Развитие природолюбия как личностного качества, по мнению Н.А. Ясько, представляет собой длительный процесс, реализуемый в целенаправленной педагогической деятельности по экологическому образованию под руководством специалистов-педагогов, которое предполагает наличие данного качества и у самих педагогов [9].
Раскроем сущность понятий «природолюбие», «любовь к природе», «экологическая культура». Анализ современных исследований показал (В.В. Зотов, В.А. Исаев, Н.А. Ясько и др.), что понятие «любовь к природе» рассматривается как одна из основополагающих мировоззренческих идей, как психологическая установка экологического образования и как основа новой культуры отношений человека и природы. В ходе теоретического анализа выявлено, что понятие «природолюбие» трактуется неоднозначно: во-первых, как любовь и уважение к природе; во-вторых, как часть человеческой культуры; ядро нового мышления; особая форма духовности человека; нравственное качество личности, основанное на любви к природе; сложное личностное образование; особое отношение к природе, без которого невозможны нормальные взаимоотношения человека и природы; в-третьих, как процесс восприятия природы, являющейся одной из высших жизненных ценностей [4; 7].
З.И. Тюмасева и Б.Ф. Кваша также отмечают, что «в основе новой культуры отношений человека и природы, прежде всего, лежит чувство ответственности и любви к природе» [8].
С нашей точки зрения, наиболее четкое определение понятия дано Н.А. Соколовой: природолюбие - это совокупность экологических личностных качеств, мировоззрения, знаний, умений, выражающихся в поступках и действиях, приносящих определенный эффект в целях сохранении природы и окружающей среды. Культура природолюбия - сложное многоаспектное явление, идентифицируясь с которым общество обретает формы и содержание деятельности, направленной на устойчивое развитие. Культура природолюбия - системо- и структурообразующий фактор устойчивого развития общества, обеспечивающий нахождение наиболее оптимальных ответов на социально-экологические вызовы [7].
В структуре базовой культуры личности экологическая культура занимает особое место. Экологическую культуру, вслед за И.Д. Зверевым, С.Н. Глазычевым, И.Т. Суравегиной и др., следует рассматривать как культуру, признающую существование единой системы «человек - природа», обеспечивающую наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к природоохранной деятельности, а также практических действий соответствующего характера. В контексте развития экологической культуры как необходимой составной части базовой культуры личности важно обратить внимание на те качества, которые характеризуют личность как субъект собственной деятельности. Это связано с тем, что субъект деятельности определяет необходимую меру своей активности соответственно масштабам решаемых задач.
Чувственные отношения человека к природе, и в частности их высшие проявления в виде любви к природе, выступают в роли мощного интегрирующего фактора организации духовной и социальной активности личности, что дает основание рассматривать любовь к природе как нравственное чувство, проявляющееся на поведенческом уровне как нравственное качество личности. Нравственным чувством «любовь к природе» обладают все в той или иной мере. Пройдя долгий путь развития, чувства становятся глубокими и высокими переживаниями, перерастающими в нравственное качество личности -природолюбие, но для этого необходимы глубокие внутренние личностные преобразования.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию и по проблеме формирования нравственных качеств можно выделить следующие компоненты в структуре природолюбия: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и нормативно-деятельностный. Когнитивный компонент характеризует определенный уровень экологических знаний; мотивационно-ценностный компонент отражает интерес к природе, желание общаться и охранять ее, понимание многосторонней ценности природы и принятие ее в качестве одной из высших жизненных ценностей; эмоционально-волевой компонент включает в себя систему положительных чувственных отношений и эмоциональных проявлений и способность управлять своими поступками, связанными с природой, преодолевать препятствия, возникающие в процессе природоохранной деятельности; нормативно-деятельностный компонент характеризует степень развития экологических умений и навыков и проявления инициативы в природоохранной деятельности [2]. Все выделенные компоненты тесно взаимосвязаны между собой и представляют собой целостное единство.
