Цели и задачи. Сформулировать основные цели деятельности МСЗ и разработать эконометрические модели, прогнозирующие степень их реализации в сложившихся социально-экономических условиях муниципалитета.
Материалы и методы. В рамках авторской технологии оценки деятельности муниципальной системы здравоохранения, с помощью моделирования условной МСЗ, в том числе, путем итерации и учета следующих факторов: специфики хозяйствования в рамках организационно-правых форм большинства муниципальных ЛПУ, законодательно возложенных на них к исполнению функций в области охраны здоровья, [1, 5] и видов эффективности в здравоохранении (медицинская, социальная, экономическая). В качестве целей деятельности МСЗ установлены три социальных явления, возникающих в ходе реализации масштабных внутрисистемных процессов (параметров деятельности), вовлекающих множество остальных повторяющихся действий: 1) «Выполнение муниципального задания» - главная количественная величина, отражающая объем выполняемой работы медицинским учреждением (медицинская эффективность); 2) «Удовлетворенность пациентов медицинской помощью» - важный раздел в деятельности учреждения здравоохранения, выражающийся в виде обратной связи с пациентами, характеризующий многокомпонентную субъективную оценку работы ЛПУ с пациентами (социальная эффективность); 3) «Исполнение консолидированного бюджета» - интегральная база, обобщающая данные о качестве статистического, медико-экономического планирования, выполнении расчетно-кассовой дисциплины, целесообразности и эффективности произведенных расходов (экономическая эффективность).
Применив метод Delphi, в котором приняло участие 12 высококвалифицированных экспертов в области организации здравоохранения, мы определили 15 ключевых параметров деятельности МСЗ, которые влияют на степень достижения названных выше целей. К ним относятся: 1) «Выполнение функции врачебной должности (ФВД)»; 2) «Техническая оснащенность»; 3) «Выполнение стандартов медицинской помощи (МП)»; 4) «Субъективная удовлетворенность пациентов МП»; 5) «Доступность медицинской помощи»; 6) «Выполнение доходной части ЛПУ»; 7) «Выполнение расходной части ЛПУ»; 8) «Оплата труда персонала и нормирование труда»; 9) «Квалификация медицинского персонала»; 10) «Обеспеченность физическими лицами»;11) «Нарушения профессиональной деятельности и трудовой дисциплины»; 12) «Обеспеченность медикаментами и расходными материалами»; 13) «Выполнение нормативов затрат лечения»; 14) «Структуры прикрепленного населения и заболеваемости»; 15) «Имидж ЛПУ».
Далее нами был использован стандартизованный экспертный опрос, в ходе которого тем же экспертам было предложено по пятибалльной шкале с интервалом шага оценки в 0,1 ед. оценить влияние данных параметров на «Выполнение муниципального задания», «Удовлетворенность пациентов медицинской помощью» и «Исполнение консолидированного бюджета». Полученную информацию мы обработали методами регрессионного анализа.
Результаты исследований и их обсуждение. Идентифицировав входные (независимые) переменные, которыми являются пятнадцать параметров деятельности МСЗ, от Х 1 до Х 15 соответственно, мы получили общий вид модели: Y = f (Х 1, Х 2,...,Х 15).
После спецификации модели в линейной форме она приняла следующий вид: Yx = b + K1*X1 + K2*X2 +...+K15*X15, где K1-K15 - коэффициенты модели, b - свободный член модели, Yx - условное среднее - предсказанное моделью значение одной из целей МСЗ (в баллах).
Для построения регрессионной модели влияния факторов на «Выполнение муниципального задания» их числа мы отобрали три - имеющие среднее экспертное значение больше 4,5 баллов: «Выполнение ФВД» ; «Оплата труда персонала и нормирование труда»
; «Структуры прикрепленного населения и заболеваемости»
. Уравнение множественной регрессии приняло вид:
Коэффициенты ,
, были найдены при помощи метода наименьших квадратов (МНК). В результате мы получили регрессионную модель:
Для оценки прогностической силы модели мы рассчитали коэффициент детерминации, значение которого составило 0,68. Это означает, что вариация зависимой переменной («Выполнение муниципального задания») на 68 % объясняется изменением выбранных переменных. Наблюдаемое значение коэффициента детерминации (F) при уровне значимости α=0,05 и числе степеней свободы K=8, отраженное в неравенстве Fтабл=4,39<9,65=Fнабл, также свидетельствует о значимости уравнения регрессии.
