Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Логинова Е.Ю. 1
1 ГУО «ДМШ № 1 им. Л.П. Александровской г. Минска» (Республика Беларусь)
С давних времен было известно о благотворном влиянии музыки на нравственное и духовное развитие человека, на его социальную адаптацию. Современный научный мир вышел на совершенно новый уровень изучения проблемы влияния музыки на психическое и физическое состояние человека. Музыкальное искусство и музыкальное образование в наше время рассматривается как уникальное и эффективное средство развития и оздоровления детей дошкольного возраста. Статья посвящена анализу результатов авторской апробации по определению влияния экспериментальной развивающе-оздоровительной методики обучения игре на фортепиано детей 3, 4, 5 лет на развитие моторно-двигательных функций и коррекцию их нарушений, развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, тембровый слух, музыкальная память), формирование эмоциональной устойчивости.
моторно-двигательные функции
фортепиано
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т.В. Варенова. - 2-е изд.доп. - Мн.: ООО «Асар», 2007. - 320 с.
2. Логинова, Е.Ю. Коррекционно-развивающая технология раннего обучения игре на фортепиано: учеб-метод. пособие / Е.Ю. Логинова. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. - 80 с.
3. Логинова, Е.Ю. Диагностика моторно-двигательных функций у детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано/ Е.Ю. Логинова // Весці: Навукова-тэарэтычны часопіс, 2010. - № 17. - С. 103 - 106.
4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - 345 с.
5. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. - Спб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2008. - 368 с.
С самых древних времен известно о благотворном влиянии музыки не только на становление личности, формировании ее духовного мира, культуры, чувств, но и на здоровье.

Сегодня в Республике Беларусь музыкальное образование стало общедоступным, и в детские музыкальные школы, школы искусств, в школы с музыкальным уклоном имеет возможность поступить каждый желающий ребенок. Контингент фортепианных классов составляют дети не только с разным уровнем развития музыкальных способностей, но в подавляющем большинстве случаев - с ослабленным здоровьем. Ученые отмечают, что в результате отягощенности современного ребенка многочисленными неблагоприятными социальными факторами, соматическими заболеваниями, детерминирующими более поздние темпы его развития и личностного своеобразия, «стирается четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы развития» [1, с.14]. Хотя известно, что пианист, как ни один другой исполнитель, должен иметь определенную физическую выносливость, отличную координацию и двигательную реакцию, ловкость, свободу движений, высокий уровень развития тонких дифференцированных движений и подвижности пальцев рук. Но почти у каждого третьего учащегося первых двух лет обучения в классе фортепиано нами были выявлены индивидуальные физиологические особенности развития моторно-двигательной сферы  и непатологические, с точки зрения медицины, отклонения: повышенный либо пониженный мышечный тонус, моторная  неловкость, неразвитость  тонких дифференцированных движений, наличие синкинезий, нарушение координации движений, слабые «прогибающиеся» ногтевые межфаланговые суставы.

Хотя учащиеся данной категории не относятся к группе детей с особенностями психофизического развития и не нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, запаздывающие в развитии функции значительно осложняют  процесс формирования профессиональных исполнительских качеств.  Более того, не устраненные вовремя проблемы на начальном этапе обучения с течением времени вызывают пагубные напряжения в исполнительском аппарате и зачастую являются причиной возникновения профессиональных заболеваний рук и даже  психических расстройств. Особо неблагоприятно это отражается на обучении музыкально одаренных учащихся.

Такие дети требуют от педагога совершенно нетрадиционного подхода, так как в данном случае правомерно говорить не только о развитии, но и коррекции моторно-двигательных функций.  

В возникших условиях  появилась необходимость создания новых «комплексных систем развития, обучения и оздоровления, направленных на формирование гармоничной личности ребенка младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)» [2, с.15].

