Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Кудрина Е.А. 1 Толмачев Д.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», Ижевск, Россия
В статье представлены результаты социально-гигиенического исследования здоровья и психоло-гического статуса 209 преподавателей медицинского вуза. Установлено, что большинство обследуемых имели низкий уровень медицинской активности. Заболеваемость, по данным углубленного медицинского осмотра, превысила регистрируемую (заболеваемость с временной утратой трудоспособности) в 1,8 раза, а результаты социологического опроса – в 2,9 раза. Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности выявлен у 64,3±2,7 и 42,4±2,9 из 100 специалистов, у половины преподавателей был сформирован или находился в стадии формирования синдром эмоционально-го выгорания (в 25,8% и 36,6% случаев соответственно).
преподаватели медицинского вуза
здоровье
заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности
медицинская активность
синдром эмоционального выгорания
1. Ахмерова С.Г. Образ жизни и здоровье педагогов // Актуальные проблемы здоровья населения : тезисы докл. Всерос. конф. - Бирск, 2000. - С. 8-11.
2. Бахе М.Я. Факторы риска здоровья медицинских работников / М.Я. Бахе, И.Ю. Лусе, Д.Р. Спруджа // Медицина труда и промышленная экология. - 2002. - № 3. - С. 28-33.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб. : Питер, 1999. - 434 с.
4. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / под ред. акад. РАМН проф. О.П. Щепина, члена-корр. РАМН проф. В.А. Медика. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 384 с.
5. Измеров Н.Ф. Охрана здоровья рабочих и профилактика профессиональных заболеваний на современном этапе // Медицина труда и промышленная экология. - 2002. - №1. - С. 1-7.
6. Максимов И.Л. Состояние здоровья врачей многопрофильной больницы // Здравоохранение РФ. - 2003. - № 3. - С. 38-41.
7. Профессиональные заболевания работников здравоохранения : методическое пособие / Н.Х. Амиров [и др.]. - Казань : ГОУ ВПО «КГМУ» МЗиСР РФ, 2005. - 84 с.
Высшее медицинское образование является важнейшей составной частью системы непрерывного профессионального образования. При этом от результатов деятельности и состояния здоровья участников образовательного процесса в огромной степени зависит возможность максимальной передачи знаний и опыта, способствующих воспитанию и обучению будущих специалистов [1; 5]. Между тем уровень здоровья медицинских работников, в том числе и профессорско-преподавательского состава высшей медицинской школы, зачастую ниже, чем у представителей других профессий [2; 4; 6; 7]. В связи с этим возрастает роль углубленных социально-гигиенических исследований здоровья преподавателей, результаты которых должны использоваться для разработки профилактических мероприятий данной категории трудящихся.

Целью настоящего исследования явилась комплексная социально-гигиеническая оценка здоровья и психологического статуса профессорско-преподавательского состава медицинского вуза.

Материалы и методы

В исследование было включено 209 профессоров и преподавателей клинических кафедр ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», работающих на полную ставку, в возрасте 27-80 лет. Средний возраст опрошенных составил 45,5±3,4 лет. Все специалисты имели высшее медицинское образование. Среди обследованных 31,6% были мужчинами, 68,4% - женщинами.

Оценка состояния здоровья преподавателей проведена на основе анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ), углубленного медицинского осмотра (с включением «узких» специалистов: невролога, офтальмолога, отоларинголога) и самоанализа самочувствия. Источником статистической информации о ЗВУТ послужили данные из листов временной нетрудоспособности преподавателей ИГМА за 4-летний период (2007-2010 гг.). Полученный материал после алфавитизации и логической проверки качества данных подвергнут шифровке, компьютерной обработке с занесением в разработочно-аналитические таблицы. Разработка и систематизация его осуществлялась в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (ВОЗ). При этом оценивались число случаев и дней нетрудоспособности на 100 работающих и средняя длительность одного случая.

Социологический опрос проведен с использованием разработанной «Карты социально-гигиенического исследования состояния здоровья, условий труда и образа жизни преподавателей медицинского вуза г. Ижевска». Анкетирование проведено с информированного согласия респондентов и соблюдением этических норм.

