Социальные истоки института призрения обнаруживаются еще в дохристианский период. Но благотворительность, как организованная общественная система призрения на Руси, стала складываться с принятием христианства, когда появились монастыри. Именно монастыри начали создавать первые богадельни и больницы для бедных, странствующих и немощных. Накопленный на Руси опыт нашел свое дальнейшее продолжение и развитие в деятельности российских государей [1].
Это отражено в решении Стоглавого церковного собора (1551 г.) и Соборном Уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.). Новый период в истории социального призрения связан с указом 1682 г. царя Федора Алексеевича, где предлагались конкретные меры борьбы, прежде всего с нищенством [3].
Петр I в области призрения сформулировал политику «вразумляющего принуждения». Это относилось, прежде всего, к ограничению роли церкви в социальной политике. Проведя частичную секуляризацию, государство получило дополнительный источник доходов, а церковь лишилась значительных средств для ведения благотворительной деятельности [5].
Началось устройство призрения на новых началах, с передачи заботы о бедных и немощных государственным светским структурам (городским и губернским магистратам, финансовому ведомству, старостам и сотским). Но это вовсе не означает, что в петровские времена или при его преемниках стала складываться государственная система помощи нищим и престарелым.
Губернская реформа Екатерины II (1775 г.) содержала, кроме прочего, и создание губернских «Приказов общественного призрения». Кроме них, в каждой губернии учреждалась дворянская опека и сиротские суды. Как и все прочие губернские учреждения, приказы общественного призрения были органом всесословным. Приказы общественного призрения должны были сосредоточить в своих руках устройство и надзор над общественными заведениями: народными школами; госпиталями; сиротскими домами; богадельнями; домами для неизлечимо больных; домами для сумасшедших; работными домами; рабочими и смирительными домами [6].
Сиротские дома, богадельни и госпитали преследовали не только чисто благотворительные цели, они должны были закрыть источник появления маргинальных слоев в обществе. Таким образом, с одной стороны, они были призваны оказывать помощь нищим, увечным, калекам, инвалидам, незаконнорожденным детям и престарелым, а с другой - приказы общественного призрения были инструментом сохранения общественного спокойствия.
Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы возложили основную тяжесть социальной защиты и помощи нуждающимся на городское и земское (сельское) общественное самоуправление, стал реальностью новый этап в развитии системы призрения. Появились новые принципы социальной работы. Основные из них: децентрализация социального призрения; рациональный подход к формам и методам социальной работы; стремление к предупреждению обнищания людей.
Усиление социальной поляризации и увеличение числа лишенных традиционных основ жизни и источников существования людей, требовавших особого внимания общества, и выход на общественную арену разночинных слоев общества, появление национальных буржуазных деятелей создали условия для перевода системы призрения сирот, нищих, калек и престарелых на новый общественно-государственный уровень.
Наряду с государственной системой приказов общественного призрения в дореволюционной России стала формироваться довольно разветвленная система сословных благотворительных обществ и учреждений, а также несколько обществ полуправительственного, полуобщественного характера. Для того чтобы оценить состав системы государственного и общественного призрения в начале XX в., рассмотрим статистическую сводку (табл. 1) [2].
Таблица 1 - Благотворительные учреждения России по ведомствам
В каком ведомстве |
Число благотв. учреждений |
обществ |
заведений |
||
в городах |
вне городов |
в городах |
вне городов |
||
Ведомство учреждений императрицы Марии |
803 |
284 |
24 |
407 |
88 |
Российское общество Красного Креста |
365 |
321 |
20 |
22 |
2 |
Попечительство о трудовой помощи |
308 |
83 |
18 |
160 |
47 |
Императорское человеколюбивое общество |
211 |
35 |
3 |
152 |
21 |
Ведомство православного вероисповедания |
1697 |
441 |
141 |
958 |
417 |
Министерство внутренних дел |
6616 |
2111 |
854 |
2547 |
1104 |
Министерство народного просвещения |
439 |
198 |
8 |
182 |
51 |
Министерство юстиции |
123 |
47 |
1 |
58 |
17 |
Министерство путей сообщения |
24 |
8 |
1 |
10 |
5 |
Морское министерство |
8 |
5 |
- |
3 |
- |
Главное управление земледелия и землеустройства |
24 |
3 |
3 |
2 |
16 |
Министерство Императорского Двора |
17 |
5 |
- |
11 |
1 |
Собственная Его Императорского Величества канцелярия |
2 |
- |
- |
2 |
- |
Министерство финансов |
36 |
14 |
1 |
14 |
7 |
Государственный контроль |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Без указания ведомства |
228 |
46 |
16 |
117 |
49 |
Всего |
11040 |
4762 |
6278 |
Данная таблица позволяет сделать следующие выводы.
- Из 11040 заведений в городах были 7998, вне городов 3042, в том числе в Европейской России 9465 заведений: 6962 в городах, 2683 вне городов.
- Министерствам и ведомствам принадлежали 7290 учреждений призрения.
