В 2005 году на президентском уровне поставлен вопрос о развитии сельского хозяйства, превращение его в стратегический приоритет государственной социально-экономической политики. В то же время, в результате деструктивных действий по реформированию земельных отношений, организационно-производственной структуры и ситемы управления агропромышленным комплексом последний вошел в состояние системного кризиса, частные проявления которого - падение объемов производства и ухудшение финансового положения предприятий, физическое и моральное старение оборудования и производственно-организационных технологий, разрыв межхозяйственных связей.
Финансовое положение сельскохозяйственных предприятий является критическим - почти 50 % их убыточны. Рентабельность всей хозяйственной деятельности в 2003 г. составила 3 %, рентабельность продукции сельского хозяйства в среднем равна 9 %, в том числе продукции растениеводства - 36 %, продукции животноводства - -5%.
Количество бюджетных средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета, ежегодно сокращается. Доля федерального бюджета в инвестициях в основной капитал агропромышленного комплекса с 9,0 % в 1997 г. сократилась до 1,7 % в 2003 г. Наряду с уменьшением объемов бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку аграрной сферы, их реальная отдача и влияние на развитие сельского хозяйства намного снижается вследствие неэффективного и нерационального использования. Значительные объемы выделенных средств используются не по назначению. Практически ежегодно происходит отвлечение средств, предусмотренных в федеральном бюджете на поддержку АПК на погашение банкам задолженности организаций - получателей кредитов. Изъятие средств из финансирования агропромышленного комплекса производится за счет недофинансирования дотаций и компенсаций, капитальных вложений и т.д.
Система льготного кредитования для сельскохозяйственных товаропроизводителей практически не работает. Тяжелое финансовое состояние более 80 % производителей практически устраняет их от участия в кредитных операциях и они обречены на дальнейшее ухудшение своих хозяйственных и финансовых показателей. Большую часть льготных кредитов получают предприятия и организации, не занимающиеся непосредственно сельскохозяйственным производством. Можно констатировать, что сегодня в Российской Федерации не только не обеспечивается приоритет отрасли, как это определено «Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации до 2010 года», но, наоборот, с позиций воспроизводства происходит дальнейший переток капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики страны.
Сегодня очевидно всем - стабилизация в аграрной сфере не может произойти без активного участия государства. Следует учитывать, что сельское хозяйство даже теоретически не является саморегулирующей системой вследствие низкой эластичности спроса и крайне низкой эластичности цен при его общей консервативности и инерционности как производственной системы. Даже стабильно развивающееся сельское хозяйство в рыночной экономике обречено оставаться объектом государственной протекционистской политики. При этом государственный протекционизм должен восприниматься обществом как естественная компенсация неизбежных потерь аграрной отрасли в условиях рынка.
Во всех без исключения странах с высокоэффективным сельскохозяйственным производством действуют стабильно работающие системы государственной поддержки аграрного сектора. Основной формой государственной поддержки является установление существенных льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям. В большинстве случаев, льготы устанавливаются в виде субсидирования процентных ставок по выдаваемым кредитам, а также в виде участия государства в финансировании инвестиционных проектов на выгодных для сельскохозяйственных товаропроизводителей условиях.
Достаточно интересным нам представляется опыт в области поддержки сельскохозяйственного производства некоторых стран Восточной Европы. С началом в 90-х годах процесса реформирования экономик государств бывшего социалистического блока, сельскохозяйственные отрасли многих из них оказались в схожих с аграрным сектором России условиях. Наблюдалось существенное падение производства, резко снижались объемы инвестиций, происходил отток квалифицированных кадров. Между тем, к настоящему времени многим странам Восточной Европы удалось создать достаточно эффективное сельское хозяйство, производящее конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
Например, в Венгрии государство оказывает значительное регулятивное воздействие на сельскохозяйственное производство, при этом регулятивные меры ориентированы, в первую очередь, на достижение стабилизации в сфере финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий. Значительное внимание государство уделяет льготному кредитованию аграрной сферы. В 1997 году Министерством сельского хозяйства Венгрии было объявлено о начале предоставления льготных кредитов на срок 5-6 лет, процентная ставка по которым должна постепенно снижаться. В первый год вся сумма процентов по полученному кредиту выплачивается за счет бюджетных средств. В последующих периодах эта величина снижается и государственные субвенции составляют 80, 60, 40 и 20 % суммы выплачиваемых процентов соответственно. Наряду с предоставлением льготных и беспроцентных кредитов, государство использует и другие механизмы (субвенции, помощь в приобретении высококачественных семян и т.д.) поддержки сельскохозяйственного производства. В 1991 году в Венгрии был создан Фонд гарантий по кредитам сельскому хозяйству. Фонд является первой в Венгрии организацией, которая специализируется на предоставлении гарантий по кредитам, что обеспечивает доступ мелким и средним сельскохозяйственным товаропроизводителям на кредитные рынки, а также способствует повышению их кредитоспособности. Фонд разделяет риски с банками, принимая на себя до 50% рисков при кредитовании. Фонд гарантий по кредитам сельскому хозяйству работает на основе квот, это означает, что сумма выдаваемых каждый год гарантий рассчитывается на базе стоимости активов с учетом оценки доходов и расходов.
