Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Каракозов С.Д. 1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Алтайская государственная педагогическая академия"
В статье рассматривается понятие интеллектуальной готовности студента к учению в вузе в связи с успешностью учения. Предложена модель интеллектуальной готовности студентов к учению в вузе. Приводятся результаты исследования прогнозирования успешности учения студентов на основе диагностики их интеллектуальной готовности к учению в вузе. Проведены мониторинговые исследования, сделаны выводы о том, что для студентов средством прогнозирования успешности учения в вузе на начальном этапе могут служить результаты ЕГЭ, на протяжении трех лет – интегрированная оценка, определенная по максимальному уровню результатов ШТУР (школьного теста интеллектуального развития), ЕГЭ. Использование ШТУР позволит строить более точный прогноз об успешности учения выпускников общеобразовательной школы в вузе и будет способствовать повышению качества образования в высших учебных заведениях.
интеллектуальная готовность
интеллектуальная готовность студента к учению в вузе
интеллектуальное развитие
интеллектуальная зрелость
прогнозирование успешности учения в вузе
1. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Звонников, М.Б.Челышкова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., Просвещение, 1968. - 432 с.
3. Нестерова И.Ф., Вальтеран Е.В., Силкова М.А. Диагностика психологической готовности абитуриентов и студентов педагогического факультета к профессиональной деятельности на основе компьютерного тестирования [Электронный ресурс]. - URL: http://university.tversu.ru/teachers_conference.phtm.
4. Печатнова Н.Б. Прогнозирование успешности учения в вузе выпускников общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009. - 23 с.
5. Черкасова О.Д. Психологическая готовность к учению в вузе выпускников средних общеобразовательных заведений в оценке школьников и лицеистов старших классов [Электронный ресурс]. - URL: http://psyinfo.ru/ru/conference/internet/doc.
На академические достижения и успешность учения учащихся оказывает существенное влияние их интеллектуальное развитие. Оценка качества подготовки выпускников средней школы происходит с помощью ЕГЭ и базовых экзаменов. Исследования психологов, выполненные в русле системы развивающего обучения, показали, что необходимо дифференцировать образовательный результат, выраженный в знаниях, умениях, с одной стороны, и уровне умственного развития, с другой. При поступлении в вуз, как показало исследование, выполненное под нашим руководством, результаты ЕГЭ не всегда коррелируют с успешностью учения студентов. При этом интеллектуальное развитие и интеллектуальная готовность практически не диагностируется при поступлении в вуз.

В целях обоснования необходимости диагностики интеллектуального развития и интеллектуальной готовности для прогнозирования достижений студентов при обучении в вузе рассмотрим, как представлены в современной психолого-педагогической литературе аспекты диагностики интеллектуальной готовности учащихся к переходу на новый уровень реализации образовательных программ.

Интеллектуальная готовность - достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы, сформированность общих интеллектуальных умений.

В.А. Крутецкий [2] понятие структуры готовности (пригодности) к деятельности, в рамках исследования способностей к изучению математики, изображает схематически (рис. 1).

Рис. 1. Структуры готовности (пригодности) к деятельности.

Интеллектуальная готовность студентов к учению вузе, связь интеллектуального развития и успешности учения студентов недостаточно отражены в современной психолого-педагогической литературе. Вместе с тем реализация компетентностного, деятельностного и других современных подходов предполагает как опору на интеллектуальные способности, так и развитие интеллекта студентов в процессе обучения.

Хотя, как уже отмечалось, понятие готовности выпускников общеобразовательной школы к обучению в вузе, на наш взгляд, недостаточно раскрыто в современной науке, в настоящее время в ряде высших учебных заведений предприняты попытки исследования психологической готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе. О.Д. Черкасовой проведено исследование выпускников и учащихся лицеев и школ с целью обозначить круг мнений респондентов по проблеме адаптации к учению в вузе, в частности, факторов, влияющих на адаптацию к учению в вузе. В результате проведенного исследования были выделены факторы, свидетельствующие, по мнению респондентов, о психологической готовности к учению в вузе: высокий уровень знаний по предметам, познавательная потребность, наличие воли, коммуникативная компетентность, поддержка семьи, владение способами саморегуляции, владение приемами, способами учебной деятельности в вузе выпускника общеобразовательного заведения [5].

