В истории известны два пути пробуждения сознания: с помощью внешнего формирующего воздействия, задачей которого является совершенствование человеческой природы (Платон, Я.А. Коменский и др.), и путем саморазвития, реализующего потребность в самоосуществлении, при котором задача педагога состоит лишь в направлении деятельности и помощи в случае необходимости (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Бюллер и др.).
Следование первым путем доминировало на протяжении всей предшествующей истории человечества. На современном этапе развития происходит переход к личностно ориентированному и личностно развивающему образованию, признающему активный процесс становления человека, и следованию по пути саморазвития, обусловливая слом стереотипов о месте и роли педагога, средствах и технологиях его деятельности в образовательном процессе. Динамика становления открывает иное место человека в порядке сущего: оно рассматривается с точки зрения важности, значимости, доступности, транзитивной соотнесенности формирующего воздействия и способности к саморазвитию.
Сегодня происходит поворот к платоновской схеме бытия, где сущность и предназначение человека понимаются как функция по поддержанию гармонии живого, целостного организма-Космоса. Это, становясь условием жизнеспособности мира и самого человека, требует нового типа организации социокультурного наследования в обществе, которое могло бы обеспечить не только культуру принятия средств взаимодействия, но и культуру выработки таких средств на уровне личности.
Разрешение дилеммы: либо стандарты и нормы задают функции индивидам, определяют личностные роли, либо конкретные контексты человеческих взаимодействий формируют эти нормы и стандарты, выявляют их функции, закрепляют за ними фиксированные позиции в человеческих взаимоотношениях - связано с пониманием стандартов и норм как средств человеческого взаимодействия и личностной самоактуализации. Данное понимание находится в контексте подходов к организации образовательной деятельности. Подход к образованию, ориентированному на компетенции (competence-based education - CBE), был социально востребован сферой промышленного производства, сформулировавшей новый запрос к качественному образованию, включающему критерии, обеспечивающие формирование и развитие социальных, нравственных, профессиональных качеств личности.
Институционально организация образовательной деятельности представлена рядом образовательных моделей. Самой распространенной моделью обучения в отечественной практике современного образования является модель «конвейера», ориентированная на передачу, закрепление и контроль знаний. Развитие образовательной активности в данной модели рассматривается как увеличение учебных текстов и расширение учебных программ. Доминирует императив государственных образовательных стандартов, понимаемых не как культурные нормы, необходимые для освоения и развития человека, а как некий набор знаний, умений, навыков. В рамках данной модели реформирование образования понимается и, соответственно, осуществляется как совершенствование преподавания предметов, согласование часов и дисциплин, разработка учебных планов и программ. При этом остается невостребованной функция образования как института социокультурного посредничества.
В большей степени соответствует функциональной предзаданности компетентностного подхода реализация проектной модели, в которой образовательная деятельность организуется в пространстве опережающего имитационного проигрывания различных ситуаций в обучении, моделирующих реальные профессиональные либо социальные контексты, развивающие специальные навыки решения разнообразных, в том числе профессиональных задач, позволяющие создавать новые нормы и образцы, новые типы и структуры деятельностей. Участие в проектной деятельности основывается на активном использовании личностно и практико-ориентированного потенциала образования.
В настоящее время находит активное применение в образовательном процессе сетевая модель, главной фигурой которой является трансфессионал, или ведущий поиск обучающийся-навигатор, идущий по лабиринту траектории своего образования, выделывающий себя и постоянно себя проблематизирующий, не останавливающийся на ставшем состоянии, активно использующий и создающий информационные базы, действующий в сетевом «образовательном коммунитасе» как пространстве, в котором конкретный человек, становящийся субъектом, собирающий сугубо свой вариант своего образования (начиная от освоения глубоко продвинутых культурных практик и кончая простыми формами адаптации и социализации), является сам предпринимателем своего образования, меняя свою профессиональную и культурную идентичность.
Мы полагаем, что именно благодаря применению компетентностного подхода создается идеологическая платформа для интеграции обозначенных образовательных моделей в пространстве образовательных практик. Образование в этом качестве становится сетевым в смысле его открытости и доступности разных культурных практик для разных потребителей и субъектов образования. Исходя из понимания условий реализации личностно и практико-ориентированного образования, акцент в организации образовательных практик необходимо делать на взаимодополняемости, а не противопоставлении технического оснащения образовательной деятельности и обеспечения ее гуманитарной составляющей.