Для каждого из трех факторов был рассчитан t-критерий Стьюдента на уровне значимости α=0,05, при числе степеней свободы n=10. Получены следующие неравенства: Х 1: t = 8,57 >t0,95;10 = 2,23; Х 8: t = 7,14 >t0,95;10 = 2,23; Х 13: t = 8,46 >t0,95;10 = 2,23, которые подтверждают значимость рассчитанных коэффициентов регрессии.
Таким образом, улучшение параметров деятельности МУ «Выполнение ФВД», «Оплата труда персонала и нормирование труда» и «Структуры прикрепленного населения и заболеваемости» на 1,0 ед. приводит к повышению «Выполнения муниципального задания» на 0,223, 0,356 и 0,220 ед. соответственно.
Аналогичным образом построены другие регрессионные модели.
Регрессионная модель влияния факторов на «Удовлетворенность пациентов медицинской помощью»:
Полученный коэффициент детерминации объясняет на 45 % вариацию зависимой переменной от изменения «Технической оснащенности», «Выполнения стандартов медицинской помощи» и «Доступности медицинской помощи». Улучшение данных параметров на 1,0 ед. приводит к повышению «Удовлетворенности пациентов медицинской помощью» на 0,045, 0,059 и 0,259 ед. соответственно.
Влияние каждого из трех факторов было проверено с помощью t-критерия Стьюдента на уровне значимости α=0,05, при числе степеней свободы n=10. Получены следующие неравенства: Х2: t = 7,50 >t0,95;10 = 2,23; Х3: t = 6,43 >t0,95;10 = 2,23; Х5: t = 6,43 >t0,95;10 = 2,23, которые подтверждают значимость рассчитанных коэффициентов регрессии.
Регрессионная модель влияния факторов на «Исполнение консолидированного бюджета»:
Полученный коэффициент детерминации объясняет на 32 % вариацию зависимой переменной от изменения «Выполнения расходной части ЛПУ», «Выполнения доходной части ЛПУ» и «Имиджа ЛПУ». Улучшение данных параметров на 1,0 ед. приводит к повышению «Исполнения консолидированного бюджета» на 0,229, 0,175 и 0,133 ед. соответственно.
Влияние каждого из трех факторов было проверено с помощью t-критерия Стьюдента на уровне значимости α=0,05, при числе степеней свободы n=10. Получены следующие неравенства: Х 6: t = 5,00 >t0,95;10 = 2,23; Х 7: t = 3,91>t0,95;10 = 2,23; Х 15: t = 4,50>t0,95;10 = 2,23, которые подтверждают значимость рассчитанных коэффициентов регрессии.
Параметр «Имидж ЛПУ» в качестве значимого фактора влияния встречается в двух регрессионных моделях, что свидетельствует о важности и перспективности данного раздела работы учреждения здравоохранения.
Заключение. Разработанные эконометрические модели позволяют:
- в условиях жестких финансовых ограничений МСЗ определить направления ресурсного воздействия для достижения необходимых, заданных результатов;
- формировать системные программы развития или оптимизации МСЗ, учитывающие корреляционные связи между различными параметрами в деятельности учреждений здравоохранения;
- оперативно поводить прогнозирование развития объекта управления (МСЗ или МУ) за счет простоты применения и универсальности моделей.
Рецензенты:
- Ломовцева О.А., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента организации ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород
- Бабинцев В.П., д. филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий Института государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Тхориков Б.А., Спичак И.В. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5047 (дата обращения: 08.02.2025).