Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Фролов С.Е. 1
1 ГОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, Россия
В статье рассмотрены проблемы и перспективы интенсивного развития сферы высоких технологий России. Одним из современных подходов к анализу региональной экономики является применение понятия регионального инновационного кластера. В статье анализируются аспекты кластерной политики в Российской Федерации, формирования регионального инновационного кластера Пермского края; исследуются базисные элементы механизма устойчивого развития кластера. На основе рассмотрения практических аспектов формирования регионального инновационного кластера предложены мероприятия по его формированию в Пермском крае.
кластерная политика
кластерные инициативы
региональный инновационный кластер
1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах РФ. Совет Федерации РФ, март, 2008 г. - М. - URL: http: //www.severcom.ru/files/upload/analitics.
2. Пилипенко И.В. Кластерная политика // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора». - М., 2007. - 37 с. - URL: http://i-pilipenko.narod.ru/p-rus.htm.
3. Портер М. Конкуренция. - М. : ИД «Вильямс», 2002. - С. 258-260.
4. Формирование инновационного кластера: необходимые шаги и составляющие. Презентация Круглый стол «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс» 7 декабря 2007 г. - Челябинск. - URL: http://www.marchmont.ru/.
В рамках инновационного сценария развития страны достаточно большое значение сейчас придается формированию новых организационных форм федеральной и региональной инновационной инфраструктуры.

Существующая мировая практика в последние двадцать лет показывает успешные примеры формирования таких интересных образований, как отраслевые и региональные инновационные кластеры, теоретические аспекты которых впервые обосновал такой известный ученый, как М. Портер. Так, по его мнению, под кластером понимается группа географически взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [3].

Правительством России кластерная политика, наряду с промышленной политикой, стала рассматриваться как одна из ключевых инвестиционных инициатив (инструментов диверсификации национальной экономики), и она по своей сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики, таких как развитие местных рынков, доступа к инфраструктуре и квалифицированной рабочей силе, организация четкого взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления с научно-образовательной сферой и региональным бизнесом, снижение высокого уровня монополизации на региональных и локальных рынках [1].

Необходимо отметить, что существующее отличие региональной кластерной политики от промышленной политики в основном состоит в ее более узком фокусе ориентации на конкурентоспособный выпуск новых и перспективных видов современной продукции. Но внутри этого выбранного фокуса проведение кластерной политики становится шире промышленной, так как она консолидирует здесь не только саму производственную деятельность, но и региональный научно-образовательный комплекс, инфраструктурную поддержку и интеграционные коммуникационные сети.

В современной сфере региональной кластерной политики можно выделить ряд основных групп задач, которые должны решать местные органы власти: координационную, институциональную, инфраструктурную и кадровую. Кроме того, высокий уровень функционирования создаваемого кластера в должной мере должно обеспечиваться проведением оптимальной налоговой, бюджетной, внешнеэкономической и инновационной политики со стороны федеральных и местных органов власти. Проведение этих политик на уровне региона существенно возрастает в вопросах разработки и реализации планов установления взаимодействия крупного и малого бизнеса; необходимого технологического обеспечения; согласованных изменений политики стандартизации и регулирования естественных монополий и т.д. (рис. 1) [2].

Рис. 1. Основные группы задач влияния органов власти на региональную кластерную политику.

 

Инициация создания регионального инновационного кластера может произойти в двух основных формах: «сверху» и «снизу». На практике чаще всего организация РИК происходит по первому варианту, когда местные органы власти выступают инициаторами «кластерных инициатив», налаживая более тесное сотрудничество между собой, наукой и бизнес-сообществом региона.

В настоящее время готовы условия для формирования регионального инновационного кластера (РИК) в Нижегородской области, ввиду того что в регионе: находятся 16 вузов и более 30 филиалов вузов, работает более 100 научных структур, таких как Федеральный ядерный центр в Сарове, Институт прикладной физики РАН и т.д., семь бизнес-инкубаторов и три IT-парка. Кроме того, сейчас в стране возможно формирование РИК в таких инновационно активных регионах, как Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Томск [4].

Учитывая позитивные факторы инновационной деятельности Западно-Уральского региона России, назрели очевидные факторы по формированию инновационного кластера в целях повышения конкурентоспособности и научно-технического потенциала на территории Пермского края.

Выявленный потенциал для создания РИК Пермского края должен быть оценен по следующим параметрам:

  • наличие соответствующего законодательства, стимулирующего инновационную деятельность в регионе;
  • имеющийся потенциал роста дохода от предоставления наукоемких услуг и продаж инновационной продукции в регионе;
  • оценка уровня новых знаний, формируемого наукой региона;
  • наличие «пояса» инновационно активных структур сектора МСБ;
  • наличие системного «ядра» активной инновационной деятельности в регионе (например, развитых технопарков на базе ведущих вузов);
  • наличие ряда крупных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, в местной экономике;
  • наличие развитой инновационной инфраструктуры и высококвалифицированной рабочей силы;
  • прогнозирование долгосрочных перспектив развития территории ввиду создания подобного кластера.

После критической оценки этих факторов должно произойти значимое событие - принятие решения о возможности формирования на территории региона инновационного кластера.

