К основным задачам ИАС можно отнести: эффективное хранение, обработка и анализ данных. В ходе исследований и разработок накоплен богатый опыт в этой области.
Эффективность хранения информации достигается путь внедрения в состав информационно-аналитической системы большого количества разнообразных источников данных. Обработка и объединение информации достигается путем использования инструментов извлечения, преобразования и загрузки данных. Анализ данных осуществляется за счет применения современных средств делового анализа данных.
Архитектура типичной ИАС в общем виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Архитектура информационно-аналитической системы
В последнее время был окончательно сформирован основной набор новых концепций хранения и анализа корпоративных данных:
- Хранилища данных, или Склады данных (Data Warehouse) [6, 2];
- Оперативная аналитическая обработка (On-Line Analytical Processing, OLAP) [5, 3, 4, 10];
- Интеллектуальный анализ данных (ИАД) (Data Mining)) [7, 8, 9,1].
Технологии OLAP плотно взаимодействуют с другими технологиями, такими как: хранилища данных (Data Warehouse) и методы интеллектуальной обработки (Data Mining). Исходя из этого, оптимальный вариант - комплексный подход в процессе их внедрению.
Изучением указанной проблемы занимается ряд ведущих университетов и научно-исследовательских институтов России: СФУ г. Красноярск, СибГТУ, СибГАУ, КНЦ СО РАН, СибНИИ охотничьего хозяйства, Институт вычислительного моделирования СО РАН.
В статье предложена ИАС для управления учебным процессом ВУЗа.
Система разработана в ходе написания диссертационной работы на соискание степени кандидата технических наук по специальности 05.13.10. - Управление в социальных и экономических системах.
Созданный по технологии OLAP программный продукт «Информационно-аналитическая программа "Выбор"» (сокращенно «Выбор») состоит из следующих компонентов (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура программного продукта «Информационно-аналитическая программа "Выбор"»
В структуре программного продукта, для решения проблемы взаимодействия между OLAP-сервером и клиентской частью, создана подсистема взаимодействия с клиентской частью. В связи с этим нет необходимости установки дополнительного специального программного обеспечения, предназначенного для клиента. Так как подсистема использует собственный протокол обмена данными, появилась возможность использовать единую подсистему просмотра и анализа информации при работе с различными типами OLAP-сервера.
Подсистема управления необходима для того, чтобы упростить взаимодействие с OLAP-сервером в процессе заполнения базы данных (БД) информацией. Внедрение подсистемы позволит использовать разработанную программу пользователям, у которых недостаточно или вовсе нет опыта работы с подобными программными продуктами.
В хранилище данных (Data warehouses) содержатся оперативные данные, которые собираются, интегрируются из разных источников. При использовании хранилище данных позволяет значительно повысить скорость получения данных, возможность использования среза и сравнения данных, а так же иметь на выходе непротиворечивые, полные и достоверные данные.
Программный продукт представляет собой дружественный, интуитивно понятный интерфейс, который не требует от пользователя специальных знаний и навыков (рисунок 3).
Рисунок 3. Интерфейс пользователя
Информация отображается в форме таблиц. Предусмотрена возможность выбора таблиц при помощи кнопок управления (рисунок 4).
Рисунок 4. Просмотр информации в программе
Анализ информации может проводиться даже неквалифицированным в вопросах эксплуатации компьютера пользователем.
Во время анализа информации пользователь выбирает ее из реляционной базы данных (РБД). Затем, программный продукт выполняет запрос на выборку, определяя совпавшие и не совпавшие дисциплины, и сортирует их в соответствующие таблицы (рисунок 4).
Механизм выполнения запроса осуществляется программным продуктом без вмешательства пользователя, т.е. по средствам программирования на языке SQL.
Для отображения данных из БД на пользовательский интерфейс в ходе проектирования программного продукта были использованы ADO компоненты.
В программном продукте генерируются отчеты стандартной формы, на основании данных, которые содержаться в таблицах, сформированных по итогам запросов на выборку. Соответственно сгенерированным таблицам, по требованию пользователя, формируются отчеты: «Совпавшие дисциплины» и «Не совпавшие дисциплины».
В отчетах предусмотрены функции «Экспорт» и «Печать».
Функция «Экспорт». Данная функция позволяет сохранять сформированные отчеты либо в текстовом формате, либо в формате HTML-страницы. Сохранение отчета в формате HTML-страницы позволяет хранить отчеты на сайте вуза для быстрого доступа к ним лиц, принимающих решение.
Функция «Печать». Эта функция позволяет выводить сформированный отчет на бумажный носитель. Имеется возможность настройки печати.
Сформированные отчеты позволяют упростить и ускорить процесс принятия решения, а также уменьшить вероятность возникновения ошибки.
Внедрение данной ИАС позволяет более детально анализировать данные, выбрать учебный план с минимальным количеством дополнительных для изучения дисциплин, сократить сроки переподготовки и перепрофилирования.
Рецензенты:
- Серебровский Владимир Исаевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Информационные и электротехнические системы и технологии», ФГОУ ВПО Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, г. Курск.
- Николаев Виктор Николаевич, доктор технических наук, профессор, начальник отдела научно-образовательного центра, НИЦ (г. Курск) ФГУП «18 ЦНИИ» МО РФ, Российская Федерация. г. Курск.
Библиографическая ссылка
Титова Г.С. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВУЗА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ, ЕЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4965 (дата обращения: 11.05.2025).