Кафедра педагогики и психологии начального образования педагогического факультета ТвГУ ведет диагностику психологической готовности будущих учителей начальных классов к учебно-профессиональной деятельности с помощью тестов, направленных на изучение всех ее составляющих, отраженных на рис. 2.

Результаты исследования психологической готовности студентов 1-2-го курсов способствуют формированию индивидуального стиля общения студентов с учащимися в ходе педагогической практики, а также служат основой выбора определенного способа реализации личностного плана профессионального самоопределения в адаптационный период [3].

Рис. 2. Структуры психологической готовности абитуриента к учебно-профессиональной деятельности.

Рис. 3. Компоненты готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе.

В нашем исследовании [4] выделены в готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, психофизиологическая и физическая готовность (рис. 3).

Поскольку понятие интеллектуальной готовности выпускников школ к учению в вузе в современной науке недостаточно разработано, раскроем его содержание и наше рабочее определение.

Достижения обучающихся обеспечиваются сформированностью всех видов и форм мышления, мыслительных операций, качеств ума. Выпускники общеобразовательной школы для дальнейшего успешного учения в вузе должны обладать абстрактно-логическим, теоретическим, дискурсивным и продуктивным (творческим) мышлением. Особенно ценным достижением, характеризующим уровень интеллектуального развития и определяющим интеллектуальную компетентность, является продуктивное мышление. Оно характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. Период окончания школы характеризуется достижением интеллектуального развития личности, приближающимся к интеллектуальной зрелости.

Возрастной период достижения личностью интеллектуальной зрелости определяется по-разному. Например, согласно теории Ж. Пиаже, достижение зрелости мышления происходит в возрасте 14-15 лет; согласно теории Д. Векслера - около 20-ти лет; согласно исследованиям, выполненным под руководством Б.Г. Ананьева, оптимумы в развитии мышления приходятся на 20 лет, 23 года и 25 лет; В.М. Русалов констатирует, что «динамико-содержательные свойства личности - интеллект, характер - характеризуются двумя типами зрелости: и дефинитивной, и акмеологической. В дефинитивном смысле зрелость интеллекта и характера наступает в среднем к 12-20 годам, а в акмеологическом смысле - к 25-45 годам» [1].

В нашем исследовании мы будем придерживаться подхода В.М. Русалова и охарактеризуем период окончания школы временем дефинитивного созревания интеллекта учащихся, при этом достижение дефинитивного типа зрелости интеллекта будем понимать как достижение сформированности интеллектуальных операций, логических форм и приемов на уровне абстрактно-логического, теоретического мышления.

Достижение выпускниками общеобразовательной школы дефинитивного типа интеллектуальной зрелости, по нашему мнению, является одним из условий положительного прогноза их успешности учения в вузе. На успешность учения в вузе оказывает влияние зрелость и других познавательных процессов (например, восприятия, памяти). Согласно исследованиям Б.Г. Ананьева, оптимумы в развитии памяти приходятся на 19 лет, 22 года и 25 лет. Это говорит о том, что достижение оптимумов в развитии памяти немного опережает (со сдвигом на один год) достижение оптимумов в развитии мышления. Поэтому диагностика достижения именно дефинитивного типа интеллектуальной зрелости в период окончания школы учащимися необходима для определения успешности их учения в вузе.

Исходя из вышесказанного, интеллектуальную готовность к учению в вузе мы определим как достижение достаточного для начала учения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), включающего сформированность интеллектуальных операций, логических форм и приемов на уровне абстрактно-логического, теоретического мышления, владение выпускниками школ знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы средней школы.