Традиционные методики обучения игре на фортепиано в решении поставленной задачи оказываются малоэффективными. Как правило, они рассчитаны на обучение детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей, общей и мелкой моторики, старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В них отсутствуют научно-обоснованные рекомендации, связанные со спецификой двигательных действий юных музыкантов, недостаточно учитываются  физиологические возможности организма и психическое состояние ребенка, не рассматриваются вопросы оздоровления в процессе обучения, а при необходимости и коррекции запаздывающих в развитии моторно-двигательных функций. Более того, на сегодняшний день в фортепианной педагогике отсутствует диагностика развития крупной и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников, что значительно осложняет планирование учебно-образовательного процесса. 

Не до конца изучены вопросы, связанные  с причинами  возникновения профессиональных заболеваний рук у пианистов и возможностью их  профилактики. Необходимость  исследования данной проблемы продиктована ростом нарушений в моторно-двигательной сфере, своевременно не выявленных и не скорректированных на начальном этапе обучения музыке, а также отсутствием соответствующих рекомендаций в научно-методической литературе.

Реализация этих направлений в работе с детьми разных уровней фортепианно-исполнительских способностей и психофизиологических различий  (эмоциональных, интеллектуальных, психомоторных и др.) может осуществляться через специально разработанную методику обучения дошкольников 3 - 5 лет, направленную  на комплексное формирование и развитие музыкально-исполнительских способностей и «профессионально важных качеств», и оздоровление (коррекцию нарушений моторно-двигательных функций и профилактику профессиональных заболеваний рук) [5, с.19].

Выявление педагогических условий функционирования и развития концепции  развивающе-оздоровительной методики в музыкальном образовании дошкольников потребовало теоретического обоснования научного подхода и принципов. Основная цель методики - гармоничное развитие  и оздоровление ребенка раннего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано. Главные задачи:

  • содействие гармоничному развитию детей;
  • системное развитие и формирование всех компонентов исполнительского мастерства;
  • оздоровление в процессе обучения игре на фортепиано: развитие и коррекция моторно-двигательных функций - основ исполнительской техники, профилактика профессиональных заболеваний;
  • активизация потенциальных возможностей ребенка, его творческих проявлений в процессе обучения игре на фортепиано.

Теоретической основой экспериментального обучения явилась система общепедагогических (дидактических) и специфических принципов.

В нашем исследовании мы опирались на следующие дидактические  принципы: целенаправленности педагогического процесса; гуманистической направленности; направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых; систематичности и последовательности; доступности и учета индивидуальных и возрастных особенностей.

Общая направленность коррекционно-развивающего процесса в сравнении с общепедагогическим - предусматривает использование более четких и выверенных методов и приемов обучения, а также опоры на такие специфические принципы  педагогической деятельности, как принципы единства коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексного формирования и развития музыкально-исполнительских способностей и профессионально важных качеств; комплексного использования методов и приемов; интеграции усилий ближайшего социального окружения; деятельностного принципа коррекции.

Организация работы по музыкальному коррекционно-развивающему обучению имела свои особенности. Они прослеживались в обязательном планировании коррекционно-развивающего процесса только после полного диагностического обследования детей (уровня развития моторно-двигательных функций и музыкальных способностей), в создании необходимых условий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Основная форма обучения - индивидуальное занятие с обязательным присутствием одного из родителей. На занятиях применялись следующие методы обучения:

  • методы организации учебно-воспитательной деятельности (словесные, наглядные (слуховые), практические);
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (дидактические игры, занимательные упражнения, метод поощрения, метод создания ситуации успеха, метод предъявления учебных требований);
  • метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (проверка на уроках домашних заданий).

Процесс обучения игре на фортепиано включал два этапа: первый, предпостановочный, и второй этап, постановочный. Критерием готовности перехода на второй этап обучения выступало общедвигательное развитие ребенка (крупная и мелкая моторика).

Экспериментальная деятельность по теме данного исследования проходила в три этапа: констатирующий, формирующий  и итоговый.