Процесс формирования природолюбия у студентов осуществлялся в рамках авторского курса «Экологическое образование школьников». В учебном плане подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» (заочное отделение) данный курс включен в программу учебных дисциплин 6 курса; «Педагогическое образование», профиль подготовки «Обществознание» - на 3 курсе, профиль подготовки «Начальное образование» (очное отделение) на 5 курсе.
Нами был разработан учебно-методический комплекс по данной дисциплине [3]. Как показывает анализ учебных программ и многолетняя практика проведения данного курса в рамках специалитета, существует реальная возможность формирования культуры природолюбия у будущих педагогов.
Для определения уровня сформированности природолюбия у студентов перед началом занятий было проведено анкетирование. Например, предлагалось придумать предложение со словом «природолюбие». Приведём некоторые высказывания: «Природолюбие часть жизни. Люби природу - будет чудо», «Природолюбие - главная черта культурно-эстетического человека», «Природолюбие - залог человеческого существования», «Природолюбие как качество гармонически развитой личности», «Это любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на земле». Данные ответы отражают понимание той или иной грани сложного интегративного качества личности, которым является природолюбие. Следует отметить, что такие ответы составили 45%. В то же время некоторые студенты (4%) имеют поверхностное представление о сущности природолюбия (например: «Природолюбие - это частые походы в лес»). Либо просто декларировали: «Каждому ребенку нужно прививать природолюбие», «В сердцах людей с малых лет необходимо формировать природолюбие» и т.п. (такие ответы составили 30%).
Среди качеств личности, которые позволяют считать человека экологически воспитанным, 92% опрошенных отметили важность экологически грамотного поведения. В то же время в конкретной ситуации выбора действия (например, готовы принять участие в субботнике по уборке и благоустройству парков, улиц) 35% - испытали затруднения, 8% - продемонстрировали пассивность, неготовность совершать экологически грамотные поступки. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что большинство студентов обнаружили интуитивный уровень природолюбия. Анкетирование также показало достаточно низкий уровень знаний этноэкологических традиций, праздников, обычаев народов Поволжья: русских - 76%, татарских - 24%, чувашских - 14%, мордовских - 4%. В то же время многие не понимают экологического смысла использования традиций. Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости использования этнокультурологического подхода в процессе формирования культуры природолюбия в условиях поликультурной среды, которая характерна для всех регионов России.
Этнокультурологический подход к формированию природолюбия предполагает использование выработанных человеком духовных ценностей национальной культуры; следование традициям своего народа по отношению к природе; понимание другой эколого-этнической культуры. По мнению А.А. Кулясовой, культура общества и культурные установки во многом определяют поведение человека, его взаимоотношения с природной средой. Этническая культура сначала определяет отношения между человеком и природой, а потом уже между людьми. Она встраивает человека, общество в природу конкретной территории. Традиционные, народные культуры содержали в себе набор повседневных и праздничных практик, обеспечивающих поддержание жизни настоящего и будущих поколений, и порождали типы устойчивых сообществ. Соединение собственно экологического и этнокультурного компонентов помогает сделать экологически дружественный стиль поведения человека внутренним императивом [5].
Реализация этнокультурологического подхода в развитии природолюбия у будущих учителей основывается на понимании культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности. Этнокультурологический смысл содержания экологического образования реализуется через понимание и принятие обычаев, традиций, фольклора народов России, которые связаны с почитанием природы, благоговейным отношением к природным объектам и явлениям.
