Социализация личности базируется на признании приоритетности раннего детского социального развития, находящегося в прямой зависимости от межличностных интеракций в семье: в частности количества или качества внимания со стороны социально близких людей (отца и матери). Родительское отношение при этом понимается как система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Целью исследования явилось изучение родительского отношения к ребенку в семьях, прошедших физиопсихопрофилактическую подготовку в партнёрских родах (Информационное письмо №№ 13-03/10-48, Москва, 1997). Использована методика измерения родительских установок и реакций по «Тест-опроснику родительского отношения (ОРО)» А.Я, Варги и В.В.Смолина (1998). Опросник изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребенка, состоит из 5 шкал, включающих 61 утверждение типа «Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка» или «Я ловлю часто себя на враждебном отношении к своему ребенку». Здесь нет правильных и неправильных ответов, отец и мать отвечают согласно своему мнению.
Обследовано 42 семьи, из них 24 родителя группы наблюдения (ГН) и 18 родителей группы сравнения (ГС).
По результатам исследования установлено, что в ГН половина родителей (50,4%) по своим взглядам на воспитание были отнесены к шкале «Кооперация», что отражает социально-желательный образ родительского отношения, когда имеется доверие, заинтересованность в делах и планах малыша, поощряются инициатива и самостоятельность. В ГС таких родителей было лишь 8,0%.
Характерно, что ни одни родитель из ГН не воспитывает своего ребенка в духе «маленького неудачника», в ГС таких родителей было 33,4%. Эта шкала отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, он представляется неприспособленным и неуспешным, открытым для дурных влияний, нет доверия своему ребенку, в связи с чем отец и мать стараются ограничить его от трудностей в жизни и строго контролировать.
К шкале «авторитарная гиперсоциализация» отнесены в ГН 20,8%, а в ГС 38,2% родителей. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения.
К шкале «симбиоз», отражающую межличностную дистанцию в общении с ребенком, были отнесены в ГН 25,5%, а в ГС 15,5% родителей. Содержательно эта тенденция характеризуется тем, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградит его от трудностей жизни, по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельность никогда.
В ГН 4,2%, а в ГС 5,5% родителей были отнесены к шкале «принятие-отвержение». Она отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. С одной стороны родителю нравится малыш таким, какой он есть. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, но с другой стороны родитель воспринимает его неприспособленным, неудачливым и не доверяет ему.
Таким образом, анализ ответов по тест-опроснику ОРО позволяет сделать вывод о том, что родители, прошедшие физиопсихопрофилактическую подготовку в партнёрских родах более открыты своему ребенку, творчески подходят к воспитанию и больше доверяют своему малышу, принимая его как отдельную личность.
Библиографическая ссылка
Девятых И.Л., Ямолдинов Р.Н., Лопатин В.В. ВЛИЯНИЕ ФИЗИОПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ НА РОДИТЕЛЬСКУЮ ПОЗИЦИЮ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=51 (дата обращения: 15.10.2024).