Постоянное расширение сферы образовательных услуг, все ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов социального опыта требуют от современного специалиста в области высшего профессионального образования высокой мобильности в сфере познания, обучения, развития и воспитания, субъективной готовности к непрерывному самообразованию и возможности приобретения новых специальностей, способности адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, развития творческой активности [3]. В связи с этим закономерным и своевременным является реализация задачи органичного включения системы высшего профессионального (педагогического) образования в мировую систему образования, единства теоретической и практической, а также общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста.
В целом, перспективным путем развития системы подготовки специалистов является дальнейшее развитие и укрепление отечественной высшей школы, опирающееся на национальные традиции, высокий научный потенциал и многовековой опыт российской системы образования по подготовке высокопрофессиональных кадров (Г.А. Бордовский, 2002).
Результатом модернизации системы высшего профессионального педагогического образования должна стать обновленная система подготовки специалиста в области предметного образования на разных уровнях, отвечающая требованиям, предъявляемым современным обществом к педагогическим кадрам.
Согласно стратегии национальной безопасности России в социальной сфере, науке и образовании и долгосрочной стратегии развития России - Плана Путина, формирование личности, способной дать адекватный ответ на вызовы XXI века и обеспечить устойчивое дальнейшее развитие России, возможно, если приоритет в содержании образования будет и должен принадлежать фундаментальным мировоззренческим аспектам, раскрывающим ценностно-смысловые оценки действительности, целостное понимание явлений и процессов, происходящих в нашей стране и в мире, и направленным на повышение качества образования и патриотического воспитания молодого поколения. При этом ядром комплексной системы выполнения государственного заказа российскому образованию на формирование гражданских и патриотических качеств личности и культуры безопасности у подрастающего поколения должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности.
На современном этапе развитие системы педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности тесно взаимосвязано с определенными факторами, закономерностями и тенденциями развития общества и образования. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо на основе теоретического анализа раскрыть некоторые методологические основы (закономерности) подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности. Для реализации данной цели мы использовали метод теоретического анализа и синтеза научного знания и научных представлений в области высшего профессионального образования и образования в области безопасности жизнедеятельности, в частности.
Исходя из анализа опыта, накопленного высшей школой России, а также основываясь на результатах исследования работ целого ряда авторов: Ю.К. Бабанского, А.П. Беляевой, В.А. Бордовского, Г.А. Бордовского, В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, И.И. Соколовой, В.П. Соломина, Н.Л. Стефановой, А.П. Тряпицыной, Н.Л. Шубиной [3], важное методологическое значение для развития системы уровневого высшего профессионального педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности имеют, помимо основных, следующие закономерности образования в области безопасности жизнедеятельности. К таковым относятся:
1. Объективная взаимообусловленность развития теории и практики образования в области безопасности жизнедеятельности и потребностей современного общества.
Основной целью развития человечества является улучшение качества жизни на каждом этапе своего развития, что ведет к постоянному росту человеческих потребностей. Степень и качество удовлетворения этих потребностей зависят от состояния безопасности жизнедеятельности как особой научной области, педагогической науки, педагогической теории и практики и системы образования в целом. Следовательно, цели и задачи образования в области БЖД изменяются под влиянием требований социально-экономического развития и научно-технического прогресса, особенностей социально-экономических отношений на каждом конкретном историческом этапе развития общества.
Состояние образования во многом определяет развитие всех слагаемых государственности, материальное и духовное благополучие общества и конкретного человека [2].
В данных условиях образование в области БЖД может и должно стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа российскому образованию на формирование гражданских и патриотических качеств у подрастающего поколения с целью повышения готовности личности к восприятию современного мира опасностей, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человекозащитной и природозащитной деятельности на основе развития мировоззренческой культуры безопасности, отвечающих характеру долговременной стратегии развития страны.
Таким образом, образование в области безопасности жизнедеятельности, культура безопасности человека и общества становятся необходимыми условиями перехода современной цивилизации к модели устойчивого развития [1].
2. Взаимосвязь психологической, социальной, культурологической и профессиональной сущности в личности и ее безопасной жизнедеятельности.
Развитие личности совершается в определенных социальных условиях её жизни, в деятельности, в общении с людьми. Человеческий организм развивается не только за счет энергетических ресурсов, которые поступают из внешней среды, но и вследствие взаимодействия в социальной среде. На основе отражательной способности нервной системы у личности развивается познавательное отношение к миру как отношение субъекта к объекту. Следствием указанных психофизиологических особенностей является взаимосвязь и взаимовлияние внешнего и внутреннего развития личности. Эта закономерность была впервые выявлена С. Л. Рубинштейном и получила свое дальнейшее развитие в трудах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович, Т. Е. Конниковой и др. [1]. Переход внешнего (во взаимосвязи с окружающей природнотехносоциальной средой) во внутреннее (деятельностные, или профессионально-обусловленные, черты личности) касается не только процесса сознания, эта закономерность определяет и развитие отношений, которые представляют собой единство внешнего и внутреннего.
Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина связана с изучением закономерностей возникновения и развития угроз и опасностей и способов эффективной защиты от них социума (человека, его обществ, человечества) и окружающей его среды в любых условиях жизнедеятельности [4, 5]. В этом проявляется ее социальная направленность, поскольку объектом опасностей и угроз выступает социум, хотя субъектами могут быть и природная среда, и техногенная сфера, и информация.
Таким образом, в процессе подготовки специалистов образования в области БЖД происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие личности студента, ее социализация и совершенствование профессионализма в образовательном пространстве БЖД, что обусловливает становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением, активно реализующей свои творческие силы и способности в профессионально-педагогической деятельности, и является важным условием успешного развития всей системы образования в области безопасности жизнедеятельности на современном его этапе [1].
3. Единство интегративной целостности и комплексности высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Применение идей интеграции, комплексности и синтеза наук, общей теории систем в образовании позволило выявить возможность успешной подготовки специалиста широкого профиля (учителя-предметника, преподавателя естественнонаучных дисциплин и исследователя) на базе системы генерализированных основ наук, осуществить интеграцию и дифференциацию (специализацию) образования [3].
Так, интеграция в процессе подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлена интегративным характером самого предметного (ноксологического) знания и законами социально-экономического, социально-экологического и социально-педагогического развития.
В современных научных знаниях по предметной области БЖД доминируют интеграционные тенденции и проявляется междисциплинарный характер знаний по предметной области БЖД, которые включают в себя элементы ноксологических, биологических, экологических, физических, химических, технических, географических, медицинских, социологических, психологических, математических, военных и других наук.
В настоящее время значение интегративной функции предметной области БЖД возрастает также в связи с тем, что усиливается внимание к новым комплексным проблемам (синергетические природные катастрофы, международный терроризм, ядерная безопасность и др.), выявляется их реальная значимость. Интеграция в образовании в области БЖД в ВПО проявляется:
- в системности содержания образовательного пространства БЖД;
- во взаимосвязи и взаимодействии дисциплин специализации и дисциплин предметной подготовки с дисциплинами общепрофессионального, математического, естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического циклов;
- во взаимодействии предметной подготовки с психолого-педагогической и методической подготовкой;
- в интегрированности структурных компонентов методической системы подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности;
- во взаимосвязи теоретической и практической предметной подготовки студентов, теории и практики методики обучения БЖД;
- во взаимосвязи лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий, курсовых и дипломных работ и педагогических практик, студенческих научных конференций;
- в способности расширения профессиональной эрудиции специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности и др. [1].
4. Единство обучения, воспитания и развития личности в подготовке специалиста образования в области БЖД.
Профессионализация личности специалиста образования в области БЖД в процессе образования представляет собой сложный, длительный и многоступенчатый процесс, связанный с усвоением уровней профессиональной деятельности (от репродуктивного до творчески-моделирующего). Овладение студентами на начальном этапе их обучения ноксологическими знаниями, знанием теоретических основ безопасности человека является фундаментом, на котором формируется образовательная функция будущего специалиста образования в области БЖД, его возможности и особенности трансляции этих знаний подрастающему поколению.
Развитие у студентов сознательного отношения к природной, техногенной, социальной среде, формирование культуры безопасности и определенных качеств личности безопасного типа поведения как её элементов, можно считать необходимой основой для проявления воспитательной и развивающей функции учителя безопасности жизнедеятельности. Учитель-предметник должен четко представлять себе место и роль образования в области БЖД как в мировом культурном движении, так и в становлении личности ученика.
Таким образом, образование в области безопасности жизнедеятельности имеет специфические показатели, такие как:
- образование в области безопасности жизнедеятельности выступает главенствующим элементом защиты объектов безопасности от воздействия комплекса негативных факторов окружающей его природной, техногенной и социальной среды;
- уникальность образования в области безопасности жизнедеятельности состоит в том, что оно по-новому ставит свои цели, сущностью которых являются формирование культуры безопасности жизнедеятельности, качеств личности безопасного типа поведения;
- образование в области безопасности жизнедеятельности по-новому подходит к содержанию образования, так как оно носит интегративных характер и требует овладения широким спектром комплексных межпредметных общенаучных и прикладных знаний;
- прогностическая направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, связанная с необходимостью распознавать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, действующие на человека, природу, социум в условиях их непрерывного взаимодействия с техносферой;
- практико-ориентированная направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, характеризующаяся внедрением профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности безопасного типа поведения, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей в выбранной профессиональной области;
- компетентностно-деятельностная направленность образования в области безопасности жизнедеятельности, способствующая подготовке специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма и компетентности, умеющего творчески находить, усваивать и пользоваться ноксологической информацией при анализе различных проблемных ситуаций в системе «человек - природа - общество - техносфера».
Представленные показатели показывают высокую и многостороннюю значимость образования в области безопасности жизнедеятельности и позволяют обеспечить практическую реализацию основополагающих принципов образования в данной научной области.
Библиографическая ссылка
Абрамова С.В., Бояров Е.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5133 (дата обращения: 11.05.2025).