Сегодня в Республике Беларусь музыкальное образование стало общедоступным, и в детские музыкальные школы, школы искусств, в школы с музыкальным уклоном имеет возможность поступить каждый желающий ребенок. Контингент фортепианных классов составляют дети не только с разным уровнем развития музыкальных способностей, но в подавляющем большинстве случаев - с ослабленным здоровьем. Ученые отмечают, что в результате отягощенности современного ребенка многочисленными неблагоприятными социальными факторами, соматическими заболеваниями, детерминирующими более поздние темпы его развития и личностного своеобразия, «стирается четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы развития» [1, с.14]. Хотя известно, что пианист, как ни один другой исполнитель, должен иметь определенную физическую выносливость, отличную координацию и двигательную реакцию, ловкость, свободу движений, высокий уровень развития тонких дифференцированных движений и подвижности пальцев рук. Но почти у каждого третьего учащегося первых двух лет обучения в классе фортепиано нами были выявлены индивидуальные физиологические особенности развития моторно-двигательной сферы и непатологические, с точки зрения медицины, отклонения: повышенный либо пониженный мышечный тонус, моторная неловкость, неразвитость тонких дифференцированных движений, наличие синкинезий, нарушение координации движений, слабые «прогибающиеся» ногтевые межфаланговые суставы.
Хотя учащиеся данной категории не относятся к группе детей с особенностями психофизического развития и не нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, запаздывающие в развитии функции значительно осложняют процесс формирования профессиональных исполнительских качеств. Более того, не устраненные вовремя проблемы на начальном этапе обучения с течением времени вызывают пагубные напряжения в исполнительском аппарате и зачастую являются причиной возникновения профессиональных заболеваний рук и даже психических расстройств. Особо неблагоприятно это отражается на обучении музыкально одаренных учащихся.
Такие дети требуют от педагога совершенно нетрадиционного подхода, так как в данном случае правомерно говорить не только о развитии, но и коррекции моторно-двигательных функций.
В возникших условиях появилась необходимость создания новых «комплексных систем развития, обучения и оздоровления, направленных на формирование гармоничной личности ребенка младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)» [2, с.15].
Традиционные методики обучения игре на фортепиано в решении поставленной задачи оказываются малоэффективными. Как правило, они рассчитаны на обучение детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей, общей и мелкой моторики, старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В них отсутствуют научно-обоснованные рекомендации, связанные со спецификой двигательных действий юных музыкантов, недостаточно учитываются физиологические возможности организма и психическое состояние ребенка, не рассматриваются вопросы оздоровления в процессе обучения, а при необходимости и коррекции запаздывающих в развитии моторно-двигательных функций. Более того, на сегодняшний день в фортепианной педагогике отсутствует диагностика развития крупной и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников, что значительно осложняет планирование учебно-образовательного процесса.
Не до конца изучены вопросы, связанные с причинами возникновения профессиональных заболеваний рук у пианистов и возможностью их профилактики. Необходимость исследования данной проблемы продиктована ростом нарушений в моторно-двигательной сфере, своевременно не выявленных и не скорректированных на начальном этапе обучения музыке, а также отсутствием соответствующих рекомендаций в научно-методической литературе.
Реализация этих направлений в работе с детьми разных уровней фортепианно-исполнительских способностей и психофизиологических различий (эмоциональных, интеллектуальных, психомоторных и др.) может осуществляться через специально разработанную методику обучения дошкольников 3 - 5 лет, направленную на комплексное формирование и развитие музыкально-исполнительских способностей и «профессионально важных качеств», и оздоровление (коррекцию нарушений моторно-двигательных функций и профилактику профессиональных заболеваний рук) [5, с.19].
Выявление педагогических условий функционирования и развития концепции развивающе-оздоровительной методики в музыкальном образовании дошкольников потребовало теоретического обоснования научного подхода и принципов. Основная цель методики - гармоничное развитие и оздоровление ребенка раннего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано. Главные задачи:
- содействие гармоничному развитию детей;
- системное развитие и формирование всех компонентов исполнительского мастерства;
- оздоровление в процессе обучения игре на фортепиано: развитие и коррекция моторно-двигательных функций - основ исполнительской техники, профилактика профессиональных заболеваний;
- активизация потенциальных возможностей ребенка, его творческих проявлений в процессе обучения игре на фортепиано.
Теоретической основой экспериментального обучения явилась система общепедагогических (дидактических) и специфических принципов.
В нашем исследовании мы опирались на следующие дидактические принципы: целенаправленности педагогического процесса; гуманистической направленности; направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых; систематичности и последовательности; доступности и учета индивидуальных и возрастных особенностей.
