Россия в сентябре 2003 г. присоединилась к Болонскому процессу, подписав Болонскую декларацию, суть которой заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования.
В связи с этим в нашей стране и в странах участницах Болонского процесса проводится комплекс мероприятий по гармонизации системы образования, а именно: использование системы кредитов для унификации учета объема учебной работы; принятие более удобной и сопоставимой системы ступеней высшего образования; расширение мобильности студентов и преподавательского состава; сотрудничество вузов Европы с целью гарантии качества образования; продолжение обучения в течение всей жизни и т.д. Эти мероприятия позволят эффективнее готовить специалистов для мирового труда.
Главной целью Болонского процесса является не коренное реформирование национальных образовательных систем, не создание единой системы подготовки специалистов, а установление общих принципов, системы оценки и сопоставимых документов (единое общеевропейское приложение к диплому). Болонский процесс - это не только меры по стандартизации образовательных систем, но и политика, которая проводится Евросоюзом в области образования. Образование должно стать Европейской социальной моделью и быть мировым эталоном качества.
Требования Болонской декларации сводятся, в конечном счете, к повышению качества образования в вузах. В настоящее время проблема изучения качества образования является международной темой исследования. Основой определения качества образования в разных странах является сравнительный анализ и изучение ценностных оснований способов и методов оценки качества образования.
Основной проблемой создания системы качества образования является определение инструментального набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов, составляющих согласованную систему проверки обеспечения качества в рамках общеевропейского образовательного пространства.
По мнению Б. Недворка и Дж. Нила [2], изучение качества образования вуза связано с решением следующих задач:
- четкое определение миссии, целей, ценностных ориентаций вуза;
- выяснение институционной политики, определение образовательных и педагогических технологий, используемых данным высшим профессиональным заведением, качественно определяющим результат образования;
- определение организации и разработка инструментов, методик изучения качества образования.
О.А. Фадеева [1] функциональное назначение показателей качества образования в рамках создания общеевропейского образовательного пространства видит в следующем: стандартизация как количественное изучение подходов к функционированию образовательных систем вузов; оценка эффективности деятельности высшего профессионального учебного заведения как изучение степени достижения целей высшего учебного заведения, представленной на "языке" образовательной статистики для совершенствования внутреннего управления системой вуза; выстраивание диалогических отношений между вузами, системами государственного и профессионального управления в рамках единого образовательного пространства; рационализация при формировании единого образовательного пространства как эффективное планирование развития учреждения высшего профессионального образования.
Создание системы обеспечения качества образования в рамках общеевропейского образовательного пространства требует учета следующих факторов: общеевропейская политика в области создания единого образовательного пространства; государственная политика в области образования; комплексная оценка деятельности вуза.
Ключевыми факторами качества образования могут стать:
- качество субъекта получения образовательных услуг;
- качество объекта предоставления образовательных услуг;
- качество процесса предоставления образовательных услуг;
- качество общего менеджмента вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фадеева О.А. Создание общеевропейского пространства высшего образования //Международное образование. Вопросы реализации идей Болонского процесса: Сборник статей. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - C.11-17.
2. Nedwerk B.P., Neal J.E. Performance Indicators and rational management Tools: A Comparative Assessment of Projects in North America and Europe //Research in Higher education 1994. 35(1). P.75-103.
Библиографическая ссылка
Далингер В.А. ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=512 (дата обращения: 11.05.2025).