В зависимости от типа решаемых задач все подсистемы ИАИС можно разбить на три группы, реализующие, соответственно, функции автоматизации и информатизации основных бизнес-процессов организации, обеспечивающих процессов и процессов управления качеством продукции.
При этом под основными бизнес-процессами подразумеваются процессы, направленные на реализацию с заданными параметрами качества основной для вуза продукции - образовательной услуги (ОУ), а также процессы решения сопутствующих образовательной деятельности научно-исследовательских и инновационных задач. К числу обеспечивающих относятся процессы управления ресурсами - кадровыми, материально-техническими, финансовыми, информационными, необходимыми для выполнения вузом его основной деятельности. Процессы управления качеством продукции реализуют функции планирования и корректировки основных бизнес-процессов, мониторинг и измерения как параметров этих процессов, так и параметров продукции, анализ результатов этих измерений и выработку соответствующих управляющих воздействий.
В соответствии с этим расчет себестоимости образовательной услуги относится к группе обеспечивающих процессов, реализующих функции управления финансовыми ресурсами, при выполнении которого осуществляется обмен данными как с другими обеспечивающими, так и с основными бизнес-процессами, а также с процессами управления качеством продукции.
Обмен данными с другими процессами осуществляется на следующих уровнях архитектуры ИАИС [2; 4]:
- извлечение данных из операционных источников, их преобразование, консолидация и загрузка в хранилища и витрины;
- представление данных в витринах, предназначенных для проведения целевого делового анализа;
- собственно анализ данных;
- Web-интерфейс, обеспечивающий пользователям доступ как к витринам данных, так и к результатам проведенного анализа.
Основные функции подсистемы расчета себестоимости при этом можно представить следующим образом:
- расчет фактической и планируемой себестоимости ОУ по образовательным программам на учебный год;
- расчет фактической себестоимости для конкретного обучаемого по статьям затрат по результатам реализованного этапа учебного процесса;
- калькуляция себестоимости с одновременным сопоставлением статей затрат на обучение одного студента с фактическими затратами;
- прогноз себестоимости образовательной услуги при различных вариантах численности студентов в разрезе образовательных программ и структурных подразделений вуза;
- отслеживание динамики изменения себестоимости в разрезе образовательных программ и структурных подразделений.
В рамках онтологического подхода к построению ИАИС [1; 5], позволяющего создавать семантически ориентированные модели данных, описание концептуальной модели подсистемы расчета себестоимости ОУ можно представить как S=(X,R), где: - непустое множество концептов (понятий), обусловленных процессами расчета себестоимости ОУ (Кафедра, Студент, Дисциплина, Группа, Специальность, Образовательная программа, Учебный план и т.п.);
- семейство отношений между понятиями: R1 - отношение наследования (например, Дисциплина является базовой по отношению к Дисциплине для очной формы обучения),
, где Ch1 - множество потомков концепта С1, P2 - множество предков концепта С2; R2 - отношение агрегации (например, База данных включает таблицу), R2
X×At, At - множество атрибутов в рассматриваемой предметной области, At = { Aq | q=1, 2, ..., nq}, R2(Ci,Aq): Aq входит в <A>, где <A> - кортеж атрибутов концепта Ci; R3 - отношение ассоциации (например, Студент изучает Дисциплину), R3
×XxX,
,где
- другие отношения, между которыми также определены ассоциации, b и b′ - либо один и тот же экземпляр, либо связанные между собой экземпляры двух понятий.
Каждый концепт определяется как Сi = (N, T, SV, P, Ch, <A>), где: N - уникальное имя концепта; T - его тип (абстрактный, представимый или составной); SV - семантическая метка, отражающая смысловое содержание концепта; ,
- соответственно множества предков и потомков концепта; <A> - кортеж атрибутов концепта.
Каждый атрибут A данной модели представлен выражением где M, U, SVA, K, D соответственно имя, тип, семантическая метка, ключ и значение атрибута.
Для описания правил преобразования концептов при интеграции информационных систем вводится функция интерпретации: Z(W)=Y, где W может принимать значения Ci, Ni, Ti, SVi, i [1,n], n - количество соответствующих элементов в концептуальной модели. Данная функция сопоставляет каждому концепту онтологии некоторое множество объектов, и каждому отношению - декартово произведение таких множеств.
На рисунке 1 приведен фрагмент схемы, отражающей взаимосвязь понятий предметной области расчета себестоимости в рамках рассмотренной модели.
Рисунок 1. Фрагмент схемы взаимосвязей понятий предметной области расчета себестоимости.
На рисунке 2 приведена структуры данной подсистемы, построенной с учетом рассмотренных выше положений.
Рисунок 2. Структура подсистемы расчета себестоимости ОУ.
Заключение. Рассмотренная подсистема реализована в составе ИАИС Бийского технологического института и находится в производственной эксплуатации [3]. Ее возможности и особенности построения позволяют применить ее и в других вузах, в составе их ИАИС. Ее возможности по манипулированию структурой себестоимости, а также информационная связь с другими подсистемами, в первую очередь - с подсистемами автоматизации финансовой и учебной деятельностей вуза, позволяют оптимизировать затраты на оказание образовательных услуг.
Рецензенты:
- Оскорбин Н.М., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой теоретической кибернетикой и прикладной математикой ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Бийск.
- Старовиков М.И., д.п.н., к.ф.-м.н., доцент, и.о. зав. кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина», г. Бийск.
Библиографическая ссылка
Бубарева О.А., Попов Ф.А. ПОДСИСТЕМА РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В СОСТАВЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5053 (дата обращения: 15.02.2025).