- Православная церковь содержала 1697 богаделен, сиротских домов и др. учреждений.
- На благотворительность царской семьи приходилось 1014 учреждений.
- На общественную благотворительность - 1039.
Из этого статистического анализа следует, что около 80% учреждений для немощных и неимущих содержало государство и лишь 20% - общественная благотворительность.
Прекрасным примером личной благотворительности и попечения о престарелых являются истории Прохоровской богадельни в Подольске, описанной Э.Ф. Сун, и богаделен в Ивановской области.
Первое упоминание о богоугодном заведении (вероятно, богадельная изба) в г. Подольске относится к 1825 г. (1089 жителей). В 1861 г. Московский купец Сергей Трифонович Прохоров подал в Московскую духовную консисторию митрополиту Филарету (Дроздову), освящавшему в 1854 г. достроенную церковь Воскресения Христова (по архивным документам искусствоведа Л.Р. Вайнтрауба, на средства того купца), прошение о строительстве за свой счет каменной богадельни при этой церкви. Разрешение было получено с предписанием: отделить шесть десятин земли от Троицкой г. Подольска церкви в пользу Воскресенской Кладбищенской [7].
В 1871 г., благодаря настойчивости С.Т. Прохорова, который заслужил уже к тому времени звание потомственного почетного гражданина, и по его вторичному прошению о постройке богадельни при Кладбищенской церкви, специальное размежевание церковных земель было проведено. Письменное производство по этому вопросу подписали: от Троицкой церкви - священник Н.В. Косменков, от Воскресенской - священник Н. Чернобровцев.
За минувшие после первого прошения десять лет богадельни в России были переданы из Приказа общественного призрения в ведение земства (1864 г.) и городов (1870 г.), а построенная Московско-Курская железная дорога разделила с частичным отчуждением церковную пашенную землю пополам.
В том же 1871 г. (примерно 9 тыс. жит. в городе) была построена из кирпича центральная часть Прохоровской богадельни. Через год к ней сделали правую пристройку, а в 1874 г. - левую. В здании богадельни размером в плане 12 на 25 метров размещалось сначала до 20 человек призреваемых, имелись мужское и женское отделения, кухня, помещения для попечителя и совета. Главные фасады богадельни и домов причта выходили на ул. Воскресенскую. Во дворах этих зданий находились хозяйственные постройки и участки под сады и огороды. Весь земельный надел богадельни составлял примерно 40 соток.
О самом устроителе и попечителе богадельни нам, к сожалению, больше ничего не известно. Среди учредителей и членов образованного в октябре 1893 г. в Подольске (примерно 13 тыс. жит.) попечительного Общества по призрению и приюту лиц, не имеющих крова и пропитания, фамилия С.Т. Прохорова уже не встречается. В числе основных учредителей Общества были: исполняющий должность уездного Предводителя дворянства камер-юнкер А.М. Катков, избранный председателем правления, и городской голова П.Г. Щекин. На учредительном собрании Общества протоиерей Н.В. Косменков произнёс прочувствованное слово о значении помощи ближнему в деле нашего спасения. Для размещения Дома трудолюбия - приюта до 40 человек, было нанято и приспособлено два дома, расположенных на противоположной от Прохоровской богадельни стороне улицы и несколько дальше от церкви. Эти бревенчатые дома, один из которых был с мезонином (в настоящее время на этом месте каменное здание детсада «Росток», ул. Красная, д. 31/1), принадлежали купцу и церковному старосте Я.Н. Конаныкину, избранному казначеем правления Общества. К концу 1893 г. число членов Общества составило 100 человек, из них 1/3 - купцы. Приют содержался за счет членских взносов, пожертвований от разных лиц, благотворительных спектаклей и части заработка призреваемых [7].
В 1899 г. среди благотворительных учреждений в г. Подольске числились: Прохоровская богадельня на 30 чел., которой заведовал тогда купец С.Ф. Аллилуев; богадельный дом на 38 чел. попечительного Общества; бесплатный ночлежный приют того же Общества. В Подольском уезде имелись: богадельня на 9 призреваемых в с. Дубровицы, которая содержалась на средства кн. С.М. Голицина, а также церковно-приходская богадельня на 12 чел. в с. Покров.
Старейшая богадельня в Ивановском крае была устроена близ села Шилекша Кинешемского уезда в 1800-1801 гг. для престарелых крестьян купцом Ф. Сыренковым и носила его имя. В богадельню принимали безродных и престарелых, но только таких, которые еще могут за собой ухаживать, всего 7-10 человек. Шуйские благотворители также создавали богадельные дома, например богадельный дом купцов Носовых при Троицкой церкви (открыт до 1816 г.). Во второй половине XIX в. эти заведения в первоначальном виде уже не существовали.