Психологический статус изучен на основе оценки личностной и ситуативной тревожности по опроснику Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), уровня невротизации по Л.И. Вассерману и формирования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) по адаптированной методике В.В. Бойко [3]. Математический аппарат включал альтернативный, вариационный и корреляционный анализ.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности за период 2007-2010 гг. показал, что у преподавателей клинических кафедр медицинского вуза по сравнению с медицинскими работниками Удмуртской Республики в целом по всем видам нетрудоспособности показатели были ниже. Так, у профессорско-преподавательского состава число случаев ЗВУТ в среднем было меньше по всем причинам в 1,5 и по болезни - в 1,4 раза (рис. 1).


Число дней нетрудоспособности у преподавателей было снижено по сравнению с медицинскими работниками по всем причинам в 1,7 раза, по болезни - в 1,5 раза (рис. 2).

Средняя длительность одного случая ЗВУТ составила 8,4 дня, что также ниже, чем у медицинского персонала в целом (соответственно 13,4 дня). Полученные показатели ЗВУТ мы считаем условно благополучными и связываем их с низкой активностью взятия листка нетрудоспособности преподавателями, аргументированной (по данным социологического опроса) необходимостью поддержания у студентов высокого уровня знания преподаваемого предмета, большой преподавательской нагрузкой и отсутствием адекватной замены на период болезни.

При сравнительном анализе структуры заболеваний с ВУТ в целом по отдельным ведущим классам болезней установлено, что в обеих группах первое место по числу случаев и дней нетрудоспособности занимали заболевания органов дыхания, второе место принадлежало болезням системы кровообращения. На четвертом месте у преподавателей находились болезни глаза и его придаточного аппарата. Болезни органов пищеварения и мочеполовой системы в обеих группах занимали пятое-шестое место, новообразования были на восьмом месте. Обращает на себя внимание, что на третьем месте у преподавателей находились болезни нервной системы, тогда как у медицинских работников они занимали седьмое место (табл. 1).

Таблица 1. - Заболеваемость с ВУТ по отдельным классам болезней (на 100 работающих)

Классы, группы,

нозологические формы болезней

Преподаватели

Медицинские работники

Число

случаев

Ранг

Число случаев

Ранг

1. Инфекц. и паразитарные заболевания

-

 

0,8

9

2. Новообразования

6,3

8

0,9

8

3. Болезни крови и кроветворных органов

3,1

11

0,3

13

4. Болезни эндокринной системы

4,2

10

0,4

12

5. Психические расстройства

-

-

-

-

6. Болезни нервной системы

21,2

3

1,1

7

7. Болезни глаза и его придаточного аппарата

17,0

4

0,6

10

8. Болезни уха и сосцевидного отростка

7,4

7

0,5

11

9. Болезни системы кровообращения

35,1

2

4,6

2

10. Болезни органов дыхания

55,3

1

18,7

1

11. Болезни органов пищеварения

12,7

6

2,0

6

12. Болезни кожи и подкожной клетчатки

-

 

0,8

9

13. Болезни костно-мышечной и соединительной ткани

5,3

9

4,0

3

14. Болезни мочеполовой системы

13,8

5

2,1

5

15. Травмы, отравления и некот. др. последствия воздействия внешних причин

-

 

3,6

4

Всего по заболеваниям

182,9

-

86,1

-

По нашему мнению, это связано с особенностями трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, связанной с необходимостью принимать оперативные решения, неравномерностью нагрузки, высокой плотностью межличностных контактов, возможностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в строгие временные рамки, что приводит к развитию нейроциркуляторных расстройств и формированию СЭВ.

Анализ состояния здоровья показал, что 60,0±3,7 из 100 опрошенных считали свое самочувствие удовлетворительным, плохим - 9,6±2,7, треть (30,4±3,3) относили себя к практически здоровым. Однако наличие хронических заболеваний, по данным социологического опроса, выявлено у большинства (82,7±3,1) преподавателей, у каждого шестого - частые простудные заболевания. Эти результаты подтвердили и данные углубленного медицинского осмотра: только 7,7±2,6% специалистов были отнесены к группе практически здоровых. При этом сочетание двух хронических заболеваний было выявлено у 34,2±5,9% обследованных, трех - у 9,1±1,1%, четырех - у 3,6±1,9%. В целом заболеваемость, по данным углубленного медицинского осмотра, превысила регистрируемую в 1,8 раза, а результаты социологического опроса - в 2,9 раза.

