В России также наблюдается рост количества прибытий иностранных туристов и количества российских граждан, выезжающих за границу в целях туризма. По данным Ростуризма, численность российских граждан, выехавших за рубеж в целях туризма, в 2010 году составила 12,6 млн человек, что на 32% больше, чем в 2009 году (9,5 млн), и на 11,4% больше, чем в предкризисном 2008 году (11,3 млн). Численность иностранных граждан, посетивших страну в целях туризма, в 2010 году также возросла по сравнению с 2009 годом и составила 2,13 млн человек.
Многие российские регионы сегодня выделяют туризм в качестве приоритетного сектора экономики. Однако выбор приоритетного для региона сектора экономики требует как минимум адекватной оценки вклада этого сектора в прирост ВРП, а также оценки перспектив, с ним связанных.
Можно выделить два похода к оценке влияния туризма на экономику страны или региона. При первом используются сателлитные счета туризма, которые предполагают анализ спроса в туристской сфере. Этот подход получил широкое распространение в зарубежной практике и используется статистическими органами многих стран. Второй подход основан на экономических расчетах и предполагает расчет туристского мультипликатора, полученного из кейнсианской макроэкономической модели. Сущность мультипликативного эффекта заключается в том, что увеличение расходов приводит к увеличению национального дохода общества на величину большую, чем первоначальный рост расходов. В российской статистике сателлитные счета в настоящее время не используются, поэтому специалисты в сфере туризма, решая задачу оценки влияния туризма на экономику, выбирают второй подход. При расчетах используются различные типы мультипликатора: мультипликатор дохода, мультипликатор налогов, мультипликатор выпуска, мультипликатор занятости [1].
В последнее время предпринимаются попытки использовать этот подход на региональном уровне (Республика Карелия, Вологодская область, Краснодарский край, Новгородская область, Иркутская область). Однако, несмотря на большое количество публикаций по данной тематике, авторы многих из них ограничиваются либо только постановкой проблемы, либо описанием математических моделей, не переходя непосредственно к самим расчетам. На наш взгляд, это объясняется недостатком статистической информации, которая необходима уже непосредственно для расчетов, а также содержит ошибки и методического характера.
Так, например, требуются данные о предельной склонности к потреблению и степени «открытости» экономики: доле товаров, ввозимых из-за пределов региона; доле расходов фирм и населения за пределами региона, количестве фирм - нерезидентов, участвующих в распределении дохода. Приближенные значения исходных параметров расчетов, полученные методом экспертных оценок, приводят к получению приближенного результата. При этом ценность данного результата для практики государственного и муниципального управления, на наш взгляд, невысока. Простой расчет совокупного дохода от туризма с учетом мультипликативного эффекта только лишь иллюстрирует значимость этого сектора экономики для региона, хотя, как было отмечено выше, это сегодня уже не вызывает серьезных сомнений. Поэтому требуется иная информация, полученная из маркетингового анализа данного рынка. В частности, в целях реализации государственной политики целесообразно использовать не один интегральный показатель (совокупный доход от туризма), а целую систему показателей, связанных с оценкой:
- общего туристского потока и факторов, влияющих на его величину;
- пространственного распределения туристских потоков в регионе;
- величины туристских расходов: основных и дополнительных;
- доли туристских расходов, связанных с покупкой услуг и товаров местного производства;
- налоговых поступлений в региональный и муниципальные бюджеты;
- масштабов и роли неучтенного предложения на рынке туристских услуг;
- занятости: основной и сезонной, легальной и нелегальной.
Таким образом, исследование должно включать как анализ официальной статистической информации, так и опрос представителей туристского бизнеса. При этом выделяются три проблемных блока: оценка туристского потока в регионе, развитие туристской инфраструктуры, доходы и занятость. Далее кратко представлены полученные в результате исследования развития туристской индустрии в Республике Карелия [2].
Оценка туристского потока
В настоящее время общий поток туристов в регионе оценивается экспертными методами. В данном случае речь идет обо всех посетивших республику, в том числе и неорганизованных туристах, приезжающих в гостевых целях. Согласно этой оценке, общее количество посетителей Карелии за последнее десятилетие возросло почти на четверть (рис. 1). В тоже время в кризисный период наблюдался спад (количество посетителей в 2009 г. сократилось на 10% по сравнению с 2008 г.).
