Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДСИСТЕМА РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В СОСТАВЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

Бубарева О.А. 1 Попов Ф.А. 1
1 Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова"
В статье рассмотрены вопросы построения информационной системы расчета себестоимости образовательной услуги в рамках интегрированной автоматизированной информационной системы ВУЗа. Описана концептуальная модель системы, представлен фрагмент схемы взаимосвязей понятий предметной области. Данная система обеспечивает расчет фактической и планируемой себестоимости ОУ, ее прогноз при различных вариантах численности студентов, отслеживание динамики изменения себестоимости в разрезе образовательных программ и структурных подразделений. Внедрение данной системы позволило оперативно получить более точный результат для планирования бюджетных расходов, разработки оптимизированного бюджетного плана и формирования цен на образовательные услуги.
онтология
себестоимость
образовательная услуга
информационная система
1. Бубарева О.А. Адаптируемая система расчета себестоимости ОУ на основе онтологического подхода как часть автоматизированной системы управления вузом // Сб. науч. работ Всероссийского конкурса науч.-иссл. работ в области технологий электронного обучения в образовательном процессе. – Белгород : Белгородский гос. ун-т, 2010. – С. 112–116.
2. Бубарева О.А., Попов Ф.А., Ануфриева Н.Ю. Использование онтологий с целью интеграции данных в рамках автоматизированных информационных систем вузов // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12 (часть 1). – С. 85–88.
3. Повышение эффективности управления вузом с использованием автоматизированной информационной системы / О.А. Бубарева, Ф.А. Попов // Информация и образование: границы коммуникаций INFO 11 : сб. науч. трудов. – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2011. – № 3 (11). – С. 83–84.
4. Развитие интегрированной автоматизированной информационной системы вуза / Н.Ю. Ануфриева [и др.] // Труды XVIII Всероссийской науч.-метод. конференции «Телематика 2011». – СПб. : СПбГУ ИТМО, 2011. – Т. 1. – С. 22–23.
5. Web Ontology Language [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.w3.org/TR/owl-features/ (дата обращения: 21.09.11).
Расчет себестоимости образовательной услуги в вузе в настоящее время - актуальная задача, обусловленная необходимостью как формирования ее цены в случае предоставления услуги на платной основе, так и определения необходимых для ее оказания бюджетных расходов, в конечном итоге - разработки оптимизированного бюджетного плана. Задача эта может решаться в локальном варианте, но наиболее логичным и целесообразным с точки зрения оперативности получения результата и его точности, а также минимизации сопутствующих этому затрат представляется ее решение в составе Интегрированных автоматизированных информационных систем (ИАИС), обеспечивающих автоматизацию и информатизацию всех видов вузовской деятельности [4].

В зависимости от типа решаемых задач все подсистемы ИАИС можно разбить на три группы, реализующие, соответственно, функции автоматизации и информатизации основных бизнес-процессов организации, обеспечивающих процессов и процессов управления качеством продукции.  

При этом под основными бизнес-процессами подразумеваются процессы, направленные на реализацию с заданными параметрами качества основной для вуза продукции - образовательной услуги (ОУ), а также процессы решения сопутствующих образовательной деятельности научно-исследовательских и инновационных задач. К числу обеспечивающих относятся процессы управления ресурсами - кадровыми, материально-техническими, финансовыми, информационными, необходимыми для выполнения вузом его основной деятельности. Процессы управления качеством продукции реализуют функции планирования и корректировки основных бизнес-процессов, мониторинг и измерения как параметров этих процессов, так и параметров продукции, анализ результатов этих измерений и выработку соответствующих управляющих воздействий.

В соответствии с этим расчет себестоимости образовательной услуги относится к группе обеспечивающих процессов, реализующих функции управления финансовыми ресурсами, при выполнении которого осуществляется обмен данными как с другими обеспечивающими, так и с основными бизнес-процессами, а также с процессами управления качеством продукции.

Обмен данными с другими процессами осуществляется на следующих уровнях архитектуры ИАИС [2; 4]:

  • извлечение данных из операционных источников, их преобразование, консолидация и загрузка в хранилища и витрины;
  • представление данных в витринах, предназначенных для проведения целевого делового анализа;
  • собственно анализ данных;
  • Web-интерфейс, обеспечивающий пользователям доступ как к витринам данных, так и к результатам проведенного анализа.