Усиление внимания к роли личности в образовательном процессе на современном этапе развития обусловлено усилением влияния рынка на сферу образования. В.В. Шаронов выделил сущностное свойство рынка, отметив острое и бескомпромиссное проявление «автофаговости» человека, «то есть использования самого себя как средства, как ресурса собственного выживания» [4]. Феномен «быть личностью» представляет собой особую форму социального бытия человека, акт самотворения в заданном и созидаемом человеком контексте. Понимание природы личности, названное А.Н. Леонтьевым «коперниканским переворотом», связывается с параметрами ее включенности в межиндивидуальное пространство предметных и коммуникативных связей и отношений между людьми [2].
Становление личности можно рассматривать одновременно как адаптивную и творческую реакцию на специфические условия жизнедеятельности человека, в которых (или вопреки которым) человек творит собственную жизнь, становясь относительно свободным от внешних условий и собственных особенностей, самостоятельно изменяя и трансформируя и то, и другое. Личность, следовательно, способна к самоформированию и оказывает формирующее воздействие, выходя за пределы текущей ситуации, она неотторжима от системы социальных связей, в которые включена. М. Хайдеггер различал человека безликого и подлинного человека [3]. Первый представляет собой существо, подчиненное стереотипам, закрытое от свободы бытия, второй - переживает существование как исчерпывающую целостность и в итоге обретает подлинное бытие, максимально самореализуясь. Таким образом, мера развития личности определяется мерой усвоения (интериоризации) социальных отношений и мерой отдачи, участия (экстериоризации) в преобразовании себя и практик повседневности. Формируя профессиональную идентичность, процесс профессионализации стимулирует постепенное «сращивание» подструктур - образа «Я» и образа профессии. Согласование выделенных уровней обеспечивается:
- переосмыслением (выбор и построение профессиональной стратегии, профессионального развития, в процессе которого личность отказывается от прежних смысловых ориентаций, формируя новые представления о смысле профессиональной самореализации);
- переоцениванием (изменение ценностных ориентаций, смена личностной парадигмы);
- преображением (процесс поиска нового образа «Я», радикального изменения способа восприятия профессии и соответственных ему образных представлений).
Профессиональное становление рассматривается как непрерывный процесс «проектирования» личности как субъекта данного процесса, изменяющего и развивающего свою личность средствами профессии и учитывающего ожидания общества от профессионала. Динамика профессионального самоопределения проявляется в поиске человеком себя в профессии, степени соответствия собственных особенностей ее требованиям, в действиях по саморазвитию и достижению более полного соответствия самого себя выбранной профессии и профессии - собственным устремлениям и качествам. Поэтому профессионализм характеризуется не столько профессионально значимыми качествами и знаниями, сколько искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием и исполнением деятельности, являющимся результатом профессионального творчества, а не простого прироста знаний, умений, навыков.
Усиление роли образования в экономическом развитии, связанное с изменениями во взаимодействии двух факторов производства (субъективного и объективного), и прежде всего с превращением человеческого фактора в ведущую и определяющую производительную силу, обусловило устойчивый интерес современного бизнеса к данному ресурсу, выступающему условием и одновременно фактором роста его эффективности. В становлении нового, инновационного типа экономического развития приоритетное значение приобретают качественные факторы, получившие название «человеческого капитала». Образование относится к одной из форм человеческого капитала на основании того, что становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков либо того и другого вместе. Экономически востребованными и обоснованными стали многие качества, и современный работодатель заинтересован в работнике, который:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
- обладает критическим и творческим мышлением;
- способен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них.
Очевидно, что образовательная подготовка, ориентированная на формирование только профессиональных качеств, не может выполнить заказ современного бизнеса. В конкурирующих условиях на рынке труда - приоритет за специалистом с качеством образования, увеличивающим стоимость рабочей силы, и в этой связи современный рынок труда характеризуется доминированием тенденции повышения спроса на квалифицированных специалистов. Подход к экономическому росту с точки зрения человеческого фактора выдвинул на первое место поиск способов активизации творческой самореализации и самодвижения. Выбор компетентностного подхода в качестве инновационного ресурса обусловлен его комплексной основой, синтезирующей модель квалификационных требований (в том числе профессиограмму) и модель компетенций.
Изменение экономической ситуации диктует требования и создает предпосылки к конкретным преобразованиям системы профессионального образования, когда жизнеспособность профессиональных образовательных учреждений определяется, с одной стороны, качеством и уровнем профессиональной подготовки, а с другой - востребованностью профессий. Современный рынок труда определяется как арена, на которой индивидуумы конкурируют друг с другом в получении работы. Важным параметром квалификации является профессиональная гибкость, которая предполагает у работников наличие двух или нескольких специальностей, обеспечивающих им большую мобильность при перемене труда. Данные процессы обусловили трансформацию образовательной сферы в сферу рыночных отношений с взаимодействием двух потребительских рынков и соответственно двух групп потребителей: специалиста как промежуточного потребителя (рынок образовательных услуг) и работодателя как конечного потребителя (рынок труда). Ориентированность современного бизнеса на человеческий потенциал как возможность для создания экономических благ обусловила поиск новых методов повышения его качества. Включенные в любое действие ресурсная и продуктивная составляющие через развитие компетенций способствуют превращению ресурса в продукт, что имеет важное практическое значение, поскольку качество подготовки специалиста оценивается, в первую очередь, потенциальными работодателями.