Исследование национальных систем государственной поддержки сельскохозяйственного производства позволяет выделить ряд общих положений, касающихся важной роли кредитной политики:
- кроме прямого воздействия на сельскохозяйственное производство через цены, кредитную политику, субсидирование и т.п., государство привлекает для этих целей различные финансовые институты, включая банки, страховые компании, инвестиционные фонды, кооперативные финансовые институты, ориентируя деятельность последних на аграрный сектор. Подобная практика увеличивает финансовую самостоятельность сельскохозяйственных предприятий, способствует повышению эффективности аграрного производства.
- большая роль в поддержке сельскохозяйственного производства отводится системе агрокредита. Значительные объемы льготных кредитов обеспечиваются государством, прежде всего, это касается средне- и долгосрочных кредитных ресурсов. Выделение льготных кредитов осуществляется как в форме прямого кредитования заявляемых инвестиционных проектов, так и через проведение компенсации процентных ставок по заемным средствам сельскохозяйственных предприятий. Кредитные ресурсы диверсифицируются в зависимости от целей и сроков их выделения, на основе этого устанавливаются процентные ставки. Уровень процентных ставок зависит от степени риска, целей инвестирования, характера получателя финансовых ресурсов и т.д.
- в сельском хозяйстве зарубежных стран преобладает кредиторская задолженность по средне- и долгосрочным кредитам. Вследствие этого, кредиторская задолженность сельского хозяйства имеет тенденцию роста. Данный факт не может и не должен вселять какие-либо опасения. Сельскохозяйственная отрасль изначально является капиталоемкой и ее развитие без привлечения стороннего заемного капитала является невозможным. Измерение эффективности использования заемного капитала должно основываться на анализе собственных средств отдельно взятого сельскохозяйственного предприятия.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что государственная поддержка должна быть поставлена в центре всей системы мер по выводу сельского хозяйства из кризиса. Аграрной отрасли следует придать особый приоритетный статус в рамках функционирования современной российской экономики не только декларативно, но и практически. Среди оптимальных форм и методов воздействия государства на аграрный рынок, построения системы взаимодействия между властью, бизнесом и крестьянством, является система кредитования. Необходимо обеспечить доступ сельских жителей к кредитам. Это, как представляется, можно сделать посредством либо снижения процентных ставок по кредитам, представляемых товаропроизводителям, либо через субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам. Использование второго варианта представляется более целесообразным. Причем субсидирование должно быть достаточно значительным - до 80-95 % возмещения, но не полным, поскольку все бесплатное не ценится.
Важно обеспечить доступ к кредитным ресурсам как крупных, так и мелких производителей. Расширение доступа малых форм хозяйствования к заемным средствам может быть достигнуто на основе создания системы финансовой взаимопомощи, а именно сельской кредитной кооперации. Система кредитования должна быть четкой, но разнообразной по срокам кредитования, возможностям залога и возмещения для разных форм хозяйствования, однако создать ее должно государство. Необходимо в будущем использовать механизмы залога земли. И еще одно очень важное условие должно соблюдаться для обеспечения доступности кредитов и, прежде всего, для малых форм хозяйствования - это предельное упрощение процедуры их получения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сельскохозяйственный кредит: мнения зарубежных экспертов//Экономика сельского хозяйства России. - 1999. - №5.- С. 9-11.
2. Коробейников М. Зарубежная практика кредитования сельского хозяйства и ее позитивное использование в условиях современной России //Международный сельскохозяйственный журнал. - 2001. - №4.- С. 84-90.
Библиографическая ссылка
Пономарева А.Е. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=501 (дата обращения: 10.10.2024).