Нами выделены характеристики познавательных процессов, необходимые для успешного учения в вузе, и разработана модель интеллектуальной готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе. Познавательный процесс восприятия в нашей модели будет характеризоваться зрелостью зрительного и слухового восприятия. Память характеризуется развитием следующих ее видов: кратковременной, долговременной, логической, опосредованной, произвольной. Согласно выделенным В.Д. Шадриковым в анализе мышления сторонам мыслительной деятельности, мы выделим в разрабатываемой нами модели: содержательную и функционально-операционную стороны. При этом зрелость содержательной стороны будет характеризовать сформированность у учащихся различных образов, представлений, теоретических и эмпирических понятий, символов, схем. Зрелость функционально-операционной стороны мышления характеризуется достижением личностью дефинитивного типа зрелости интеллекта, т.е. сформированности интеллектуальных операций, логических форм и приемов на уровне абстрактно-логического, теоретического мышления. Поэтому в модуле функционально-операционной стороны мышления модели интеллектуальной готовности мы выделяем такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация; логические формы: понятие, суждение, умозаключение (индуктивное, трансдуктивное), рассматриваем соотношение абстрактно-логического и наглядно-образного видов мышления, вербального и невербального видов мышления. При определении зрелости такого познавательного процесса, как воображение, следует учитывать специальность (направление подготовки в вузе), на которую собирается поступать выпускник. При определении зрелости такого познавательного процесса, как речь, следует также учитывать направление подготовки (специальность), на которую собирается поступать выпускник. Выделенные нами и описанные выше компоненты модели интеллектуальной готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе, отражены на рисунке 4.

Диагностика интеллектуальной готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе в нашем исследовании представляет собой выявление:

  • уровней зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи);
  • уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы средней школы.

С целью изучения связи интеллектуального развития и успешности учения студентов в вузе Н.Б. Печатновой под нашим руководством [14] было выполнено мониторинговое исследование. В нём участвовало 40 студентов первого курса факультета математики и информатики и 27 студентов первого курса педагогического факультета АлтГПА. Диагностика интеллектуальной готовности происходила в начале учебного года по методике ШТУР (школьный тест интеллектуального развития). Результаты ШТУР исследуемых групп студентов мы перевели в уровни их интеллектуального развития; результаты единого государственного экзамена перевели в уровни овладения студентами знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы средней школы; уровни успешности учения студентов на первом этапе учения мы определили по результатам анкетирования преподавателей, ведущих занятия в исследуемых группах студентов (анкетирование происходило согласно критериям, описанным на первом этапе мониторингового исследования). Для установления корреляционной связи мы использовали метод ранговой корреляции rs Спирмена.

Результаты мониторингового исследования позволили сделать вывод о том, что для студентов, обучающихся по специальности «Математика», информативными средствами диагностики интеллектуальной готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе на начальном этапе учения являются результаты ЕГЭ по математике; для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», - результаты ШТУР и ЕГЭ по русскому языку.

Следующий этап мониторинга проводился через три года, т.е. когда студенты перешли на 4-й курс. Выявленная связь результатов тестирования с уровнями успешности учения студентов, доучившихся до четвертого курса, определенная по результатам учения в течение трех лет, показала, что для студентов, обучающихся по специальности «Математика», информативным средством успешности дальнейшего учения являются как результаты ЕГЭ по математике, так и результаты ШТУР и результаты ЕГЭ по русскому языку; для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», - результаты ШТУР и результаты ЕГЭ по русскому языку. Выявленное различие в информативности средств диагностики на различных этапах учения студентов по специальности «Математика» показало, что для дальнейшего учения в вузе общий  

Рис. 4. Модель интеллектуальной готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе.

уровень интеллектуального развития имеет большее значение, чем знания по математике, полученные в школе.

Таким образом, по результатам этого этапа мониторингового исследования мы сделали вывод о том, что для студентов, обучающихся по специальности «Математика», средством прогнозирования успешности учения в вузе на начальном этапе могут служить результаты ЕГЭ по математике, на протяжении трех лет - интегрированная оценка, определенная по максимальному уровню результатов ШТУР, ЕГЭ по математике и ЕГЭ по русскому языку; для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» средством прогнозирования успешности учения в вузе на начальном этапе может служить интегрированная оценка, определенная по максимальному уровню результатов ШТУР и ЕГЭ по русскому языку, на протяжении трех лет - результаты ШТУР.

На основании полученных результатов верификации информативности средств диагностики интеллектуальной готовности выпускников общеобразовательной школы к учению в вузе можно рекомендовать для построения прогноза об успешности учения в вузе выпускников общеобразовательной школы тест ШТУР. Использование этого теста позволит строить более точный прогноз об успешности учения выпускников общеобразовательной школы в вузе и будет способствовать повышению качества образования в высших учебных заведениях. 

Рецензенты:

  • Колмогорова Л.С., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии образования Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.
  • Некрасова Е.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии образования Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.

Библиографическая ссылка

Каракозов С.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5071 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674