Оценка формирования навыков здорового образа жизни и гигиенического поведения показала низкий их уровень: из 100 опрошенных 62,3±2,0 употребляло спиртные напитки, 31,3±3,8 - курили, из них значительное число респондентов выкуривало больше пачки сигарет в день. Анализ медицинской активности также выявил низкий ее уровень. Так, из 100 опрошенных за медицинской помощью при заболевании сразу при ухудшении состояния обращалось 20,9±3,4, после того как не помогает самостоятельное лечение - 35,1±3,1. Среди причин необращения за медицинской помощью 37,8±3,0 из 100 преподавателей отметили, что лечатся самостоятельно, обращались за медицинской помощью, если не помогало самолечение 27,1±3,5, когда становилось трудно работать 22,4,0±3,4. Примечательно, что большинство специалистов (74,3±3,7) считали рекомендации врача лишними.

Рекомендации по совершенствованию образа жизни и здоровьесберегающего поведения выполнялись еще меньшим количеством респондентов. Так, активно занималось физкультурой и спортом только 8,1±2,5 из 100 преподавателей, 33,9±3,0 занимались от случая к случаю, а 50,4±1,5 - не занималось вообще. Мотивация невыполнения рекомендаций врача при заболевании повторяла причины негигиенического поведения, что свидетельствует об отсутствии сформированных навыков здорового образа жизни и установки на сохранение здоровья. Печально, что сознательное отношение к своему здоровью отсутствует у специалистов, призванных не только оказывать медицинскую помощь, но и пропагандировать здоровый образ жизни среди студентов.

При оценке психологического статуса высокий уровень личностной и ситуативной тревожности выявлен соответственно у 64,3±2,7 и 42,4±2,9 из 100 специалистов. Уровень невротизации профессоров и преподавателей соответствовал среднему (14,3 балла), оперативная оценка самочувствия, активности и настроения респондентов находилась в верхней границе статистической нормы (4,6-5,1 баллов).

Анализ уровня развития СЭВ показал, что у половины преподавателей он был сформирован или находился в стадии формирования (в 25,8% и 36,6% случаев соответственно), только у 37,6% специалистов он не был сформирован. Практически половина преподавателей медицинского вуза находилась в сформировавшейся фазе «резистенция», характеризующейся снижением рабочей продуктивности и самооценки своей компетентности. Обращает на себя внимание, что у четверти была сформирована фаза «истощение», связанная с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к студентам, приводящего к редукции (упрощению, сокращению) профессиональных обязанностей и чувству опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, что имеет важное социальное значение. По нашему мнению, это связано с тем, что по роду своей деятельности преподаватель находится в постоянном контакте со студентами, требующем значительного физического и эмоционального напряжения, при этом он должен проявлять терпимость, уравновешенность, собранность, быть выдержанным и спокойным, что довольно непросто и способствует формированию СЭВ.

В результате исследования выявлены доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз СЭВ. Так, в фазе «напряжение» наиболее выражен был симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», составивший в среднем 21,1 баллов. В фазе «резистенция» превалировали симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей» (21,1 и 21,4 балла соответственно), проявляющиеся как снижение чувства компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. В фазе «истощение» ведущими симптомами являлись «эмоциональный дефицит» и «личностная отстранённость» (21,8 и 24,0 балла соответственно), представляющие собой приёмы психологической защиты в форме дистанцирования от студентов и коллег. Следствием этого становится невозможным получать обратную связь и социальную поддержку, а профессиональная деятельность не приносит морального удовлетворения. Это имеет важное медико-социальное значение, так как приводит к ухудшению качества преподавательской деятельности и отсутствию творческого подхода к решению задач.

Заключение

Проведенное исследование показало, что уровень здоровья у большинства обследованных преподавателей был низким, отношение к нему деструктивным, образ жизни не способствовал его укреплению, а у половины специалистов сформирован синдром эмоционального выгорания. В этой связи требуется разработка и внедрение в систему здравоохранения мероприятий по социальной, психологической и юридической профилактике здоровья профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Кроме того, необходимо проведение психологической коррекции многогранного профессионального становления преподавателей как с позиций адаптации к профессии, так и в плане реализации потенциала специалиста, удовлетворенного своим трудом.

Рецензенты:

  • Подлужная М.Я., д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения факультета повышения квалификации ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера», г. Пермь.
  • Садыкова Т.И., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, г. Казань.

Работа получена 14.11.2011


Библиографическая ссылка

Кудрина Е.А., Толмачев Д.А. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4969 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674