В 1847 г. при Благовещенской единоверческой церкви была открыта богадельня на 20 человек. В это же время начала действовать богадельня в г. Шуе при Всесвятской церкви на 6 женщин. В селе Лежневе Ковровского уезда в 1860 г. была образована богадельня на 20-30 человек. Более подробных сведений о вышеперечисленных заведениях нет. Сохранились данные о Николаевском богадельном доме в Иваново-Вознесенске. В уставе говорилось, что богадельня «учреждается обществом местных граждан при посадской больнице мастеровых и рабочих для призрения в ней неимущих 20 лиц обоего пола». Открытый в 1866 г. богадельный дом получал содержание из сумм, отпускаемых из прибылей местного общественного банка и пожертвований. В 1884 г. Иван Никонович Гарелин заявил о своем желании построить новое здание богадельни. В том же году он умер. Дело его завершили сыновья Александр и Никон. В 1885 г. призреваемые были переведены в новое здание при больнице мастеровых и рабочих [8].
В 1865-1866 гг. в Кинешме при Богородской церкви открыта городская богадельня Поленова. В 1866 г. в Шуе открыта богадельня в память спасения императора Александра II от покушения. В богадельне проживали 10 женщин, и, кроме того, 13 престарелых получали пособия от богадельни до 3 рублей в месяц. В это же время в Иваново-Вознесенске действовала богадельня для престарелых рабочих им. А.Н. Новикова, рассчитанная на 24 человека. Она содержалась на личные средства Н.Н. Новиковой. В 1897 г. была открыта богадельня Н.Т. Щапова. На его средства здесь жило 5 человек. Функционировала богадельня М.А. Гарелиной на 11 женщин. «Владимирские епархиальные ведомости» сообщают, что 11 марта 1904 г. в Иваново-Вознесенске состоялось открытие вновь построенной близ Преображенского храма (Белая церковь) богадельни для престарелых рабочих фабрик Торгового дома Никона Гарелина. Она занимала двухэтажный дом: на нижнем этаже располагались мужчины, а на верхнем - женщины. В 1911 г. была открыта богадельня им. И.В. Небурчилова, одного из совладельцев Куваевской мануфактуры. Он завещал 1 млн руб. на постройку больницы (ныне 1-я городская больница) и сумму поменьше - на устройство богадельни на 70 человек, построенной на Всесвятской улице (ныне ул. Ермака).
В 1915 г. был утвержден устав женской богадельни, построенной по завещанию М.А. Любимовой (дочери А.С. Коновалова) при Скорбященской церкви (ныне ул. Кузнецова). Здесь проживали 10-12 человек. Богадельня состояла в ведении Епархиального совета и находилась под его управлением. На средства семейства Коноваловых был построен «приют для хроников и престарелых рабочих обоего пола, неспособных к труду». Он именовался «убежищем им. А.П. Коновалова» и находится, вероятно, в Бонячках [4].
В сельской местности Ивановского края были организованы земские богадельни. Например, с 1891 г. действовали богадельня в селе Покровском Кинешемского уезда, богадельня Середского общества в селе Середа. Не сохранилось более подробных данных о некоторых других заведениях: Гаврилово-Посадской Зиминской богадельне Барановой (действовала с 1867 г.), богадельне Юрьевецкого городского дома призрения престарелых и увечных лиц обоего пола (действовала с 1878 г.), Иваново-Вознесенской богадельне при Вознесенской церкви (работала с 1879 г.), богадельне Ю. Каретниковой в с. Тейкове (открылась в 1881 г.), церковно-приходской богадельне при Казанской церкви села Макаровского Юрьевецкого уезда. Все они были созданы для оказания помощи престарелым людям.
Октябрьскими событиями 1917 г. прежняя госсистема социальной защиты вместе с общественной благотворительностью была разрушена. Милосердие и благотворительность были заменены на систему государственного социального обеспечения. Эта система имела как свои неоспоримые плюсы, так и вполне очевидные минусы. Государственное содержание домов престарелых гарантировало стабильное финансирование, но это финансирование шло по остаточному принципу. Средств для содержания домов престарелых катастрофически не хватало. Часто местные чиновники и руководство учреждений направляли государственные средства на другие, «более важные» нужды или просто присваивали их себе. Одним из самых ярких примеров подобного поведения государственных чиновников является персонаж романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» директор старгородского дома престарелых - Альхен - «голубой воришка». Таких «воришек» в советское время было довольно много. Следствием такой социальной политики советского периода является современное состояние домов престарелых. Не только уровень оснащенности не соответствует современным требованиям, но и отсутствует обеспечение элементарной безопасности, что часто приводит к трагедиям [9].
Сегодня милосердие - это помощь нуждающимся; формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над престарелыми, помощь многодетным семьям, забота об инвалидах.
В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.
Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрожденной Русской православной церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.
Самая глубокая, самая искренняя доброта всегда бескорыстна. Она - родник живительной энергии, которая помогает заполнять миллионы опустошенных, страждущих сердец. Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества.
Рецензенты:
- Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации Полоцкого государственного университета, г. Новополоцк.
- Мошкин А.Н., д.и.н., профессор кафедры российской и всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Коновалов Я.С., Лебедев И.В., Чернова О.А. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОМОВ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5077 (дата обращения: 01.04.2025).