Для реализации всего заложенного потенциала в создаваемом РИК должен быть создан и существовать целый ряд важнейших комплексов, которые призваны регулировать и развивать все взаимосвязи входящих в него структур и организаций (табл.  1).

Подобная кластерная форма организации инновационной деятельности на территории Пермского края должна привести к созданию особой формы инновации - «регионального совокупного инновационного продукта», который является результатом совместной деятельности всех этих организаций, что позволяет ускорить его диффузию по всей сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве региона и страны.

 

Таблица 1 - Субъекты и виды комплексов взаимосвязей в формируемом РИК Пермского края

Виды комплексов взаимосвязей

Субъекты комплекса взаимосвязей РИК

1. Комплекс координации инновационной деятельности

Местные органы власти и управления (региональные и

муниципальные)

2. Научно-инновационный

комплекс

Региональные вузы, научно-исследовательские организации и частные изобретатели

3. Инвестиционно-финансовый

комплекс

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды,

инвестиционные и венчурные фонды, бизнес-ангелы и пр.

4. Производственно-технологический комплекс

Крупные промышленные предприятия, наукоемкий малый бизнес, инжиниринговые фирмы и пр.

5. Информационно-аналитический

комплекс

Региональные структуры Торгово-промышленной палаты РФ, библиотеки, базы данных сети Интернет и пр.

6. Экспертно-контролирующий

комплекс

Региональные экспертные центры стандартизации и метрологии, лаборатории оценки качества

7. Комплекс продвижения инноваций на рынок

Сеть региональных и отраслевых центров трансфера технологий, выставки, конференции и семинары, специализированный портал Интернета и пр.

Возможная структура РИК Пермского края должна объединять все эти комплексы и состоять из ряда секторов (рис. 2).

Рис. 2. Схема общей структуры РИК Пермского края.

 

  • сектор управления кластером, включающий: Совет РИК (руководящий орган) и Агентство развития РИК (исполнительный орган);
  • научно-образовательный сектор, включающий: национальные исследовательские университеты - ПГТУ, ПГУ и Пермский филиал ГУ-ВШЭ, обеспечивающие подготовку и переподготовку высококвалифицированного персонала, генерирование новых знаний и выполнение научных исследований по широкому кругу проблем;
  • научно-исследовательский сектор, включающий: институты Пермского филиала УрО РАН, отраслевые институты, занимающихся перспективными направлениями фундаментальной и прикладной науки;
  • сектор производства нового продукта, включающий: средний и крупный промышленный бизнес и пр.;
  • финансово-инвестиционный сектор, включающий: федеральные и региональные фонды поддержки инновационного развития, венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов, инвестиционные структуры, банки;
  • сектор разработки нового продукта, включающий: бизнес-инкубаторы, технопарк, коучинг-центры, инновационные центры, малые инновационные предприятия и пр.;
  • сектор продвижения нового продукта, включающий: региональный и отраслевые центры трансфера технологий, выставки и венчурные ярмарки;
  • информационно-аналитический сектор, включающий: Пермскую торгово-промышленную палату, ЦНТИ, региональные библиотеки, единую информационную инновационную сеть в регионе;
  • сектор консалтинговой поддержки, включающий: юридические, патентные, аудиторские, инжиниринговые фирмы, экспертные центры, лаборатории оценки качества, центры метрологии и сертификации и пр.;
  • сектор логистики, снабжения и распределения, включающий: поставщиков оборудования, деталей и комплектующих и организации, связанные с распределением нового продукта (оптовые и розничные торговые сети), и пр.;
  • сектор сервисного обеспечения, включающий: фирмы, связанные с сервисным обслуживанием и ремонтом.

В данном случае необходимо учитывать, что любая организация региона, страны и мира может стать участником РИК Пермского края, если ее деятельность не противоречит уставным целям кластера.

Членство в РИК может быть как полным, так и ассоциированным (что влечет за собой разный уровень прав, обязанностей и полномочий), но необходимо добиться того, что участие в составе РИК станет достаточно престижным и выгодным для всех заинтересованных структур.  

Можно предположить, что РИК Пермского края в рамках первого этапа своего становления (4-5 лет) должен существенно внедриться на региональный и национальный уровень, а в рамках второго этапа развития (6-7 лет) - на международный уровень.

В конечном итоге формирование в Пермском крае регионального инновационного кластера позволит решить целый ряд вопросов, связанных с ростом конкурентоспособности территории, таких как: рост регионального валового продукта; повышение инновационного потенциала региона; рост инновационного предпринимательства; совершенствование региональной промышленной политики; формирование стратегических альянсов между крупным промышленным бизнесом и наукоемким сектором МСБ; создание и передача на рынок новых технологий, товаров и услуг; создание новых квалифицированных рабочих мест.

Рецензенты:

  • Попов В.Л., д.т.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Пермский научно-исследовательский политехнический университет, г. Пермь.
  • Анциферова И.В., д.т.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Пермский научно-исследовательский политехнический университет, г. Пермь.

Работа получена 23.11.2011


Библиографическая ссылка

Фролов С.Е. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4995 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674