Нами был проведен анализ традиций, обычаев, обрядов, народных календарных праздников, фольклора этноэкологического содержания народов Среднего Поволжья [1; 6], которые, с нашей точки зрения, способствуют формированию природолюбия. Данные были систематизированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Использование народных традиций и обычаев народов Среднего Поволжья для формирования культуры природолюбия у будущих учителей
Традиции и обычаи |
Смысл использования традиции |
Значение использования традиции |
Формы и методы работы |
Почитание местности (диалог с природой) |
Разговор с силами природы |
Общение с природой - развитие чувства эмпатии - сопереживания |
Эколого-психологические тренинги, прогулки, экскурсии, экотропа |
Тотемические животные у народов Среднего Поволжья |
Создание биологического баланса в природе |
Поклонение миру природы. Отношение к тотему как покровителю и другу |
Мифы, сказки, фольклор народов Среднего Поволжья; театрализация |
Культ Солнца |
Почитание Солнца как источника жизни, тепла и света |
Воспитание благоговейного отношения к силам природы |
Праздник «Масленица». Изучение пословиц, поговорок. Конкурс рисунков «Окно радости» |
Культ Земли |
Почитание Земли как первоосновы живого |
Любовь к родной земле, понимание взаимосвязи живой и неживой природы |
Празднование «Дня Земли» - 22 апреля. Активное участие детей в акциях «Марш парков», «День птиц» |
Этнокультурологическая составляющая представлена нами в авторском пособии «Ситуационные задания и приёмы реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования». Приведем описание некоторых этноэкологических традиций и обычаев. Так, во вpемя засухи люди pыли лопатами ключи, объясняя: если тpонуть воду из подземелья, то тpонется и вода небесная. Водопочитание наглядно выpажается в pазличных песнях. Например: «Ты река, моя реченька, ты течёшь, не колыбнешься...», «Широка, привольна Волга», «Вниз по матушке по Волге, по широкому раздолью...». На Руси родники были священным местом. Недаром в древности все родники почитались настолько, что за осквернение родниковой воды или дерева, срубленного у родника, приговаривали к смертной казни. Примером такого почитания воды могут служить родники Ульяновской области: «Живоносный источник», «Ильинский родник», «Антониев родник», «Знаменский родник», «Родник Никольской горы» и другие. Богини воды, тpебующие к pечкам и озеpам «экологического» отношения, имелись у многих наpодов. Так, у маpийцев богиня воды - Ведь-Ава запpещала в pеке стиpку гpязного белья, нельзя было выливать в pеку помои - считалось, что виновник погибнет от гнева Ведь-Авы. Богиня владела и pыбацкой удачей: наказывала людей в тех местах, где относились к воде плохо, и пpисылала уловы к тем, кто заботился о чистоте воды, высаживал ивы вдоль pек и pодников.
По мнению Борейко [1], пpиpодоохpанные тpадиции имеют несколько механизмов воздействия на мотивацию человека. Во-пеpвых, это культовое поклонение, объясняемое pелигиозными пpичинами (голубь - Божья птица). Во-втоpых, создание пpи помощи тpадиций поэтических образов (белая лебедушка). В-тpетьих, вызывание жалости к живому существу. В-четвеpтых, пpедвещание полезных для человека последствий (ласточка пpилетит - счастье в дом пpинесет). И в-пятых, запугивание плохими последствиями для человека в случае нанесения им вpеда pастению или животному (убить бобpа - не будет добpа).
В процессе исследования мы пришли к следующему выводу: для формирования культуры природолюбия на основе этнокультурологического подхода необходимо не только привлекать студентов к сбору, изучению этноэкологического материала, более существенным является вживание в содержание изучаемого через театрализацию, игровую деятельность, участие в акциях, творческих конкурсах, эколого-психологических тренингах, проведение уроков, экскурсий и внеклассных занятий этноэкологического содержания.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Региональная программа формирования полиэтнической культуры младших школьников на идеях педагогики народов Поволжья», проект № 10-06-21607а/В.
Рецензенты:
- Петриева Л.И., д.п.н., профессор, и.о. зав. кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
- Калинина Н.В., д.псих.н., профессор, зав. кафедрой психологии Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.
Библиографическая ссылка
Гринёва Е.А. ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5179 (дата обращения: 11.05.2025).