Рис. 1. Общее количество посетителей и организованных туристов в Республике Карелия, тыс. человек.
Однако существует возможность и использования более точных данных. В качестве таких данных могут выступать: количество посещений основных объектов показа в регионе (табл. 1), которые являются «центрами притяжения» туристских потоков, а также количество пересечений административной границы региона автомобильным транспортом, количество прибытий железнодорожным транспортом, водным и, что актуально для приграничных регионов, количество пересечений государственной границы.
Также возможно использование оценки туристских потоков в соответствии с основными сегментами рынка. Все эти подходы были использованы в исследовании, после чего полученные результаты были сопоставлены, и на их основе определялось общее количество туристов, посетивших регион. Это позволяет получить общее представление о мощности туристского потока.
Таблица 1 - Количество посещений наиболее известных объектов туристского показа в Республике Карелия [3]
Объект посещения |
Количество туристов, чел. |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Музей-заповедник «Кижи» |
205 000 |
162 000 |
167 733 |
Валаамский архипелаг |
110 000 |
120 000 |
131 000 |
НП «Водлозерский» НП «Паанаярви» Заповедник «Кивач |
Всего: 92 000 |
Всего: 98 500 |
2 680 5 000 72 000 Всего: 79 680 |
Горный парк «Рускеала» |
18 000 |
22 000 |
26 000 |
Зоокомплекс «Карелия Интер» |
7 300 |
11 300 |
7 730 |
Итого: |
432 300 |
413 800 |
412 143 |
Несмотря на положительную динамику развития, на известных туристских объектах республики, таких как Кижи и Валаам, уже превышена предельная нагрузка, и в дальнейшем количество посещающих их туристов значительно не увеличится. При этом новые объекты очень хорошо иллюстрируют возможность увеличения общего туристского потока за счет появления не известных ранее уникальных объектов показа.
Пространственное распределение туристского потока
Основной туристский поток в Карелию распределяется по следующим направлениям [5]:
- Южное: по автомобильной дороге «Кола», Октябрьской железной дороге и водным путем через Ладожское и Онежское озера - около 60%;
- Западное: из Финляндии и через нее из других стран ЕС - около 30%;
- Северное: со стороны Мурманской области (автомобильным и железнодорожным транспортом) - около 10%.
Согласно данным АНО «Содействие ОБП», общее количество человек, прибывших в Республику Карелия - посетителей на автомобильном транспорте по автомобильной дороге М18 «Кола», в 2009 г. составило около 450 тыс. чел. Количество прибывших железнодорожным транспортом за этот же период составило около 800 тыс. чел. Соответственно, только одно направление - Санкт-Петербург и Москва обеспечивает около 1,2 млн прибытий в год.
Размещение туристов в гостиницах
Согласно официальным статистическим данным, в 2009 г. гостиничными предприятиями размещено всего 105 176 чел., из них в целях досуга, рекреации и отдыха - 74 015 чел., в деловых и профессиональных целях - 25 374 чел. В специализированных средствах размещения было размещено за этот же период 27 055 чел. [4]. Таким образом, общее количество туристов, воспользовавшихся услугами коллективных средств размещения в 2009 г., составило 132 230 чел. При этом за последние пять лет доля туристов, посетивших республику в целях досуга, рекреации и отдыха, увеличилась с 46 до 70%, что свидетельствует о повышении туристской привлекательности региона (рис. 2).
Рис. 2. Распределние туристов, размещенных в гостиницах по целям поездки, %.
Распределение туристского потока по рыночным сегментам
В рамках исследования, на основе результатов опроса представителей турбизнеса, проводился анализ следующих сегментов туристского рынка (видов туризма):
- активный (спортивный и экстремальный);
- культурно-познавательный;
- экологический (посещение ООПТ);
- охота и рыбалка;
- оздоровительный;
- деловой;
- сельский (размещение в сельских домах, аренда дач).