Реализация компетентностного подхода является катализатором образовательной сферы, побуждая к принятию решений и поиску путей достижения соответствия качества подготовки специалистов требованиям практических сфер профессиональной применимости их знаний, опыта, потенциала. Подтверждением этой функциональной принадлежности компетентностного подхода к культурно-цивилизационному механизму развития человека и общества в целом является история происхождения самого данного подхода. Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения современного рынка труда и определения требований по отношению к работнику.
Многочисленные исследования, проведенные в области рынка труда в 90-е годы XX столетия, привели к выводу о том, что необходим переход от хорошего специалиста - к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник не отрицает качеств хорошего специалиста, т.е. специальной профессиональной подготовленности, но в тоже время может работать в команде, принимает самостоятельные решения, инициативен, способен к инновациям. Развитие таких качеств обусловило актуализацию потребности формирования у человека опыта ответственного выбора, эффективного использования ограниченных ресурсов, умения вести переговоры и многих других способностей, необходимых для жизни в быстро меняющемся обществе.
Поскольку в современном мире жизнь в целом, в том числе и профессиональная деятельность, характеризуется возрастающей сложностью и динамикой, человек должен быть способен функционировать в сложной динамичной среде. В этой связи одним из ключевых требований компетентностного подхода является необходимость реализации задачи развития способности решения возникающих перед человеком проблем в незнакомых ситуациях. Процесс использования приобретенных компетенций в ситуациях, слабо сходных с ситуациями, для которых эти компетенции предназначены, получило называние «дальнего переноса» (far transfer). Навыки, способствующие дальнему переносу, также как и способность к обучению, включаются в способы решения проблемы перехода от институтской скамьи к реальной профессиональной деятельности.
Компетентностный подход позволяет разработать систему, соединяющую требования бизнеса, управления персоналом и задачи современного образования, объединяя их бизнес-процессом. Его реализация чрезвычайно важна для того, чтобы объединить образование и дополнительное обучение, сбалансировать их с потребностями рынка труда и обеспечить мобильность трудовых ресурсов. Главное достоинство компетентностного подхода - в его интеграционном потенциале и гибкости. Реализация идеи формирования компетентности специалиста невозможна без развития интеллектуально-рефлексивного способа мышления, проявляющегося в экстенсивной, интенсивной и конструктивной рефлексии. Рефлексивный компонент увеличивает целенаправленность и устойчивость мотивации познавательной деятельности, развивает прогностические способности, прямо и косвенно влияя на формирование надпредметных личностных свойств, составляющих содержательную компоненту компетенций. Система образования в идеальном варианте должна обеспечивать:
- отдельной личности - условия развития, успешной деятельности и самореализации как через получение образования, «заказанного» государством или обществом, так и через формирование собственной образовательной траектории;
- обществу - возможность развития социальных компетенций, отвечающих его актуальным запросам. Каждому этапу развития общества соответствует своя система ценностей, и социальный смысл института образования - содействовать адаптации молодежи к реальным условиям экономической и социокультурной среды;
- государству - возможность подготовки специалистов определенной квалификации в количестве, обеспечивающем потребности государства для исполнения возложенных на него обществом обязанностей;
- бизнесу - компетентного, высококвалифицированного специалиста, способного сразу выполнять необходимые функции.
По сути компетентностный поход, являясь отражением изменений в характере и содержании труда, профессиональном обучении и образовании, выступает политикой в развитии сферы труда и образования. Модернизация образования, связанная с компетентностным подходом, обусловливает изменения в социальных функциях образования, когда оно выступает не только образовательно-педагогическим процессом воспроизводства человека, но и условием выявления человеческой сущности, каждый раз вновь открывающейся перед вновь входящим в мир человеком. Образование в контексте идеологии компетентностного подхода должно трансформироваться из средства обучения человека в способ развития адекватной современному обществу творческой личности.
Рецензенты:
- Яковлев Б.П., д.псих.н., профессор Сургутского государственного университета, г. Сургут.
- Литовченко О.Г., д.б.н., Сургутского государственного университета, г. Сургут.
Работа получена 23.11.2011
Библиографическая ссылка
Родермель Т.А. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА КАК ФАКТОРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4991 (дата обращения: 11.05.2025).