Интеллектуальная лабильность»[5], тест ценностных ориентаций М. Рокича [4], тест самоактуализации САТ [7], методика уровня субъективного контроля [6], сочинение «Мое профессиональное будущее».
В ходе эмпирического исследования было установлено, что менее сформированные компоненты инновационной позиции - мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный; недостаточно развиты все характеристики инновационной позиции; у студентов не сформированы представления о специфике работы в инновационных образовательных учреждениях; нет устойчивого представления о роли педагога-психолога как участника инновационного процесса; нет четкого представления о сопровождении инновационного процесса в образовательных учреждениях, большинство испытуемых обладают низким уровнем саморегуляции поведения; студенты не всегда способны понять чужую точку зрения, уважать другие взгляды, отстоять свое мнение, быть ответственными за свои действия и поступки, уверенными в себе, терпимы.
Исходя из полученных данных, в ходе эмпирического исследования мы определили основные направления работы в процессе формирующего эксперимента: усилить развитие всех характеристик инновационной позиции; повысить уровень знаний студентов-психологов об особенностях инновационных образовательных учреждений, о специфике работы психолога в данных учреждениях; сформировать четкое представление о роли педагога-психолога в инновационном процессе, о том, как он должен сопровождать инновационный процесс; необходимо сделать акцент на развитие таких качеств личности, как креативность, контактность, сензитивность к себе и целостность восприятия мира; развить способность у студентов-психологов понимать и уважать чужую точку зрения, отстаивать свое мнение; развивать такие личностные качества, как: терпимость к чужим взглядам и вкусам, уверенность в себе, ответственность за свои действия и поступки.
В ходе эксперимента нами была разработана и апробирована программа формирования профессиональных компетенций у психологов образования в области сопровождения инновационного образовательного процесса. Задачей данной программы было повышение уровня инновационной восприимчивости, ее проявления, изменение отношения к инновациям и участникам инновационного процесса.
Программа состояла из двух частей - информационно-теоретического и практического. В информационно-теоретическом блоке расширялись представления психологов об исследованиях в сфере инноваций, основных характеристиках инновационных процессов, о составляющих инновационной позиции и ее особенностях, специфике работы психолога образования в учреждениях инновационного типа. В практической части проводились упражнения на формирование профессиональных компетенций в сфере инновационной деятельности.
Обобщив результаты повторного тестирования, нами были сделаны следующие выводы: улучшились показатели интеллектуальной лабильности; терминальные ценности существенно не изменили своих ранговых позиций, более заметные изменения обнаружились в системе инструментальных ценностей; для студентов более значимыми стали ценности профессионального самоопределения и ценности принятия других, что является важными показателями в формировании инновационной позиции. У студентов повысился уровень рефлексии, они стали более самостоятельными и независимыми в своих суждениях и поступках.
Одним из важных аспектов изменения инновационной позиции явилось развитие целостного восприятия ситуации психолого-педагогического сопровождения субъектов инновационного образовательного процесса, свободы в выражении своей точки зрения и чувств по отношению к новшествам, коррекции личностного развития учащихся. Увеличилось число студентов со средними показателями креативности, т.к. они были включены в совместную проектную деятельность с подростками на производственной практике. Будущие психологи стали в большей мере принимать на себя ответственность за свои действия и поступки, повысился уровень их знаний об особенностях работы психолога образования в инновационных образовательных учреждениях, видах деятельности и функциях, которые он выполняет.
В процессе реализации программы психологи разрабатывали психотехнологии оказания помощи участникам инновационного процесса, прогнозировали проблемы участников инновационного процесса и способы их устранения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что устойчивая инновационная позиция будущих психологов образования является важным показателем не только эффективности сопровождения инновационного процесса и его участников, но и успешности реализации инновационных проектов в образовательных учреждениях.
Рецензенты:
- Подымов Н.А., д.псх.н., профессор, проректор НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», г. Москва.
- Феоктистова С.В., д.псх.н., профессор кафедры практической психологии НОУ ВПО «Российский новый университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Зиборова Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5194 (дата обращения: 11.05.2025).