Основные функции подсистемы расчета себестоимости при этом можно представить следующим образом:

  • расчет фактической и планируемой себестоимости ОУ по образовательным программам на учебный год;
  • расчет фактической себестоимости для конкретного обучаемого по статьям затрат по результатам реализованного этапа учебного процесса;
  • калькуляция себестоимости с одновременным сопоставлением статей затрат на обучение одного студента с фактическими затратами;
  • прогноз себестоимости образовательной услуги при различных вариантах численности студентов в разрезе образовательных программ и структурных подразделений вуза;
  • отслеживание динамики изменения себестоимости в разрезе образовательных программ и структурных подразделений.

В рамках онтологического подхода к построению ИАИС [1; 5], позволяющего создавать семантически ориентированные модели данных, описание концептуальной модели подсистемы расчета себестоимости ОУ можно представить как S=(X,R), где:  - непустое множество концептов (понятий), обусловленных процессами расчета себестоимости ОУ (Кафедра, Студент, Дисциплина, Группа, Специальность, Образовательная программа, Учебный план и т.п.);     - семейство отношений между понятиями: R1 - отношение наследования (например, Дисциплина является базовой по отношению к Дисциплине для очной формы обучения), , где Ch1 - множество потомков концепта С1, P2 - множество предков концепта С2; R2 - отношение агрегации (например, База данных включает таблицу), R2 X×At, At - множество атрибутов в рассматриваемой предметной области, At = { Aq | q=1, 2, ..., nq}, R2(Ci,Aq): Aq входит в <A>, где <A> - кортеж атрибутов концепта Ci; R3 - отношение ассоциации (например, Студент изучает Дисциплину), R3 ×XxX, ,где  - другие отношения, между которыми также определены ассоциации, b и b′ - либо один и тот же экземпляр, либо связанные между собой экземпляры двух понятий.

Каждый концепт определяется как Сi = (N, T, SV, P, Ch, <A>), где: N - уникальное имя концепта; T - его тип (абстрактный, представимый или составной); SV - семантическая метка, отражающая смысловое содержание концепта; , - соответственно множества предков и потомков концепта; <A> - кортеж атрибутов концепта.

Каждый атрибут A данной модели представлен выражением где M, U, SVA, K, D соответственно имя, тип, семантическая метка, ключ и значение атрибута.

Для описания правил преобразования концептов при интеграции информационных систем вводится функция интерпретации: Z(W)=Y, где W может принимать значения Ci, Ni, Ti, SVi, i [1,n], n - количество соответствующих элементов в концептуальной модели. Данная функция сопоставляет каждому концепту онтологии некоторое множество объектов, и каждому отношению - декартово произведение таких множеств.

На рисунке 1 приведен фрагмент схемы, отражающей взаимосвязь понятий предметной области расчета себестоимости в рамках рассмотренной модели.

Рисунок 1. Фрагмент схемы взаимосвязей понятий предметной области расчета себестоимости.

На рисунке 2 приведена структуры данной подсистемы, построенной с учетом рассмотренных выше положений.

Рисунок 2. Структура подсистемы расчета себестоимости ОУ.

Заключение. Рассмотренная подсистема реализована в составе ИАИС Бийского технологического института и находится в производственной эксплуатации [3]. Ее возможности и особенности построения позволяют применить ее и в других вузах, в составе их ИАИС. Ее возможности по манипулированию структурой себестоимости, а также информационная связь с другими подсистемами, в первую очередь - с подсистемами автоматизации финансовой и учебной деятельностей вуза, позволяют оптимизировать затраты на оказание образовательных услуг.

Рецензенты:

  • Оскорбин Н.М., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой теоретической кибернетикой и прикладной математикой ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Бийск.
  • Старовиков М.И., д.п.н., к.ф.-м.н., доцент, и.о. зав. кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина», г. Бийск.

Библиографическая ссылка

Бубарева О.А., Попов Ф.А. ПОДСИСТЕМА РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В СОСТАВЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5053 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674