Активный туризм. К этому виду туризма относятся сплавы по рекам, велотуры, джип-туры, снегоходные туры и т.д. Основными клиентами турфирм, предлагающих данный турпродукт, являются российские граждане. Доля иностранных граждан невысока - около 10% от общего количества туристов. В то же время среди обслуженных турфирмами клиентов высока доля экскурсантов, которые приобретают однодневные туры (до 60% от всех клиентов). Также спецификой этого сегмента является то, что большая часть (около 90%) туристов не пользуются средствами размещения, т.е. не учитываются в официальной статистике как туристы, размещенные гостиничными предприятиями. Количество организованных туристов в этом сегменте оценивается на уровне 50-55 тыс. в год.
Культурно-познавательный туризм. К этому виду туризма относится посещение культурно-исторических памятников (о. Кижи и о. Валаам). Однако при анализе этого вида туризма учитываются только туристы, которые обслуживаются карельскими турфирмами (без учета круизных туристов). Согласно результатам исследования, данный сегмент охватывает около 80-100 тыс. туристов в год.
Экологический. Количество посетителей основных ООПТ в 2009 г. в республике составило 98 500. Однако необходимо принимать во внимание, что среди этих посетителей есть и жители республики, доля которых, по экспертным оценкам, составляет около 10%. Соответственно, данный сегмент рынка охватывает около 90 тыс. туристов в год.
Охота и рыбалка. В этом сегменте достаточно высокая доля неорганизованного туризма. Респонденты оценили этот сегмент (организованных туристов) на уровне 20-30 тыс. туристов в год.
Оздоровительный туризм. Представлен специализированными средствами размещения. В 2009 г. данные средства размещения обслужили 27 тыс. человек.
Деловой туризм. В профессиональных и деловых целях, согласно статистике, в 2009 г. республику посетило около 25 тыс. человек.
Сельский туризм. В этом сегменте также высока доля неорганизованного туризма, прежде всего в силу существования теневого рынка аренды дач. Оценка данного сегмента в настоящее время может быть осуществлена только экспертным методом. Анализ информации, представленной на интернет-ресурсах, показал, что единовременная вместимость сельских домов, представленных на сайтах различных турфирм, составляет 517 мест. Если принять коэффициент загрузки для сельских домов равный среднему коэффициенту по гостиничным предприятиям (0,36), а среднюю продолжительность равной 3 суткам, то общее количество размещенных туристов составит 22,3 тыс. чел. В итоге можно сделать вывод о том, что количество туристов в рамках этого сегмента составляет 20-25 тыс. чел. в год.
Таким образом, общее количество организованных туристов, без учета конкурсантов, в Республике Карелия оценивается на уровне 350-370 тыс. чел. в год (по данным 2009 года). Соответственно общее распределение туристского потока в 2009 г. выглядело следующим образом (рис. 3): общее количество посетителей - 1,65 млн человек; количество организованных туристов и экскурсантов - 457,5 тыс. человек; количество организованных туристов - 350 тыс. человек.
Рис. 3. Туристский поток в Республике Карелия в 2009 г.
В Республике Карелия за последние несколько лет произошло как количественное, так и качественное изменение предложения услуг по размещению туристов (рис. 4).
Рис. 4. Развитие туристской инфраструктуры и доходы от сферы туризма.
По данным Карелиястата, за период с 2000 по 2010 г. значительно увеличилось количество гостиничных предприятий. Если в 2000 г. их общее число составляло 58, то на конец 2009 г. насчитывалось уже 108. В таблицах 2 и 3 представлены данные по занятости и обороту в сфере туризма.
Таблица 2 - Занятость и производительность в туризме в 2009 г.
