Методологической основой профилактики травм является анализ факторов риска их возникновения [13; 28]. Проведенные исследования в последние десятилетия показали, что увеличение продолжительности жизни людей, в том числе пожилого и старческого возраста, повлекло за собой повышение частоты инволюционных процессов, к которым, в частности, относят остеопороз [36]. Экспертами ВОЗ констатировано, что 30% людей старше 65 лет и 50% - старше 80 лет, по крайней мере, один раз в год переносят падение, 30% которых приводят к серьезным травмам (переломам костей, вывихам и пр.). Переломы, в первую очередь проксимальных отделов бедренной и плечевой костей, позвоночника, нижнего конца лучевой кости, являются глобальной проблемой современной медицины как в Российской Федерации, так и за её пределами [26; 38; 48]. При этом к факторам риска окружающей среды относят ступеньки, неровности тротуаров, скользкие поверхности, плохое освещение и неподходящую обувь. Профилактика травм у пожилых должна предусматривать предупреждение падений и сохранение массы костной ткани [38; 44; 47; 49]. Для смягчения удара проксимального отдела бедренной кости о твердые поверхности при падениях находят применение специальные протекторы [38; 42]. Представляют интерес работы ученых на основе биоритмологического подхода [6]. Ими выдвинута гипотеза об увеличении частоты падений в результате снижения адаптационных возможностей людей, связанных с циклическими изменениями регуляторно-метаболических процессов в организме, особенно в процессе старения. Зарубежными авторами констатировано увеличение случаев травм и автокатастроф при повышенной температуре атмосферного воздуха на фоне глобального потепления климата [51]. Имеются немногочисленные сведения о том, что изменение функционального состояния ЦНС во время «магнитных бурь», увеличение латентного периода зрительно-моторной реакции на сигналы приводят к увеличению количества несчастных случаев [23].
Среди факторов риска повреждений у детей привлекает внимание проблема диспластических изменений в костно-суставном аппарате. На протяжении последних десятилетий в практике детской вертебрологии отмечается рост числа ротационных подвывихов в шейном отделе позвоночника или «острой кривошее», возникающей порой во время сна, при естественных движениях [12]. При этом указывается на полиэтиологичность этой патологии (воспаление, аномалии тропизма позвонков). Однако, судя по данным литературы, эффективной профилактики таких травм еще не предложено. В связи с частотой переломов костей в детском возрасте подчеркивается значение целенаправленного выявления их предрасполагающего фактора - признаков остеопении [10]. На примере школьного травматизма авторы предлагают осуществлять гигиенический подход в изучении возрастных особенностей формирования опорно-двигательного аппарата в совокупности с факторами образовательной среды и образа жизни, к которым относят режим обучения, организацию школьного питания и потребление кальция с продуктами, степень физической активности.
Известными учеными на страницах печати отражена необходимость дальнейшего совершенствования профилактического направления деятельности здравоохранения, поскольку медицинская профилактика как часть комплекса межведомственных мер призвана влиять на показатели здоровья [1; 29]. В то же время среди публикаций встречаются работы, на страницах которых отмечается невозможность на современном этапе состояния общества и здравоохранения развития профилактического направления по борьбе с травматизмом [37]. Напротив, опыт Свердловской области убеждает в том, что внедрение инновационных технологий способствует первоочередному решению вопросов предотвратимости травм [22]. Под руководством профессора Н.Л. Кузнецовой предложена комплексная, научно обоснованная система профилактики травматизма в одном из районов Екатеринбурга на основе межведомственного подхода, что позволило снизить уровень травматизма на 1,0% и сопровождалось выраженным экономическим эффектом. Налаженная система взаимодействия по профилактике травматизма в одном из районов Вологодской области между комитетом самоуправления, общественными организациями, дорожными службами, отделом образования с координирующим органом - областным центром профилактики позволила добиться снижения травматизации детей на 40%, а пожилых - на 22% [18]. Внедрение специальных государственных программ по борьбе с травматизмом в Швеции и Испании на протяжении ряда лет позволило добиться значительной экономии средств, необходимых на лечение пострадавших [41; 46]. Заслуживает внимания нестандартный проект «Лидерство улиц в обеспечении безопасности» городского совета Бирмингема [45]. В нем принимали участие дети, которые проводили рейды по проверке окружающей среды в районах своих школ, фотографируя опасности, угрожающие пешеходам. Поощрялось активное участие и заинтересованность молодых людей в обеспечении собственной безопасности и активная работа с инженерами дорожного строительства и специалистами по безопасности дорожного движения. Зарубежные авторы утверждают, что значительного снижения детского травматизма можно добиться путем организации социальной поддержки на дому, например, осуществляя программы патронажа молодых матерей [50]. Рекомендуется посещение семей, имеющих детей раннего возраста, что позволяет разъяснить родителям необходимость контроля поведения ребят, способствующего травматизации, целесообразность отказа от потенциально опасных изделий, таких как ходунки, двухъярусные кровати [15; 39]. Снизить частоту и степень тяжести травм, обусловленных падением, помогает внедрение стандартов игровых площадок, регламентирующих толщину нужного материала для покрытия поверхности, высоту оборудования и поддержание площадки в порядке [15]. Благодаря вмешательствам в воспитание детей с принятием разносторонних мер, которые чаще всего реализуются в домашних условиях, можно снижать уровень детского травматизма, в частности, в семьях с повышенным риском неблагоприятных последствий для здоровья ребенка [30; 43]. В профилактике травм у детей придается особое значение формированию навыков безопасного поведения [14].