Констатирующий этап проводился с 1992 по 2005 гг. и включал в себя: изучение и обобщение собственного и передового педагогического опыта по проблеме исследования; подготовку и разработку основных положений развивающе-оздоровительной методики; подбор необходимого музыкального материала для проведения основного эксперимента; проведение предварительного исследования. С целью выяснения перспективности применения данной методики в массовой практике музыкального образования  нами использовались следующие методы: анализ содержания и методики проведения занятий по фортепиано на начальном этапе обучения; анализ документации; беседы с преподавателями, учащимися и студентами отделений специального фортепиано, направленные на выявление проблем, связанных с профессиональными заболеваниями рук; специальные диагностические мероприятия, направленные на выявление  уровня развития у дошкольников 3 - 5 лет  музыкально-исполнительских способностей; диагностика развития моторно-двигательных функций дошкольников, «помогающая выявить наличие проблем и особенностей развития в данной сфере»; беседы и анкетирование родителей [3, c.105].

В процессе формирующего этапа (с 2005 по 2008 гг.) проводилась основная опытно-экпериментальная проверка эффективности использования методики обучения игре на фортепиано дошкольников с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей развития.

Итоговый этап эксперимента (2009 г.) был посвящен теоретическому  обобщению и анализу результатов, полученных в ходе проведенного исследования.

Основной целью экспериментальной деятельности данного диссертационного исследования было установить правильность гипотезы: действительно ли обучение игре на фортепиано  может служить эффективным педагогическим средством гармоничного развития и оздоровления детей, если:

  • будет происходить с учетом возрастных, психофизиологических возможностей и особенностей развития ребенка;
  • будет проходить комплексно, путем развития музыкально-художественного мышления, музыкальных способностей, формирования инструментально-двигательной культуры и оздоровления;
  • главными ориентирами в проведении занятий будут: дыхательная, двигательная, пальчиковая, ритмическая гимнастики, подбор специального музыкального материала, способствующих формированию природосообразных исполнительских навыков с учетом физиологических особенностей развития ребенка, а при необходимости - коррекции нарушений моторно-двигательных функций. При этом развивающе-оздоровительный процесс будет рассматриваться как эффективное профилактическое средство профессиональных заболеваний рук;
  • обеспечить ситуацию психологического комфорта.

Главными задачами экспериментальной деятельности диссертационного исследования были:

  1. выявление исходного уровня развития музыкальных способностей и моторно-двигательных функций у детей дошкольного возраста (3 - 5 лет);
  2. определение влияния экспериментальной методики на развитие и коррекцию моторно-двигательных функций на начальном этапе обучения игре на фортепиано как эффективного средства подготовки пианистического аппарата ребенка к игре на инструменте, формирования игровых навыков с учетом психофизиологических особенностей и профилактики профессиональных заболеваний рук;
  3. определение влияния методики обучения игре на фортепиано дошкольников на развитие музыкальных способностей  (музыкальный слух, тембровый слух, музыкальная память)  детей 3 - 5 лет;
  4. определение влияния процесса коррекционно-развивающего обучения игре на фортепиано на психоэмоциональное состояние детей.

В экспериментальной работе были задействованы дети в возрасте 3 - 5 лет - учащиеся школы раннего развития «Радость», созданной на базе СШ № 4 с музыкальным уклоном  и подготовительных отделений ДМШ г. Минска.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы был организован эксперимент, в котором участвовал 431 ребенок.  32 испытуемых (16 чел. + 16 чел.) входили в состав экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп.

В эксперименте по диагностике моторно-двигательных функций участвовали 342 ребенка из числа подготовительных отделений ДМШ  №1, № 9, № 10 г. Минска и первых классов школ с музыкальным уклоном.  57 детей, обучающихся на фортепианном отделении СШ № 4 с музыкальным уклоном г. Минска (Республика Беларусь) в 1-4 классах (они составили в диссертационном исследовании общую группу - ОГ), участвовали в эксперименте по выявлению нарушений в развитии моторно-двигательных функций и проблем формирования исполнительских навыков.

