Источниками исследования послужили поэтические и прозаические произведения И.А. Бунина, включенные в состав собрания сочинений в 9 томах. Материал исследования - 4500 оценочных употреблений.
Между концептами радость и удовольствие имеется множество различий, среди которых два являются главными, определяющими всё остальное. Первое состоит в том, что радость - это чувство, а удовольствие всего лишь ′положительная чувственно-физиологическая реакция′. Второе и главное - в том, что радость относится к «высокому», духовному миру, в то время как удовольствие к «низкому», телесному. Константа христианской культуры: противопоставление души и тела как «высокого» и «низкого», как «положительного» и «отрицательного».
В концепте радость (113 единиц в 280 употреблениях - 55 % положительных оценок) синонимические ряды отражают процесс нарастания оценочной шкалы (здесь и далее знаком «точка с запятой» разделяются разные синонимические и квазисинонимические группы, между синонимами ставится знак «запятая»). Актуальный смысл ′счастье, жизнерадостность′ составляют положительные оценки единиц веселый1.,2. (8 СУ), добродушно-веселый, радостный (5 СУ), дико-радостный*, светлый7.перен., жизнерадостный, восторженный, счастливый (11 СУ), блаженный1. (4 СУ), блаженно-счастливый*, пьяный4.перен.; «забавный»: смешной1.; весело1. (11 СУ), радостно (5 СУ), институтски-восторженно*, счастливо1., + «с оттенком шутки» смешно, полушутя; «жизнерадостность», «веселье» легкость, веселость, смех, радость (5 СУ), счастье, блаженство, весна*, торжество4., восторг (7 СУ), истома, «вера в радостное» надежда1., «одновременно смешно и печально» и смех и грехà; «стать веселым» повеселеть, шутить*, смеяться1.,3.Разг., гоготатьПрост.; «испытать радость» обрадоваться, нарадоваться, ликовать; отрицательные оценки объединены семами: «испытывающий грусть» грустный (5 СУ), печальный (7 СУ), загадочно-печальный, жалостныйРазг.1., несчастный1. (4 СУ), томный1. (3 СУ), горестный1., горький2. (4 СУ), скорбный1.//, роковой; «безотрадный» задумчиво-сумрачный*, добродушно-угрюмый, угрюмый; «достойный сострадания» жалкий1., ничтожный3., горький3.Разг.; «без смеха» серьезно2., «злобная радость» злорадно; «печальный» грустно (3 СУ), скучно3., жалобно// (3 СУ), жалостноРазг.1., жалко3., тоскливо3., горько3. (4 СУ), горестно1. (3 СУ), без мыслиà*; «безотрадный» тяжело4., мрачно3.//, сосредоточенно-мрачно, сумрачно2., угрюмо1., безнадежно1. (безнадежный1.); «легкое уныние» грусть (6 СУ), печаль1. (6 СУ), жалость2., + «подавленное состояние» огорчение, уныние, тоска1.,2.,3. (9 СУ), тоска-печаль*, + «глубокая печаль» горесть2., горечь3., горе1. (3 СУ), беда1. (3 СУ), скорбь1., «упадок духа» отчаяние (4 СУ), безнадежность; «печалиться» грустить, сокрушаться1., соскучиться*, скучать*, хмуриться*, тужитьНар.-поэт. и разг. (4 СУ), досадовать*, тосковать, горевать, убиваться3.Разг.: ... в мире так чудовищно безнадежно и мрачно, как не может быть и в преисподней, за могилой [Митина любовь 5: 236].
Регулярны смены оценок в зависимости от эмпатии участников ситуации: ... башка моя на плахе / Так-то весело подскочит! [Что ты мутный, светел-месяц 1: 377] - (+) конец мукам героя, (-) казнь с точки зрения автора ужасна; Вот чей-то сад; он черен, гол - / ... А я - я, прокаженный, рад / Бродить, вдыхая горький чад ... [Война 1: 375] - (+) выживший герой счастлив, (-) участник войны, разрушений осуждается автором. Приведем аналогичные примеры: Обычно шутили перед сном, расспрашивали Пашку о его супружеской жизни, а он отвечал с таким спокойным и веселым бесстыдством ... [Ночной разговор 3: 261]; Но в душе все веселей! / Я люблю, я молод, молод [Листья падают в саду 1: 113]; Но странно - моё отчаяние начинает укреплять меня! [Перевал 2: 9]. Амбивалентные по оценке единицы веселый, весело, радостный, отчаяние отражают биполярность идиостиля И.А. Бунина, широкую вариативность оценки.