Турфирмы |
|
Обслужено туристов, чел. |
38258 |
Кол-во занятых - все турфирмы, чел. |
199 |
Кол-во занятых - туроператоры, чел. |
64 |
Оборот туристского продукта - все турфирмы, тыс. руб. |
385052 |
Оборот туристского продукта - туроператоры, тыс. руб. |
64399 |
Выработка на одного занятого, тыс. руб./чел. |
1935 |
Гостиничные предприятия |
|
Размещено всего, чел. |
105176 |
Кол-во занятых, чел. |
512 |
Кол-во туристов, обслуживаемых одним работником, чел. |
205 |
Оборот гостиничных предприятий, тыс. руб. |
425 300 |
Выработка на одного занятого, тыс. руб./чел. |
830 |
Культурно-познавательный туризм |
|
Кол-во организованных туристов, чел. |
80000 |
Кол-во занятых (основной персонал), чел. |
75-100 |
Кол-во занятых (вспомогательный персонал), чел. |
250-300 |
Средняя заработная плата основного персонала, руб./мес. |
20000-25000 |
Средняя заработная плата вспомогатель. персонала, руб./мес. |
5000-10000 |
Кол-во туристов, обслуживаемых одним работником, чел. |
150-200 |
Активный туризм |
|
Кол-во организованных туристов, чел. |
55000 |
Кол-во занятых (основной персонал), чел. |
100-150 |
Кол-во занятых (вспомогательный персонал), чел. |
400-500 |
Средняя заработная плата основного персонала, руб./мес. |
15000-20000 |
Средняя заработная плата вспомогательного персонала, руб./мес. |
20000-25000 |
Кол-во туристов, обслуживаемых одним работником, чел. |
100-150 |
Таблица 3 - Оборот в сфере туризма, тыс. руб.
Платные услуги населению - всего, млн руб. |
15726,4 |
Из них туристские, млн руб. |
537,4 |
Из них санаторно-оздоровительные, млн руб. |
509 |
Из них услуги гостиниц, млн руб. |
425,3 |
Культурно-познавательный туризм |
|
Кол-во организованных туристов, чел. |
80 000 |
Средняя стоимость тура, руб. |
12 000 |
Общий оборот, млн руб. |
960 |
Дополнительные расходы одного туриста, руб. |
700 |
Общий объем дополнительных расходов, млн руб. |
56 |
Активный туризм |
|
Кол-во организованных туристов, чел. |
55 000 |
Средняя стоимость тура, руб. |
7 000 |
Общий оборот, млн руб. |
385 |
Дополнительные расходы одного туриста, руб. |
400 |
Общий объем дополнительных расходов, млн руб. |
22 |
Используя данные табл. 2 и 3, можно сделать предварительный расчет оборота от сферы туризма.
- Культурно-познавательный туризм - 960 млн руб., при этом в данный оборот входит оборот гостиничных предприятий + дополнительные расходы туристов - 56 млн руб. Всего - 1016 млн руб.
- Активный туризм - 385 млн руб. (не включает услуги размещения) + дополнительные расходы туристов - 22 млн руб. Всего - 407 млн руб.
- Деловой туризм - услуги размещения (количество человек среднюю стоимость проживания среднюю продолжительность проживания) - 110 млн руб.; питание (среднесуточные расходы количество туристов среднюю продолжительность пребывания) - 30 млн руб.; дополнительные расходы - 15 млн руб. Всего - 155 млн руб.
- Оздоровительный - 509 млн руб.
- Экологический (кол-во посетителей среднюю стоимость путевки) - 45 млн руб.
- Сельский (количество человек среднюю стоимость проживания среднюю продолжительность проживания) + питание + дополнительные расходы - 115 млн руб.
Таким образом, общий оборот сферы туризма в Республике Карелия, включающий все расходы туристов (туристские услуги, размещение, питание, дополнительные расходы), составил 2,24 млрд руб.
Общее количество занятых, по данным официальной статистики, в сфере туризма составило: гостиничные предприятия - 512 чел., специализированные средства размещения - 738 чел., турфирмы - 199 чел. Как показали результаты исследования, численность сезонных работников, привлекаемых турфирмами в летний период, составляет 700-800 чел. Общая численность занятых обслуживанием туристов в 2009 г. составила около 2200 человек, что составляет 0,6% от занятых в экономике РК.
Таким образом, полученные результаты являются достаточно надежной базой для разработки конкретных маркетинговых стратегий в сфере туризма и разработки программ развития туризма в регионе.
Библиографическая ссылка
Жирнель Е.В., Толстогузов О.В. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5119 (дата обращения: 04.11.2024).