В экспериментальную группу  входило 16 детей 3 - 5 лет школы раннего развития «Радость», созданной на базе СШ № 4 с музыкальным уклоном, занимающихся по разработанной для этой цели методике. В контрольной - наблюдались учащиеся подготовительных отделений ДМШ №1, № 9, № 10 г. Минска в количестве 16 человек, занимающихся по традиционным методикам обучения игре на фортепиано. Возраст детей -  5 лет. В экспериментальную и контрольную группы дети отбирались  после проведения тестовой диагностики и выявления индивидуальных психофизиологических особенностей развития, препятствующих  формированию музыкально-исполнительских навыков. На основе анализа психолого-педагогической литературы и длительного опыта работы в классе  специального фортепиано были разработаны критерии, по которым мы отслеживали эффективность развивающе-оздоровительного  обучения: развитие крупной моторки, мелкой моторики, двигательного воображения, музыкально-ритмического чувства, музыкального слуха, тембрового слуха, музыкальной памяти; формирование положительных эмоций и эмоциональной устойчивости.

Каждому критерию соответствовали качественные показатели уровня развития, которые выражались количественно. Оценка степени проявления критерия  осуществлялась по 3-х, 4-х, 5-балльной шкале, которая затем выражалась в трехуровневом измерении: низкий, средний, высокий.

Полученные результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с помощью критериев Манна - Уитни и Фишера. Критерий Манна -Уитни «позволяет выявлять различия между малыми выборками» [4, c.49].

С целью выявления уровней развития музыкально-исполнительских способностей, достигнутых в ходе формирующего эксперимента, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп с использованием  диагностики,  разработанной в констатирующем эксперименте.

При сравнении показателей  исходных уровней музыкального развития детей контрольной и экспериментальной групп по результатам констатирующего эксперимента установлено, что разница между уровнями развития музыкально-исполнительских способностей данных групп была несущественной. Следовательно, мы можем утверждать, что на момент начала формирующего эксперимента у детей обеих групп был примерно одинаковый уровень развития музыкально-исполнительских способностей. Достоверность этого вывода проверена по критерию φ - угловое преобразование Фишера (φэмп= 1,55 <φкр = 2,31; ρ< 0.01).

Результативность предлагаемой методики обучения игре на фортепиано дошкольников оценивалась путем сравнительного анализа полученных данных в экспериментальной и контрольной группах с использованием  диагностики,  разработанной в констатирующем эксперименте. Результаты позволили констатировать наличие значимых изменений в степени развития музыкально-исполнительских способностей и профессионально важных качеств. Положительная динамика была отмечена в развитии крупной моторики (Uэмп= 12 <Uкр= 66; ρ<0.01),  мелкой моторики (Uэмп= 30,5 <Uкр= 66; ρ<0.01), двигательного воображения (Uэмп= 29 <Uкр= 66; ρ<0.01), метро-ритмической способности (Uэмп= 34 <Uкр= 66; ρ<0.01), формировании положительных эмоций и эмоциональной устойчивости (Uэмп= 80 >Uкр= 66; ρ<0.05).  Уровень развития  музыкальных способностей (музыкального и тембрового слухов, музыкальной памяти) детей  экспериментальной группы не превосходит уровень развития  музыкальных способностей  детей контрольной группы (Uэмп= 118 >Uкр= 66; ρ<0.01). Это обусловлено тем, что в КГ, в соответствии с программой обучения, один раз в неделю учащиеся посещали урок сольфеджио - предмет, на котором целенаправленно  развиваются музыкальный слух, память, музыкально-ритмическая  способность. В ЭГ такие занятия не проводились. Хотя положительная динамика была выявлена в двух группах.

Результаты  экспериментального исследования, таким образом, показывают высокую эффективность развивающе-оздоровительной методики обучения игре на фортепиано детей с индивидуальными физиологическими особенностями развития и подтверждают необходимость внедрения в музыкально-образовательный процесс систем обучения, способных не только развивать музыкальные способности, но и адресно корректировать нарушения  моторно-двигательных функций в наиболее благоприятном для этих целей возрасте  от 3 - 5 лет.

Рецензенты:

  • Капранова В.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой  педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь
  • Торхова А.В., д.п.н., доцент, начальник Центра развития педагогического образования  БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь

Библиографическая ссылка

Логинова Е.Ю. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5018 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674