Радости противопоставлено ′легкое уныние′, ′печаль′. Отрицательные оценки занимают антонимичную позицию к положительным в ядре концепта - грусть (6 СУ), печаль1. (6 СУ), жалость2., + ′подавленное состояние′ - огорчение, уныние, тоска1.,2.,3. (9 СУ), тоска-печаль*, + ′глубокая печаль′ - горесть2., горечь3., горе1. (3 СУ), беда1. (3 СУ), скорбь1., ′упадок духа′ - отчаяние (4 СУ), безнадежность; ′испытывающий грусть′ - грустный (5 СУ), печальный (7 СУ), загадочно-печальный, жалостныйРазг.1., несчастный1. (4 СУ), томный1. (3 СУ), горестный1., горький2. (4 СУ), скорбный1.//, роковой; ′безотрадный′ - задумчиво-сумрачный*, добродушно-угрюмый, угрюмый; ′достойный сострадания′ - жалкий1., ничтожный3., горький3.Разг.; серьезно2. ′без смеха′; злорадно ′злобная радость′; ′печальный′ - грустно (3 СУ), скучно3., жалобно// (3 СУ), жалостноРазг.1., жалко3., тоскливо3., горько3. (4 СУ), горестно1. (3 СУ), без мыслиà*; ′безотрадный′ - тяжело4., мрачно3.//, сосредоточенно-мрачно, сумрачно2., угрюмо1., безнадежно1. (безнадежный1.); ′печалиться′ - грустить, сокрушаться1., соскучиться*, скучать*, хмуриться*, тужитьНар.-поэт. и разг. (4 СУ), досадовать*, тосковать, горевать, убиваться3.Разг.: ... в мире так чудовищно безнадежно и мрачно, как не может быть и в преисподней, за могилой [Митина любовь 5: 236].
В формировании основного эмоционального тона идиостиля И.А. Бунина важен стилистический прием оксюморон (см. также об этом [4: 37], [5: 42]), последовательно проявляющийся в концепте радость: Люблю я смех и радость, / Но в радости моей - всегда тоска, / В тоске всегда - таинственная сладость! [Джордано Бруно 1: 270]; Душа весной полна, / Полна тоской ... [Проводы 1: 272]; ...я ... в каком-то восторженном отчаянии летел к Красным воротам. [Чистый понедельник 7: 243]; О миг счастливый, миг обманный, / Стократ блаженная тоска! [Раскрылось небо голубое 1: 139]; И Федот, видимо, считая себя уже оправданным этим сочувствием к его смешному и горькому положению, совсем перестал стесняться отступлениями [Ночной разговор 3: 268]; ...клир звонко вопиящих о какой-то скорбной радости ангелов ... [Сны Чанга 4: 384].
Действия, направленные на достижение чувства радости/печали у другого человека, - группа «эмоциональное воздействие» - представлены положительными оценками в значении ′вызывать радость′ в единицах радовать (радующий, радуя), обрадовать, пьянить2.перен.; ′вызывать сочувствие, сострадание′ - тронуть5.перен., жалеть*, отрицательно оценивается ′повергать в печаль′ - сокрушать2., довести4. (до слез), зазнать горяà*; ′вызывающий печаль′ - жалкий1.: Я про то и говорю, что она прямо сокрушила нас! [Ночной разговор 3: 268].
Действия, направленные на проявление радости, - «внешнее выражение эмоций» - представляют периферийные оценочные единицы, в которых происходят семантические процессы: благодать1.Устар. ′милость, благоволение, исходящие от бога′, актуализируется периферийная сема ′радость′ посредством семантического повтора в лексеме радуга: Лишь избранный творцом, / Исполненный господней благодати, - / Как радуга, что блещет лишь в закате, - / Зажжется пред концом [Радуга 8: 12]; слезы горючиеà ′горькие слезы′ - повтор комплекса сем ′гнетущая печаль′ в лексеме тоска-печаль актуализирует отрицательную оценку: Корабельщики плывут, не слушают, / А на сердце тоска-печаль, / На глазах слезы горючие [Уж как на море, на море 8: 21]; в значении лексемы заплакать подключается компонент времени ′становление состояния′ и оценочная энантиосемия - в контексте реализована положительная оценка: Раз Катя даже заплакала, - а она никогда не плакала ...[Митина любовь 5: 189]; усмехаться* наводится сема ′сочувствовать′ и положительная оценка: ... только головами покачивали да порою усмехались: Ну, правда, зазнал горя Федот с козой! [Ночной разговор 3: 268]; оплакивать - ни один кобель не взвоетà* ′(не)испытать и (не) выразить скорбь′: И помрешь вот-вот - и ни один кобель по тебе не взвоет! [Кастрюк 2: 26].
Через сему ′радость′ положительная часть концепта радость связана с концептом удовольствие (радость2., счастье1., отрада1., отрадный). Удовольствие и радость противопоставлены как «плотскость» изображения, позволяющая говорить о «языческой стихии» и «духовность», представляющая христианские истоки в идиостиле И.А. Бунина [2: 102]. Эмоциональные оценки концепта радость (55 %) несут заряд положительной оценочности в идиостиле И.А. Бунина.
Библиографическая ссылка
Латкина Т.В. КОНЦЕПТ «РАДОСТЬ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ И. А. БУНИНА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5124 (дата обращения: 16.02.2025).