Современное общество сталкивается с множеством серьезных проблем: от глобальных катаклизмов до человеческой бедности. Меняется облик планеты Земля, конфигурации государств, моральные ценности. Мы наблюдаем калейдоскоп событий, которые происходят быстро и одновременно. Человек не может проанализировать то множество фактов, процессов, событий, которые он наблюдает. В итоге мы предчувствуем будущее «лишь как некую абсолютную опасность. Ведь оно полностью порывает со сложившимися нормами, и потому оно может явить себя, показать себя лишь в чудовищном облике» [6; C. 118].
Общество является самоорганизующейся системой и ему свойственны волнообразные процессы, представляющие собой последовательное прохождение различных циклов. Цикл - это последовательный законченный процесс, элементы которого, подчиняясь внутренней закономерности, следуют, или чередуются в определенном порядке, в течение определенного промежутка времени. Категория цикл отражает переходно-преобразовательные процессы и сдвиги в крупных общественных системах, которые могут повторяться с определенным временным интервалом. Все циклические процессы, в том числе и социальные, имеют колебательную или волновую природу. Циклы и волны выражают две стороны единого циклично-волнового процесса. При этом циклы носят более строгий, регулярный характер и обусловлены, в основном, действием внутренних системных факторов. Волны же подвержены действию как системных, так и случайных факторов и, следовательно, могут во времени не повторяться. Волна определяет направленность социального развития. При этом волны в обществе характеризуются высокой степенью изменчивости и непредсказуемости. Они представляют непрерывное развитие, которое может включать в себя ряд циклов, представляющих отдельные этапы в развертывании волнового процесса. Циклические и волновые процессы выражают диалектическое единство повторяемости и необратимости общественных явлений. Цикл указывает на протекающий в определенном пространстве и в определенное время относительно завершенный процесс развития общественной системы, а волна отражает форму распространения возникающих в обществе явлений в виде колебательных движений. Особенностью циклично-волнового процесса является выход социума на качественно новый уровень функционирования, представляющий необходимое условие его самоорганизации. Волновые процессы в обществе связаны с изменением социальной среды во времени и пространстве. При этом энергия изменений порождает временной лаг (длительное или кратковременно состояние) социального предела. Волны имеют различную протяженность. Существуют волны глобального исторического развития протяженностью около 500 лет, волны более короткие - 100-50 лет, короткие - 10-12 лет, сверхкороткие - 3-5 лет.
Циклы так же различны по длительности и пространственному охвату: глобальные циклы эволюции земной цивилизации; циклы развития отдельных стран и регионов; циклы изменений институциональных структур в конкретных обществах, циклы организационных и групповых изменений и, наконец, циклы жизни отдельного человека. Состояния коренного изменения человеческого общества происходят при наложении глобальных (иногда к ним подключаются и природные циклы, влияние которых на человеческое общество убедительно доказано всей историей философии), региональных, институциональных и индивидуальных циклов.
В историческом процессе следует различать два пути, ведущие к порядку. Первый - это когда историческое пространство становится структурно более сложным и приобретает новое качество (путь развития). Второй - это упрощение структуры и утрата определенного качества (путь деградации) [1]. В первом случае переход из одного цикла в другой означает подъем на более высокую ступень развития путем приобретения нового качества. В процессе перехода происходит смена целей и программ развития. Переход есть всегда изменение, поэтому происходит смена векторов предела (понимаемого как порядок, так как он придает обществу как некой форме определенные очертания) и беспредельности (хаоса). Таким образом, изменению системы соответствует изменение самой ее сущности, и, следовательно, степень доминирования одного из ее начал (предела или беспредельности). П.А. Сорокин, исследуя проблему соотношения нового и традиционного (старого) в социокультурных процессах, отмечал, что «любой социокультурный процесс в каждый момент является новым и в то же самое время старым. Эти два противоположных утверждения - система является вечно новой и вечно старой, вечно изменяющейся и вечно той же самой - взаимно дополняют друг друга» [5; C. 846].
Н. Данилевский считал, что Европе свойственны столетние циклы. Начало каждого из них приходилось на середину века. Он подчеркивает, что ритмы различных цивилизаций разнообразны и часто не сходны между собой. На этом основании русский мыслитель пытается построить доказательство особого пути России. Данилевский говорил о рождении, расцвете, усталости и истощении энергии цивилизации и об ее упадке. Периоды жизни цивилизаций коротки и их неминуемо ждет финальный конец, который может быть в двух вариантах: «... они или успокаиваются на достигнутом ими, считая завет старины вечным идеалом для будущего, и дряхлеют в апатии самодовольства..., или достигают до неразрешимых с их точки зрения антиномий, противоречий, доказывающих, что их идеал... был неполон, односторонен, ошибочен, или что неблагоприятные внешние обстоятельства отклонили его развитие от прямого пути, - в этом случае наступает разочарование, и народы впадают в апатию отчаяния» [2; C. 106]. Весомым вкладом в циклическую теорию была мысль Н. Данилевского, что расцвет культуры и творчества не совпадают с пиком расцвета цивилизации. Именно после прохождения наивысшей точки расцвета начинается взлет культуры. Россия моложе западной цивилизации и, следовательно, у нее еще есть будущее, согласно Данилевскому. Н. Гумилев считал, что в XIX веке Россия вступила в фазу надлома, а в конце XX в. - начале XXI в. и в инерционную фазу. Ситуация циклического запаздывания России в отношении Запада известна давно. Однако с начала XX века и особенно в XX веке мы уже скорее наблюдаем выравнивание социальных циклов. Такое положение связано с феноменом дециклирования, который лежит в основе модернистского и постмодернистского проектов.