Общая направленность коррекционно-развивающего процесса в сравнении с общепедагогическим - предусматривает использование более четких и выверенных методов и приемов обучения, а также опоры на такие специфические принципы педагогической деятельности, как принципы единства коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексного формирования и развития музыкально-исполнительских способностей и профессионально важных качеств; комплексного использования методов и приемов; интеграции усилий ближайшего социального окружения; деятельностного принципа коррекции.
Организация работы по музыкальному коррекционно-развивающему обучению имела свои особенности. Они прослеживались в обязательном планировании коррекционно-развивающего процесса только после полного диагностического обследования детей (уровня развития моторно-двигательных функций и музыкальных способностей), в создании необходимых условий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Основная форма обучения - индивидуальное занятие с обязательным присутствием одного из родителей. На занятиях применялись следующие методы обучения:
- методы организации учебно-воспитательной деятельности (словесные, наглядные (слуховые), практические);
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (дидактические игры, занимательные упражнения, метод поощрения, метод создания ситуации успеха, метод предъявления учебных требований);
- метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (проверка на уроках домашних заданий).
Процесс обучения игре на фортепиано включал два этапа: первый, предпостановочный, и второй этап, постановочный. Критерием готовности перехода на второй этап обучения выступало общедвигательное развитие ребенка (крупная и мелкая моторика).
Экспериментальная деятельность по теме данного исследования проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.
Констатирующий этап проводился с 1992 по 2005 гг. и включал в себя: изучение и обобщение собственного и передового педагогического опыта по проблеме исследования; подготовку и разработку основных положений развивающе-оздоровительной методики; подбор необходимого музыкального материала для проведения основного эксперимента; проведение предварительного исследования. С целью выяснения перспективности применения данной методики в массовой практике музыкального образования нами использовались следующие методы: анализ содержания и методики проведения занятий по фортепиано на начальном этапе обучения; анализ документации; беседы с преподавателями, учащимися и студентами отделений специального фортепиано, направленные на выявление проблем, связанных с профессиональными заболеваниями рук; специальные диагностические мероприятия, направленные на выявление уровня развития у дошкольников 3 - 5 лет музыкально-исполнительских способностей; диагностика развития моторно-двигательных функций дошкольников, «помогающая выявить наличие проблем и особенностей развития в данной сфере»; беседы и анкетирование родителей [3, c.105].
В процессе формирующего этапа (с 2005 по 2008 гг.) проводилась основная опытно-экпериментальная проверка эффективности использования методики обучения игре на фортепиано дошкольников с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей развития.
Итоговый этап эксперимента (2009 г.) был посвящен теоретическому обобщению и анализу результатов, полученных в ходе проведенного исследования.
Основной целью экспериментальной деятельности данного диссертационного исследования было установить правильность гипотезы: действительно ли обучение игре на фортепиано может служить эффективным педагогическим средством гармоничного развития и оздоровления детей, если:
- будет происходить с учетом возрастных, психофизиологических возможностей и особенностей развития ребенка;
- будет проходить комплексно, путем развития музыкально-художественного мышления, музыкальных способностей, формирования инструментально-двигательной культуры и оздоровления;
- главными ориентирами в проведении занятий будут: дыхательная, двигательная, пальчиковая, ритмическая гимнастики, подбор специального музыкального материала, способствующих формированию природосообразных исполнительских навыков с учетом физиологических особенностей развития ребенка, а при необходимости - коррекции нарушений моторно-двигательных функций. При этом развивающе-оздоровительный процесс будет рассматриваться как эффективное профилактическое средство профессиональных заболеваний рук;
- обеспечить ситуацию психологического комфорта.
Главными задачами экспериментальной деятельности диссертационного исследования были:
- выявление исходного уровня развития музыкальных способностей и моторно-двигательных функций у детей дошкольного возраста (3 - 5 лет);
- определение влияния экспериментальной методики на развитие и коррекцию моторно-двигательных функций на начальном этапе обучения игре на фортепиано как эффективного средства подготовки пианистического аппарата ребенка к игре на инструменте, формирования игровых навыков с учетом психофизиологических особенностей и профилактики профессиональных заболеваний рук;
- определение влияния методики обучения игре на фортепиано дошкольников на развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, тембровый слух, музыкальная память) детей 3 - 5 лет;
- определение влияния процесса коррекционно-развивающего обучения игре на фортепиано на психоэмоциональное состояние детей.
В экспериментальной работе были задействованы дети в возрасте 3 - 5 лет - учащиеся школы раннего развития «Радость», созданной на базе СШ № 4 с музыкальным уклоном и подготовительных отделений ДМШ г. Минска.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы был организован эксперимент, в котором участвовал 431 ребенок. 32 испытуемых (16 чел. + 16 чел.) входили в состав экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп.