Безусловно, предупреждение дорожно-транспортных травм и смертности от них остается одной из приоритетных задач здравоохранения [17]. Научные исследования позволили выявить ряд перспективных направлений деятельности по данной проблеме. Заслуживает внимания подход в рассмотрении дорожно-транспортного травматизма как системы, включающей в себя цепь звеньев: водитель - автомобиль - дорога - среда [9; 25]. Предложена экспертная модель оценки предрасположенности водителей автотранспорта к созданию аварийных ситуаций и их профессионального их отбора с учетом их психофизиологических характеристик. Авторы также указывают, что существенным пробелом в анализе дорожно-транспортных происшествий является недооценка их характера (авария или наезд на пешехода). Неизвестными остаются такие важнейшие признаки, как социальный статус и демографические характеристики жертв разного рода инцидентов, что снижает эффективность мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортного травматизма и его последствий [7]. Оценка ситуации в разных странах указывает на необходимость: запрещения употребления водителями алкоголя, приема лекарственных средств, снижающих внимание; решения проблемы их усталости; ограничения скорости движения; применения в автомобилях удерживающих устройств (ремней безопасности) и детских сидений; ношения шлемов велосипедистами [8].
Опубликованная в материалах XXI съезда травматологов-ортопедов статья известного ученого - профессора В.В. Ключевского с соавторами [19] свидетельствует о давно назревшей необходимости создания специальных отделов по профилактике травм у детей и не связанных с производством путем формирования диспетчерской службы для незамедлительного взаимодействия с органами МВД и коммунальными службами. При этом указывается на сложность реализации такого предложения в связи с отсутствием соответствующей государственной политики и безответственностью заинтересованных ведомств. Одним из важнейших мероприятий профилактической направленности должно быть усиление агитационно-пропагандистской работы в плане повышения информированности людей как возможных жертв травматизма и насилия [27; 49]. Такая деятельность может предусматривать проведение различных компаний, таких как: Глобальная неделя безопасности дорожного движения, Международный день по искоренению насилия в отношении женщин и детей, Международный день инвалидов, Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортного травматизма. Эффект от указанных акций может усиливаться, если к ним привлекаются видные общественные деятели, а также местные и национальные СМИ. Важно подчеркнуть, что в Российской Федерации в 2008 году опубликована «Стратегия профилактики и контроля неинфекционных заболеваний и травматизма...», которая направлена на создание межсекторальной системы профилактической направленности, что должно привести к улучшению качества и продлению жизни населения, увеличению трудовых ресурсов и экономического потенциала страны [31].
Таким образом, анализ научной литературы показал актуальность дальнейшего изучения проблемы травматизма на современном этапе. Остаются не полностью решенными вопросы организации регистрации и анализа травм, профилактики несчастных случаев с учетом факторов риска у пожилых, детей и в результате дорожно-транспортных происшествий. Принятие соответствующих законодательных актов на государственном уровне и совершенствование межведомственного взаимодействия в регионах Российской Федерации будет способствовать снижению уровня травматизма.
Рецензенты:
- Ушаков А.А., д.м.н., профессор, академик РАЕ, заведующий кафедрой «Медико-биологические дисциплины» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань.
- Болотников И.Ю. д.м.н., директор ГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Астраханской области», г. Астрахань.
Библиографическая ссылка
Гречухин И.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА, АНАЛИЗА И ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5036 (дата обращения: 07.12.2024).