В ходе каждого цикла происходит чередование волн дифференциации и волн интеграции, механизм, который кратко состоит в следующем. Доминирование глобальных процессов дифференциации способствует возникновению и первоначальному локальному развитию новых форм социальной жизни; однако по мере вызревания этих форм их развитие наталкивается на узкие локальные рамки и разрушает их. Происходит переход к доминированию процессов интеграции, благоприятствующих экспансии новых форм социальной жизни, их полному, исчерпывающему развитию в рамках возникающих мировых империй и наиболее широкому при данных условиях распространению. Вместе с тем это распространение рано или поздно наталкивается уже не на географические и межцивилизационные барьеры, а на исчерпание ресурсов и возможностей их дальнейшего развития. Возникает глубокий кризис, приводящий к крушению мировых империй и новой волне доминирования процессов дифференциации.
Совпадение критических точек разных циклов проявляется в виде особенно крупных, радикальных поворотов и сдвигов мирового развития. Одной из таких критических точек, разделяющих фазы различных по своей продолжительности и характеру циклов, скорее всего, является период середины XXI века (2040-е - 2050-е гг.) [3]. Таким образом, «чудовищный облик» будущего связан, не только с утратой привычной схемы развития, но и с совпадениями социальных (в том числе экономических) и природных циклов. В «Стокгольмском меморандуме», явившемся результатом ежегодной конференции лауреатов Нобелевской премии, проходившей 16-19 мая 2011 года в г. Стокгольме, было заявлено, что Земля вступила в новую геологическую эпоху - Антропоцен, в котором основную роль в процессах природных изменений играет человек. «Мы больше не можем исключить возможность того, что наши совместные действия вызовут переломные моменты, рискуя резкими и необратимыми последствиями для человечества и экосистем» [7; P. 3]. Такое положение лауреаты Нобелевской премии назвали Великой Трансформацией, которая требует изменения мышления людей. В меморандуме обозначены важнейшие приоритеты, для сохранения мирового сообщества, основанные на понимании, что:
- необходимо немедленно начать принимать решения, которые позволят восстановить биосферу и снизить социальное неравенство в мире;
- принимать долгосрочные решения, которые позволят изменить поведение людей, их ценности. А так же необходимо поддерживать способность людей к инновациям, адаптации и учебе.
Одним из важнейших советов, данных учеными человечеству, является совет о форсировании создания глобальных управленческих структур, для заботы о будущих поколениях. При этом наука должна играть ведущую роль в процессе принятия решений. К. Майнцер предложил найти глобальные параметры порядка, чтобы реализовать глобальное управление. Только выделив глобальные тренды порядка сложной динамики развития общества, мы имеем шанс воплотить в жизнь благоприятные тенденции. «Кооперация в сложных системах способствует принятию решений и действий для обеспечения устойчивого будущего сложного мира» [4]
Мы живем в мире так называемых самосбывающихся прогнозов. Этот механизм самонастраивания, самовнушения работает повсеместно. В эпоху широкой доступности информации, мы видим, что кризисы и катастрофы происходят постоянно, мир в нашем сознании стал уже не только сплетенным из различных рисков, но и апокалипсичным, близким к концу, катастрофичным. Ежедневно пребывая в информационном поле, где катаклизмы и катастрофы занимают первое место (первые новостные сообщения, центральные полосы газет и т.д.), мы задумывается о нашем будущем, и, следовательно, формируем его. «Надо жить здесь и сейчас», «после нас хоть потоп», «думай о сегодняшнем дне» и т.д. Все это порождает гедонистический и потребительский тип общества. Предела нельзя избежать, его нельзя перейти не став другим. Весь вопрос сегодняшнего дня, как нам перейти предел, и какими мы будем, после этого перехода? И в этой связи важен тот проект, который выберет общество.
Рецензенты:
Кащаев А.Е., д. филос. н., профессор кафедры философии и социальных наук ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск.
Осипов В.Е., д. филос. н., профессор кафедры философии и социальных наук, ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск.
Библиографическая ссылка
Струк Е.Н. ЦИКЛИЧЕСКО-ВОЛНОВОЙ ПОДХОД К ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4915 (дата обращения: 19.01.2025).