В эксперименте по диагностике моторно-двигательных функций участвовали 342 ребенка из числа подготовительных отделений ДМШ №1, № 9, № 10 г. Минска и первых классов школ с музыкальным уклоном. 57 детей, обучающихся на фортепианном отделении СШ № 4 с музыкальным уклоном г. Минска (Республика Беларусь) в 1-4 классах (они составили в диссертационном исследовании общую группу - ОГ), участвовали в эксперименте по выявлению нарушений в развитии моторно-двигательных функций и проблем формирования исполнительских навыков.
В экспериментальную группу входило 16 детей 3 - 5 лет школы раннего развития «Радость», созданной на базе СШ № 4 с музыкальным уклоном, занимающихся по разработанной для этой цели методике. В контрольной - наблюдались учащиеся подготовительных отделений ДМШ №1, № 9, № 10 г. Минска в количестве 16 человек, занимающихся по традиционным методикам обучения игре на фортепиано. Возраст детей - 5 лет. В экспериментальную и контрольную группы дети отбирались после проведения тестовой диагностики и выявления индивидуальных психофизиологических особенностей развития, препятствующих формированию музыкально-исполнительских навыков. На основе анализа психолого-педагогической литературы и длительного опыта работы в классе специального фортепиано были разработаны критерии, по которым мы отслеживали эффективность развивающе-оздоровительного обучения: развитие крупной моторки, мелкой моторики, двигательного воображения, музыкально-ритмического чувства, музыкального слуха, тембрового слуха, музыкальной памяти; формирование положительных эмоций и эмоциональной устойчивости.
Каждому критерию соответствовали качественные показатели уровня развития, которые выражались количественно. Оценка степени проявления критерия осуществлялась по 3-х, 4-х, 5-балльной шкале, которая затем выражалась в трехуровневом измерении: низкий, средний, высокий.
Полученные результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с помощью критериев Манна - Уитни и Фишера. Критерий Манна -Уитни «позволяет выявлять различия между малыми выборками» [4, c.49].
С целью выявления уровней развития музыкально-исполнительских способностей, достигнутых в ходе формирующего эксперимента, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп с использованием диагностики, разработанной в констатирующем эксперименте.
При сравнении показателей исходных уровней музыкального развития детей контрольной и экспериментальной групп по результатам констатирующего эксперимента установлено, что разница между уровнями развития музыкально-исполнительских способностей данных групп была несущественной. Следовательно, мы можем утверждать, что на момент начала формирующего эксперимента у детей обеих групп был примерно одинаковый уровень развития музыкально-исполнительских способностей. Достоверность этого вывода проверена по критерию φ - угловое преобразование Фишера (φэмп= 1,55 <φкр = 2,31; ρ< 0.01).
Результативность предлагаемой методики обучения игре на фортепиано дошкольников оценивалась путем сравнительного анализа полученных данных в экспериментальной и контрольной группах с использованием диагностики, разработанной в констатирующем эксперименте. Результаты позволили констатировать наличие значимых изменений в степени развития музыкально-исполнительских способностей и профессионально важных качеств. Положительная динамика была отмечена в развитии крупной моторики (Uэмп= 12 <Uкр= 66; ρ<0.01), мелкой моторики (Uэмп= 30,5 <Uкр= 66; ρ<0.01), двигательного воображения (Uэмп= 29 <Uкр= 66; ρ<0.01), метро-ритмической способности (Uэмп= 34 <Uкр= 66; ρ<0.01), формировании положительных эмоций и эмоциональной устойчивости (Uэмп= 80 >Uкр= 66; ρ<0.05). Уровень развития музыкальных способностей (музыкального и тембрового слухов, музыкальной памяти) детей экспериментальной группы не превосходит уровень развития музыкальных способностей детей контрольной группы (Uэмп= 118 >Uкр= 66; ρ<0.01). Это обусловлено тем, что в КГ, в соответствии с программой обучения, один раз в неделю учащиеся посещали урок сольфеджио - предмет, на котором целенаправленно развиваются музыкальный слух, память, музыкально-ритмическая способность. В ЭГ такие занятия не проводились. Хотя положительная динамика была выявлена в двух группах.
Результаты экспериментального исследования, таким образом, показывают высокую эффективность развивающе-оздоровительной методики обучения игре на фортепиано детей с индивидуальными физиологическими особенностями развития и подтверждают необходимость внедрения в музыкально-образовательный процесс систем обучения, способных не только развивать музыкальные способности, но и адресно корректировать нарушения моторно-двигательных функций в наиболее благоприятном для этих целей возрасте от 3 - 5 лет.
Рецензенты:
- Капранова В.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь
- Торхова А.В., д.п.н., доцент, начальник Центра развития педагогического образования БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь
Библиографическая ссылка
Логинова Е.Ю. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5018 (дата обращения: 13.10.2024).